В Симферополе театр "Сказка без границ" усилился профессионалами

Сцена как лекарство

Наше издание уже много лет дружит и следит за событиями в жизни театра кукол «Сказка без границ». Девять лет назад руководитель Дмитрий Кучмий объединил вместе детей с ограниченными возможностями здоровья и творческих людей, среди которых артисты, режиссеры, художники, спортсмены, психологи…

Сцена как лекарство

            Ребята ходят в походы по крымским достопримечательностям, покоряют Эльбрус, играют в спектаклях, занимаются ораторским мастерством, создают своими руками поделки, картины. Сегодня у наших друзей новый проект.

           Ко дню 80-летия освобождения Симферополя от немецко-фашистской оккупации при поддержке Госкомитета молодежной политики РК они покажут спектакль «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы», посвященный героям подполья крымской железной дороги.

           К ребятам из театра присоединились любители и профессиональные актеры, объединенные огромной любовью к сцене. Открывать в себе новые артистические грани им помогает заслуженный артист Республики Крым Алексей Кубин.

История подпольщиков

           - У меня был коллектив из потрясающих людей, который я хотел сохранить, - рассказывает Алексей. - Это Варя Карпач, Елизавета Стахова, Лиза и Ярослав Толкачевы и их мама Евгения, Наталья Галич, Наталья Болдырева - все разного возраста и рода занятий. И вот этот коллектив вошел вместе со мной в театр «Сказка без границ». В будущем некоторые из них поступят в театральные вузы и будут звездами, даже не сомневайтесь. Но они уже сейчас могут составить конкуренцию профессиональным актерам. Объединившись с Дмитрием, к нам присоединились Микаэла Гончаренко, Илья Лисинский, Никита Осадчев, Максим Науменко, Николай Шабанов, Андрей Гук, Максим Лагутин, Мария Клочкова.

           Любительский театр, в котором основной костяк труппы - подростки, в некотором смысле выступает местом воспитания. Он находится на одном уровне со школой или семьей. Значимым потенциалом в патриотическом воспитании детей обладает театрализованная деятельность.

           Спектакль «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы» создается на основе исторических фактов.

           - Мы мало знаем о героях Симферополя. Тема подпольщиков не раскрыта, - считает Дмитрий. - Из истории нам известна актерская группа «Сокол», но в Крыму были и другие подпольные организации. Например, знаменитое подразделение железнодорожников, о котором и будет наша постановка.

           Полгода писали сценарий, добывая по крупинкам информацию в архивах, музеях, общаясь с историками. Благодаря проекту удалось поднять из забытья имена героев.

           - Если еще можно было найти информацию о подвигах, то о личностях, приближающих победу, лишь сухие, общие данные, - говорит Дмитрий. - Так, умалчивалась фамилия первой жены заместителя начальника железнодорожной станции Симферополя, подпольщика Виктора Ефремова. Было известно только, что еврейка. А мы выяснили, кто она, кем работала, и в нашей пьесе ей отведена важная роль.

           - Играть реальных людей намного сложнее, чем выдуманных персонажей, - добавляет Алексей. - Например, у нас в сценарии прописана сцена: «Ефремов входит после смерти жены, закуривает и выпивает рюмку водки». Дмитрий Сергеевич прочитал и изрек: «Нет, нет, Ефремов не пил, не курил». Подкорректировали. Есть у нас героиня - Александра Волошинова. Источники пишут, что она на всех производила впечатление обаятельной, нежной женщины, но в моем представлении, это железная леди, ведь она держала 8 подпольных групп. Поэтому и актриса нужна соответствующая.

           Весь реквизит будет максимально приближен к реалистичным вещам: если это телефон, то он будет довоенный, если оружие, то из советского арсенала. Костюмы уже шьются. Это еще один принцип Дмитрия Кучмия: все должно быть на самом высоком уровне.

           Над декорациями и костюмами работает художник Дарья Ильинская, которая хорошо знает историю и жестко контролирует достоверность. Но без вмешательства режиссера не обходится.

           - Даша говорит, что в то время девушки любили пеструю расцветку платьев. Но на сцене это недопустимо, - открывает нам двери в удивительный мир театра Алексей. - Слишком яркая одежда отвлекает внимание зрителей. Это проверено мной почти за 20 лет работы в театре. Детали нужны в кино в крупном плане.

           Премьера запланирована на 13 апреля. Организаторы лелеют надежду показать спектакль в фойе железнодорожного вокзала Симферополя.

