Беседуем об этом с Татьяной Гайдук, искусствоведом, кандидатом исторических наук, директором Феодосийской картинной галереи имени И. К. Айвазовского.
- Мы смотрим на все, - начинает свой рассказ Татьяна Викторовна, - из нынешнего, XXI века, глазами современного человека. Несмотря на то, что нас не так много по времени отделяет, изменилось на самом деле многое. Ожидать тогда какую-то мгновенную бурную реакцию на события, происходящие в глубокой провинции, было бы странно. Тем не менее, галерея почти сразу стала популярной и посещаемой. Но в прессе о ней, конечно, не писали, и в светских кругах судачили о другом. В 1880-е годы искусство стало более демократичным, чем было раньше. Это была ситуация, когда передвижники уже вышли из стен Академии, а Айвазовский в России оказался не в фаворе. Нам теперь трудно это представить, Айвазовский для нас абсолютная величина! Но тогда он в Европе и в мире был очень известным и почитаемым художником, а в России получал нелестные отзывы Стасова и Крамского, тогда популярными были передвижники. Задачей нового движения в искусстве было показать иную жизнь других слоев общества и вещи, далекие от эстетики в классическом понимании этого слова.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/11/11/articlesImages/image/65/10/fb/cc/e07a974446ba9c067b135a062118d2c6.jpg)
Сильный духом
Айвазовский же писал море. Будучи первым живописцем Главного морского штаба России, он воспел самые яркие сражения, в которых принимал участие русский парусный флот. Большая часть его творчества - это пейзаж. И демократически настроенной интеллигенции было странно, что в своем пейзаже Айвазовский не отображает тяжелый труд рыбаков или тяжелую судьбу моряков. Великий художник оказался аутсайдером.
- Но это был аутсайдер, сильный духом! - продолжает Татьяна Гайдук. - Зачем художнику нужна смелость? Ему хватало смелости, хватало мудрости, стойкости продолжать работать так, как работал он. Не изменять себе, а это сложно! В Европе он был по-прежнему так же популярен, как и раньше, а в США его выставка произвела фурор. Что такое культура США в девяностые годы XIX века? Это нечто новорожденное. И когда американское общество, по сути не имея представления о том, что такое европейское искусство, не все преодолевали океан, чтобы посетить музеи Лондона и Парижа, - когда это общество увидело картины Айвазовского… Американцы устроили художнику овацию, которая длилась десять минут! Под выставку был снят самый крупный в то время выставочный зал Нью-Йорка. И пораженные зрители услышали от гения, что он стал известным благодаря снисходительному отношению публики к его работам! Это даже не скромно, а какое-то другое измерение!.. А возвращаясь к галерее, она становилась все более популярной, так как в Феодосию заходили пароходы, и пассажиры обязательно приходили сюда. Айвазовский еще до открытия галереи слыл настолько яркой личностью, что притягивал к себе многих известных деятелей культуры, искусства, государственных мужей. Айвазовский сделал Феодосию крымскими Афинами!
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/11/11/articlesImages/image/d8/59/23/ae/ca89fc02a39cc63ab0b3779ba75c778b.jpg)
Отец города
На открытии галереи Айвазовский представил публике двадцать три полотна. Но сегодня мы не можем сказать, что это были за картины. Это сейчас галерея Айвазовского - музей, а тогда она выполняла свои непосредственные функции: была местом, где работы экспонируются и, естественно, продаются. В Феодосии художник свои полотна не продавал, здесь он собирал работы, потом картины уходили в другие залы и оттуда уже не возвращались. Вечный вопрос, сколько же у мастера работ?
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/11/11/articlesImages/image/83/76/59/33/633c0154e9fd323492026fcba20bbaad.jpg)
- Мы считаем, что около шести тысяч, - говорит Татьяна Викторовна. - Про Айвазовского сложилось множество мифов и легенд! Мы опираемся на архивные документы и, конечно, биографию писателя. Но и там порой встречаются такие казусы, которые требуют проверки. Например, своему биографу Айвазовский написал, что познакомился с Пушкиным осенью 1837 года. Прошло шестьдесят лет, маэстро перепутал! Но это очевидная неточность, и никто всерьез ее воспринимать не станет. Однако есть много всего другого, что не столь хорошо известно. И поэтому возникают разные интерпретации. Каждое поколение в творчестве известного деятеля искусства и культуры даже другого времени находит то, что важно и нужно именно этому поколению. Айвазовскому приписывают какое-то огромное количество картин, я слышала цифру в двенадцать тысяч, но это слишком! Он, конечно, был талантливым человеком. Многие его картины крупного и суперкрупного размера! Между тем, Айвазовский был человеком ниже среднего роста, и, чтобы писать картины таких огромных размеров, ему необходимы были двухъярусные леса и умение быстро передвигаться по ним! Кстати, он считал, что его лучшая картина еще не написана и она впереди. Он был трудоголиком по натуре и не ждал, когда его посетит муза. Айвазовский был очень деятельным человеком. Свое прозвище «отец города» он получил не просто так. Он много сделал для Феодосии, и объектом его благотворительности были самые простые горожане, в том числе из достаточно необеспеченных слоев общества. Он сам прошел этот путь и прекрасно помнил всегда, что это такое. Айвазовский, все это знали, давал приданое армянской девушке, если родители не могли дать его ей. Когда в малоимущей армянской семье рождался ребенок, он дарил приданое и этому малышу. Все, что происходило в городе, его непосредственно касалось, и во все он вникал!
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/11/11/articlesImages/image/3d/56/d5/44/4d103ec232884454f2a6bd0d1ebf6095.jpg)
На улице Горького, которая сейчас продолжает проспект Айвазовского, в те времена были лавки самых известных купцов, банки. Здесь была двухэтажная застройка: на первом этаже располагалась лавка, а на втором - квартира ее хозяина. И если кто-то решил построить одноэтажный дом, приезжал Айвазовский и, потрясая тростью, обрушивал на самочинца весь своей гнев: «Ты мне улицу портишь!» Страшно даже представить, как бы досталось нынешним строителям многоэтажной застройки в Старом Крыму и Коктебеле…
Открытие галереи
Но возвращаемся к разговору о галерее, недавно открывшейся после ремонта. И, конечно, это событие не только для Феодосии, весь Крым ждал ее открытия!
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/11/11/articlesImages/image/4d/67/b0/92/acf2b6d58b2245eaeee3bde4fd3cc9d9.jpg)
- Наш музей, - делится Татьяна Викторовна, - не строился специально под размещение экспозиции, как это происходит зачастую с современными музеями. За исключением выставочного зала, помещения, в которых мы располагаемся, - это жилой дом, и они не были рассчитаны на посещение их большим количеством народа, и это предполагает некоторые неудобства для размещения здесь музея. Но зато в доме есть своя история, своя аура. Здесь живут легенды, особые воспоминания, и это то, что выгодно отличает такие мемориальные здания. После ремонта, конечно, здесь стало более комфортно. Во-первых, в залах теперь совершенно другое освещение. Во-вторых, появилась вентиляционная система, которую мы еще не запускали, запустим, когда на улице будет погорячее. Это очень важно, когда в помещении можно находиться так долго, как хочется. В 1980-х у нас тут люди в обморок падали, не было даже кондиционеров! Почти каждый день вызывали скорую помощь... В-третьих, раньше наши посетители после осмотра экспозиции покидали здание тем же путем, что и заходили, а сейчас появилась возможность избежать встречных потоков людей. Теоретически можно, допустим, сделать другой выход на улицу, но это же только летний вариант, а зимой много ли найдется желающих пожертвовать свои вещи галерее? Ведь гардероб там, где вход.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/11/11/articlesImages/image/58/04/34/e8/9ac327cc9c32bb753c5a0aa82129ff75.jpg)
Татьяна Викторовна улыбается: критиков всегда много, а возможностей предоставить публике удобства пятизвездочного отеля в музеях такого типа, как галерея Айвазовского, мало. Те неудобства, которые могут возникнуть, сотрудники галереи Айвазовского собираются компенсировать интересными экскурсиями.
- К открытию галереи после капитального ремонта мы подготовили три новые экскурсии, - рассказывает Татьяна Викторовна. - В основу их положены исследования в архивах и наши фондовые материалы. Они раскрывают темы, которые всегда были интересны публике, но по разным причинам ранее мы не могли их осветить. Одна из экскурсий - это «Истории старинного дома». Из нее можно узнать о том, как строился дом Айвазовского, как он возник, кто в этом доме бывал, каковы были устои, все очень интересно! Вторая - «Семейный альбом». Это повествование о большой семье Айвазовского и его потомках вплоть до наших дней! Обе экскурсии проходят здесь, в доме. Третья - «Феодосия Айвазовского» - проходит частично на улицах города. Мы начинаем ее в залах галереи и потом перемещаемся по центральным улицам Феодосии к месту захоронения художника, в ограду армянской церкви святого Сергия, и по пути рассказываем о том, что Айвазовский сделал для города. В работе у нас есть еще один проект, идея которого родилась внутри галереи, но воплощение зависит не только от нас, но и от партнеров. В фондах у нас есть толстая папка с кулинарными рецептами семьи Айвазовских. Это рецепты на русском, английском и французском языках. Папка достаточно внушительна и содержит рецепты той части семьи, которая жила в Лондоне, и той части семьи, которая жила в Феодосии. И у нас появилась идея, как их использовать: предложить публике совершенно новые ощущения в музее, которые может обеспечить такое современное туристическое направление, как гастротуризм.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/11/11/articlesImages/image/06/2c/b2/dc/88af9066be23628d6b3fb30f85158fcc.jpg)
Меню Айвазовского
Когда строили порт в Феодосии, Айвазовский, разумеется, принимал деятельное участие и в этом деле. В День освящения порта был дан обед, устройству которого также содействовал Иван Константинович. В фондах галереи нашелся список блюд этого стола: восемь наименований.
- Это то, с чего проще всего начать, - объясняет Татьяна Викторовна, - там такие блюда, которые в ресторанном меню встречаются и сейчас. Но у нас есть несколько других меню Айвазовского. Для фантазии повара просто раздолье! Там около тридцати блюд, например, такие, как «Борщок Черное море». Возможно, с морепродуктами, а может, и нет… Еще в доме Айвазовского традиционно тем блюдам, которые подавались на стол, давались названия его картин. Например, известно о крепких напитках «Девятый вал» и «От штиля к урагану». Поэтому, повторюсь, повар может творить! Но гастротуризм для музея - это всегда тонкий вопрос! Конечно, исключено, что подобный проект будет осуществляться в залах, где висят картины. Но после ремонта у нас появился прекрасный дворик, патио, в котором вполне можно делать обеденные приемы в теплое время года и когда не идет дождь. Также были восстановлены несколько комнат первого этажа, и в одной из них когда-то находилась столовая дома Айвазовского. Это такое помещение с полуциркульными арками, отделанное мрамором. Там стоит сейчас мультимедийное оборудование, и мы будем использовать его во время «обеда»: будем и рассказывать, и показывать. В зимнее, в холодное время года, я думаю, можно все делать там. Это большой и сложный проект, и решающую роль в нем будут играть наши партнеры. У нас готовить ничего невозможно, партнерам придется привозить все готовое, чтобы оно было горячим, с соблюдением всех санитарных норм и так далее. Понятно, что это не бюджетное мероприятие, оно достаточно дорого, но, безусловно, будет запоминающимся!
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/11/11/articlesImages/image/ec/23/ca/12/c653301bad31f72c8600816699437b52.jpg)
Кстати, о мифах и фактах. Все знают, что Айвазовский подарил городу пятьдесят тысяч ведер чистой питьевой воды в день. Но мало кто знает, что столько же ведер питьевой воды он подарил еще и на открытие порта! Выделял деньги и на освещение порта и железной дороги. А самый главный подарок Феодосии и Крыму, который останется в веках, он сделал, конечно же, вернувшись из столицы в свою провинцию и построив тут дом, часть которого отвел под галерею.
Верность мечте
- И в завершение, - говорит Татьяна Викторовна, - я хочу сказать, что галерея в доме Айвазовского - это не просто галерея, не просто музей, и это не о том, какой прекрасный в композициях колорит, как все великолепно, что глаз не оторвать. Это все есть, и это то, что сразу обращает на себя внимание. Но вместе с тем, это еще и о многом другом: о верности мечте, о верности своему предопределению, о целеустремленности. В конце концов, это такая удивительная история, когда мальчик, родившийся в обедневшей армянской купеческой семье, который по определению не имел никаких возможностей и перспектив быть дворянином, становится и почетным гражданином города, и дворянином! Мне трудно сказать, было ли это его целью. Наверное, ребенком он не мог поставить перед собой такую цель. Но он был очень усерден, о чем говорили в школе. А в зрелом возрасте он жертвовал не только деньги, он жертвовал свое время, а это очень важно, это невосполнимый ресурс, время уходит безвозвратно! И это о том, как быть гражданином города, малой родины, гражданином Отечества в большом смысле. Вы спрашивали, был ли он человеком государственного ума? Да, был, но немного в другой интерпретации. Это был человек, который был очень чуток не только к геноциду своих братьев по крови, но и ко всякому притеснению малых или относительно малых народов. Был чуток не только душой, не только сердцем и не только посвящал этому картины для того, чтобы привлечь внимание к этой проблеме, он жертвовал на это крупные суммы денег!
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/11/11/articlesImages/image/be/4c/b0/74/8e600c057a3aad3c02b3b68fde10cc6d.jpg)
В 1896 году Айвазовский был уже в почтенном возрасте. С женой Анной Никитичной они планируют поездку за границу, чтобы поправить его здоровье. И тут происходит резня армян в Турции! Он едет в Европу, но неустанно пишет там на тему этих жестоких событий. Он хочет, чтобы об этой чудовищной странице в истории армянского народа знало как можно больше людей! Сюжеты его полотен привлекали внимание публики тогда так же, как сейчас посты в новостных лентах!
- Иван Константинович был предан и своей мечте, и своей семье. Об этом важно говорить сегодня. Я вижу, появляется такая молодежь, которой это будет интересно. Мы не всегда отдаем себе в этом отчет, но на самом деле культура, то, что мы впитали с молоком матери, с детского сада, значит очень многое в нашей жизни. Когда-то я училась в художественной школе и часто бывала в этом помещении (в подвале дома Айвазовского до 1978 г. располагалась Феодосийская Детская художественная школа - прим. авт.), и мое представление об Айвазовском развивалось в этих стенах. Я знаю о художнике очень много, но я уже не могу получить культурный шок, увидев его полотна как в первый раз. Я очень завидую нашим посетителям, которые приходят сюда впервые во взрослом возрасте - они могут получить такие впечатления! В картинах Айвазовского было очень много о душе, это вообще характерно для романтизма. И я желаю, чтобы посетители нашей галереи, пройдя по залам, услышали не только крики чаек, шелест парусов, порывы ветра, но также услышали и биение сердца художника, возможно, прочли какие-то его мысли, которые возникали у него, когда он писал свои картины... И пусть каждый наш экскурсант после просмотра экспозиции сможет найти и свой остров мечты тоже! - завершает свой рассказ Татьяна Викторовна.