Беседуем об этом с Татьяной Гайдук, искусствоведом, кандидатом исторических наук, директором Феодосийской картинной галереи имени И. К. Айвазовского.
- Мы смотрим на все, - начинает свой рассказ Татьяна Викторовна, - из нынешнего, XXI века, глазами современного человека. Несмотря на то, что нас не так много по времени отделяет, изменилось на самом деле многое. Ожидать тогда какую-то мгновенную бурную реакцию на события, происходящие в глубокой провинции, было бы странно. Тем не менее, галерея почти сразу стала популярной и посещаемой. Но в прессе о ней, конечно, не писали, и в светских кругах судачили о другом. В 1880-е годы искусство стало более демократичным, чем было раньше. Это была ситуация, когда передвижники уже вышли из стен Академии, а Айвазовский в России оказался не в фаворе. Нам теперь трудно это представить, Айвазовский для нас абсолютная величина! Но тогда он в Европе и в мире был очень известным и почитаемым художником, а в России получал нелестные отзывы Стасова и Крамского, тогда популярными были передвижники. Задачей нового движения в искусстве было показать иную жизнь других слоев общества и вещи, далекие от эстетики в классическом понимании этого слова.
Сильный духом
Айвазовский же писал море. Будучи первым живописцем Главного морского штаба России, он воспел самые яркие сражения, в которых принимал участие русский парусный флот. Большая часть его творчества - это пейзаж. И демократически настроенной интеллигенции было странно, что в своем пейзаже Айвазовский не отображает тяжелый труд рыбаков или тяжелую судьбу моряков. Великий художник оказался аутсайдером.
- Но это был аутсайдер, сильный духом! - продолжает Татьяна Гайдук. - Зачем художнику нужна смелость? Ему хватало смелости, хватало мудрости, стойкости продолжать работать так, как работал он. Не изменять себе, а это сложно! В Европе он был по-прежнему так же популярен, как и раньше, а в США его выставка произвела фурор. Что такое культура США в девяностые годы XIX века? Это нечто новорожденное. И когда американское общество, по сути не имея представления о том, что такое европейское искусство, не все преодолевали океан, чтобы посетить музеи Лондона и Парижа, - когда это общество увидело картины Айвазовского… Американцы устроили художнику овацию, которая длилась десять минут! Под выставку был снят самый крупный в то время выставочный зал Нью-Йорка. И пораженные зрители услышали от гения, что он стал известным благодаря снисходительному отношению публики к его работам! Это даже не скромно, а какое-то другое измерение!.. А возвращаясь к галерее, она становилась все более популярной, так как в Феодосию заходили пароходы, и пассажиры обязательно приходили сюда. Айвазовский еще до открытия галереи слыл настолько яркой личностью, что притягивал к себе многих известных деятелей культуры, искусства, государственных мужей. Айвазовский сделал Феодосию крымскими Афинами!
Отец города
На открытии галереи Айвазовский представил публике двадцать три полотна. Но сегодня мы не можем сказать, что это были за картины. Это сейчас галерея Айвазовского - музей, а тогда она выполняла свои непосредственные функции: была местом, где работы экспонируются и, естественно, продаются. В Феодосии художник свои полотна не продавал, здесь он собирал работы, потом картины уходили в другие залы и оттуда уже не возвращались. Вечный вопрос, сколько же у мастера работ?
- Мы считаем, что около шести тысяч, - говорит Татьяна Викторовна. - Про Айвазовского сложилось множество мифов и легенд! Мы опираемся на архивные документы и, конечно, биографию писателя. Но и там порой встречаются такие казусы, которые требуют проверки. Например, своему биографу Айвазовский написал, что познакомился с Пушкиным осенью 1837 года. Прошло шестьдесят лет, маэстро перепутал! Но это очевидная неточность, и никто всерьез ее воспринимать не станет. Однако есть много всего другого, что не столь хорошо известно. И поэтому возникают разные интерпретации. Каждое поколение в творчестве известного деятеля искусства и культуры даже другого времени находит то, что важно и нужно именно этому поколению. Айвазовскому приписывают какое-то огромное количество картин, я слышала цифру в двенадцать тысяч, но это слишком! Он, конечно, был талантливым человеком. Многие его картины крупного и суперкрупного размера! Между тем, Айвазовский был человеком ниже среднего роста, и, чтобы писать картины таких огромных размеров, ему необходимы были двухъярусные леса и умение быстро передвигаться по ним! Кстати, он считал, что его лучшая картина еще не написана и она впереди. Он был трудоголиком по натуре и не ждал, когда его посетит муза. Айвазовский был очень деятельным человеком. Свое прозвище «отец города» он получил не просто так. Он много сделал для Феодосии, и объектом его благотворительности были самые простые горожане, в том числе из достаточно необеспеченных слоев общества. Он сам прошел этот путь и прекрасно помнил всегда, что это такое. Айвазовский, все это знали, давал приданое армянской девушке, если родители не могли дать его ей. Когда в малоимущей армянской семье рождался ребенок, он дарил приданое и этому малышу. Все, что происходило в городе, его непосредственно касалось, и во все он вникал!
На улице Горького, которая сейчас продолжает проспект Айвазовского, в те времена были лавки самых известных купцов, банки. Здесь была двухэтажная застройка: на первом этаже располагалась лавка, а на втором - квартира ее хозяина. И если кто-то решил построить одноэтажный дом, приезжал Айвазовский и, потрясая тростью, обрушивал на самочинца весь своей гнев: «Ты мне улицу портишь!» Страшно даже представить, как бы досталось нынешним строителям многоэтажной застройки в Старом Крыму и Коктебеле…
Открытие галереи
Но возвращаемся к разговору о галерее, недавно открывшейся после ремонта. И, конечно, это событие не только для Феодосии, весь Крым ждал ее открытия!
- Наш музей, - делится Татьяна Викторовна, - не строился специально под размещение экспозиции, как это происходит зачастую с современными музеями. За исключением выставочного зала, помещения, в которых мы располагаемся, - это жилой дом, и они не были рассчитаны на посещение их большим количеством народа, и это предполагает некоторые неудобства для размещения здесь музея. Но зато в доме есть своя история, своя аура. Здесь живут легенды, особые воспоминания, и это то, что выгодно отличает такие мемориальные здания. После ремонта, конечно, здесь стало более комфортно. Во-первых, в залах теперь совершенно другое освещение. Во-вторых, появилась вентиляционная система, которую мы еще не запускали, запустим, когда на улице будет погорячее. Это очень важно, когда в помещении можно находиться так долго, как хочется. В 1980-х у нас тут люди в обморок падали, не было даже кондиционеров! Почти каждый день вызывали скорую помощь... В-третьих, раньше наши посетители после осмотра экспозиции покидали здание тем же путем, что и заходили, а сейчас появилась возможность избежать встречных потоков людей. Теоретически можно, допустим, сделать другой выход на улицу, но это же только летний вариант, а зимой много ли найдется желающих пожертвовать свои вещи галерее? Ведь гардероб там, где вход.
Татьяна Викторовна улыбается: критиков всегда много, а возможностей предоставить публике удобства пятизвездочного отеля в музеях такого типа, как галерея Айвазовского, мало. Те неудобства, которые могут возникнуть, сотрудники галереи Айвазовского собираются компенсировать интересными экскурсиями.
- К открытию галереи после капитального ремонта мы подготовили три новые экскурсии, - рассказывает Татьяна Викторовна. - В основу их положены исследования в архивах и наши фондовые материалы. Они раскрывают темы, которые всегда были интересны публике, но по разным причинам ранее мы не могли их осветить. Одна из экскурсий - это «Истории старинного дома». Из нее можно узнать о том, как строился дом Айвазовского, как он возник, кто в этом доме бывал, каковы были устои, все очень интересно! Вторая - «Семейный альбом». Это повествование о большой семье Айвазовского и его потомках вплоть до наших дней! Обе экскурсии проходят здесь, в доме. Третья - «Феодосия Айвазовского» - проходит частично на улицах города. Мы начинаем ее в залах галереи и потом перемещаемся по центральным улицам Феодосии к месту захоронения художника, в ограду армянской церкви святого Сергия, и по пути рассказываем о том, что Айвазовский сделал для города. В работе у нас есть еще один проект, идея которого родилась внутри галереи, но воплощение зависит не только от нас, но и от партнеров. В фондах у нас есть толстая папка с кулинарными рецептами семьи Айвазовских. Это рецепты на русском, английском и французском языках. Папка достаточно внушительна и содержит рецепты той части семьи, которая жила в Лондоне, и той части семьи, которая жила в Феодосии. И у нас появилась идея, как их использовать: предложить публике совершенно новые ощущения в музее, которые может обеспечить такое современное туристическое направление, как гастротуризм.
Меню Айвазовского
Когда строили порт в Феодосии, Айвазовский, разумеется, принимал деятельное участие и в этом деле. В День освящения порта был дан обед, устройству которого также содействовал Иван Константинович. В фондах галереи нашелся список блюд этого стола: восемь наименований.
- Это то, с чего проще всего начать, - объясняет Татьяна Викторовна, - там такие блюда, которые в ресторанном меню встречаются и сейчас. Но у нас есть несколько других меню Айвазовского. Для фантазии повара просто раздолье! Там около тридцати блюд, например, такие, как «Борщок Черное море». Возможно, с морепродуктами, а может, и нет… Еще в доме Айвазовского традиционно тем блюдам, которые подавались на стол, давались названия его картин. Например, известно о крепких напитках «Девятый вал» и «От штиля к урагану». Поэтому, повторюсь, повар может творить! Но гастротуризм для музея - это всегда тонкий вопрос! Конечно, исключено, что подобный проект будет осуществляться в залах, где висят картины. Но после ремонта у нас появился прекрасный дворик, патио, в котором вполне можно делать обеденные приемы в теплое время года и когда не идет дождь. Также были восстановлены несколько комнат первого этажа, и в одной из них когда-то находилась столовая дома Айвазовского. Это такое помещение с полуциркульными арками, отделанное мрамором. Там стоит сейчас мультимедийное оборудование, и мы будем использовать его во время «обеда»: будем и рассказывать, и показывать. В зимнее, в холодное время года, я думаю, можно все делать там. Это большой и сложный проект, и решающую роль в нем будут играть наши партнеры. У нас готовить ничего невозможно, партнерам придется привозить все готовое, чтобы оно было горячим, с соблюдением всех санитарных норм и так далее. Понятно, что это не бюджетное мероприятие, оно достаточно дорого, но, безусловно, будет запоминающимся!
Кстати, о мифах и фактах. Все знают, что Айвазовский подарил городу пятьдесят тысяч ведер чистой питьевой воды в день. Но мало кто знает, что столько же ведер питьевой воды он подарил еще и на открытие порта! Выделял деньги и на освещение порта и железной дороги. А самый главный подарок Феодосии и Крыму, который останется в веках, он сделал, конечно же, вернувшись из столицы в свою провинцию и построив тут дом, часть которого отвел под галерею.
Верность мечте
- И в завершение, - говорит Татьяна Викторовна, - я хочу сказать, что галерея в доме Айвазовского - это не просто галерея, не просто музей, и это не о том, какой прекрасный в композициях колорит, как все великолепно, что глаз не оторвать. Это все есть, и это то, что сразу обращает на себя внимание. Но вместе с тем, это еще и о многом другом: о верности мечте, о верности своему предопределению, о целеустремленности. В конце концов, это такая удивительная история, когда мальчик, родившийся в обедневшей армянской купеческой семье, который по определению не имел никаких возможностей и перспектив быть дворянином, становится и почетным гражданином города, и дворянином! Мне трудно сказать, было ли это его целью. Наверное, ребенком он не мог поставить перед собой такую цель. Но он был очень усерден, о чем говорили в школе. А в зрелом возрасте он жертвовал не только деньги, он жертвовал свое время, а это очень важно, это невосполнимый ресурс, время уходит безвозвратно! И это о том, как быть гражданином города, малой родины, гражданином Отечества в большом смысле. Вы спрашивали, был ли он человеком государственного ума? Да, был, но немного в другой интерпретации. Это был человек, который был очень чуток не только к геноциду своих братьев по крови, но и ко всякому притеснению малых или относительно малых народов. Был чуток не только душой, не только сердцем и не только посвящал этому картины для того, чтобы привлечь внимание к этой проблеме, он жертвовал на это крупные суммы денег!
В 1896 году Айвазовский был уже в почтенном возрасте. С женой Анной Никитичной они планируют поездку за границу, чтобы поправить его здоровье. И тут происходит резня армян в Турции! Он едет в Европу, но неустанно пишет там на тему этих жестоких событий. Он хочет, чтобы об этой чудовищной странице в истории армянского народа знало как можно больше людей! Сюжеты его полотен привлекали внимание публики тогда так же, как сейчас посты в новостных лентах!
- Иван Константинович был предан и своей мечте, и своей семье. Об этом важно говорить сегодня. Я вижу, появляется такая молодежь, которой это будет интересно. Мы не всегда отдаем себе в этом отчет, но на самом деле культура, то, что мы впитали с молоком матери, с детского сада, значит очень многое в нашей жизни. Когда-то я училась в художественной школе и часто бывала в этом помещении (в подвале дома Айвазовского до 1978 г. располагалась Феодосийская Детская художественная школа - прим. авт.), и мое представление об Айвазовском развивалось в этих стенах. Я знаю о художнике очень много, но я уже не могу получить культурный шок, увидев его полотна как в первый раз. Я очень завидую нашим посетителям, которые приходят сюда впервые во взрослом возрасте - они могут получить такие впечатления! В картинах Айвазовского было очень много о душе, это вообще характерно для романтизма. И я желаю, чтобы посетители нашей галереи, пройдя по залам, услышали не только крики чаек, шелест парусов, порывы ветра, но также услышали и биение сердца художника, возможно, прочли какие-то его мысли, которые возникали у него, когда он писал свои картины... И пусть каждый наш экскурсант после просмотра экспозиции сможет найти и свой остров мечты тоже! - завершает свой рассказ Татьяна Викторовна.