Театральный вирус

           Пока ребята готовятся к важной премьере, они репетируют и выступают с другими постановками. Аншлаги собирает спектакль «Женщина и война», основанный на реальных событиях и объединяющий истории женщин - героинь ВОВ: Евдокии Завалий, Парасковьи Савельевой, Зинаиды Тусналобовой-Марченко, Кати Сусаниной, Людмилы Кашечкиной и других. Они не были никогда друг с другом знакомы, но в постановке Кубина волею судьбы встречаются в одном поезде и погружают зрителей в свою непростую жизнь.

           Постановки уже с успехом прошли в Судаке, Гурзуфе, мкр Каменка, в Симферополе в университете прокуратуры, Центре эстрадного искусства и т.д. В финале спектакля «Женщина и война» зрители стоя аплодируют и скандируют «Браво!», вытирая слезы. Артисты готовы приехать в любой уголок Крыма, лишь бы была предоставлена площадка и их ждали.

           Состоялась премьера спектакля по пьесе современного российского драматурга Натальи Шор «Машенька идет гулять». Это история одиночества 15-летней девочки Маши, которой необходимо быть замеченной и признанной. Драматическая пьеса на злободневную тему взаимопонимания между подростками, когда каждый пытается найти свое место в жизни и порой сделать это очень тяжело.

           В этом спектакле минимум декораций, все внимание приковано к артистам. Это не МХАТ, но творчество бьет ключом, а люди, не имеющие актерского образования, блистают на сцене. За кулисами наставник Алексей, в зале каждую их реплику ловит Дмитрий. Они все выступают великолепно - любители и профессионалы, юные и особенные. Такие открытые, музыкальные, искренние, живые, умело вживающиеся в образ. Но это лучше увидеть. 

           Театр «Сказка без границ» - это не коммерческая история. Дмитрий мог брать деньги с родителей за занятия, продавать билеты. Но он даже не думает об этом. Из-за моральных принципов. Потому что хочет, чтобы у всех детей были равные возможности для развития. Более того, он берет все расходы на себя, оплачивает декорации, костюмы. Его принципов придерживаются участники группы и всячески помогают своему коллективу: кто-то принесет реквизит, кто-то подготовит артистов к выходу на сцену - накрасит, сделает прическу и т.д.

           Театрализованная деятельность помогает справиться с неуверенностью в себе, стеснительностью. С каждым новым выходом на сцену дети и взрослые чувствуют себя на сцене более уверенно.

           - Театр - это такой вирус, от которого уже никуда не денешься. И когда люди поняли, что такое выходить на сцену, их уже не вылечить, - улыбается Алексей Кубин. - Образование важно, но театром надо болеть. Наша великая крымская звезда Лариса Терентьевна Бойко, которая впоследствии стала народной артисткой, не имела профильного образования, но пришла в театр имени Горького после войны и сказала единственную фразу: «Возьмите меня в театр, мне есть что сказать людям». И вот когда актеру есть что сказать людям, вот тогда он профессионал.

           Стилист Наталья Галич как раз «подцепила» этот вирус. В спектаклях ей достаются самые характерные роли, задиристые, хабалистые, с которыми она очаровательно справляется. Поэтому не верится, что в театр ее привела стеснительность.

           - Я хотела поучаствовать в конкурсе красоты, пришла снять зажимы. Мне так понравилось, что уже второй год снимаю. Зажимов, говорят, уже нет, но я продолжаю снимать, - смеется Наталья.

           Приходят семьями. Евгения Толкачева однажды привела на репетицию детей - Лизу и Ярослава - и так все семейство осталось.

           А вот Елизавета Стахова переехала из Уссурийска. Работе в театре она отдала 8 лет жизни. Когда приехала в Крым, выбрала госслужбу, но жить без сцены не смогла.

           - Познакомившись с Алексеем и ребятами, поняла, что не могу без этого пространства, - делится актриса. - Я нашла здесь отдушину. И теперь куда они, туда и я.

           Никита Осадчев начинал как зритель, сейчас придумывает миниатюры, пишет стихи для спектаклей, играет.

           Уже 6 лет занимается Варя Карпач. Алексей отзывается о девушке как о своей музе: «Я не знаю человека с более подвижной психофизикой. Если надо, Варя заплачет по щелчку; если надо, засмеется. Она одаренный человек, влюбляющий в себя зал».

           - Я с детства выступаю и планирую свою жизнь посвятить театру. В следующем году буду поступать в театральный институт, - пообещала Варвара.

           Для кого-то театр - это психологическая реабилитация, для кого-то - место, где он нашел друзей и любимое занятия, кто-то избавился от страхов и сомнений, особенно это непросто далось взрослым, не привыкшим играть и подчиняться. Но однозначно, что сцена для них стала настоящим «лекарством».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 20 декабря 2023

Заголовок в газете: СЦЕНА КАК ЛЕКАРСТВО

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру