В Судаке искали вдохновения Хлебников, Мандельштам, Бенуа, Спендиаров

Второй дом Спендиарова, сезоны Бенуа, источник вдохновения Хлебникова и Мандельштама

Если бы городам раздавали разные номинации, то Судак в начале XX века если и не был, то точно претендовал бы на звание культурной столицы Крыма. Здесь проводили свое время многие поэты, писатели, художники и музыканты. Они сформировали в этом небольшом курортном местечке свою маленькую богемную жизнь.

Второй дом Спендиарова, сезоны Бенуа, источник вдохновения Хлебникова и Мандельштама
«Бушующее море», А. Н. Бенуа, Судак, август 1915 г.

Беседуем об этом со Светланой Емец, директором музея-заповедника «Судакская крепость».

- Я не возьму на себя смелость назвать Судак столицей Серебряного века, - говорит Светлана Григорьевна, - хотя бы потому, что в Евпатории творила Анна Ахматова, в Коктебеле - Максимилиан Волошин, в Ялте - Чехов, в Феодосии - Анастасия и Марина Цветаевы. Но Судак, скажем так, один из центров Серебряного века в Крыму, потому что сюда в это время действительно стали приезжать тогда малоизвестные, только начинающие поэты и художники. Кто-то уже был с именем, но можно сказать, что они здесь, в Судаке, совершенствовали формы изобразительного искусства, свое поэтическое слово. Судак оказал на них влияние своей неповторимой красотой, своей удивительной атмосферой. Софья Парнок называла Судак родиной своего духа, и это неслучайно. Евгения Герцык, говоря о своей сестре Аделаиде, сказала, что здесь она родилась как поэт, и это тоже неслучайно!

Светлана Емец, директор музея-заповедника «Судакская крепость

Не дачники, а судачане

«Судак научил нас распознавать прекрасное» - эти слова принадлежат Евгении Герцык. У семьи Герцык, композитора Александра Афанасьевича Спендиарова и многих других были здесь свои дачи, они проводили в Судаке лето и зачастую и осень тоже, а на зиму уезжали в Москву. Называли себя, как и принято было тогда, судачане.

- В переписке с внучкой Аделаиды Казимировны Герцык, - рассказывает Светлана Григорьевна, - я тоже поначалу писала «судакчане», как мы говорим сейчас. А она всегда писала «судачане». И Сигурд Оттович Шмидт (советский и российский историк и краевед - прим. авт.), когда подписывал мне книгу, спросил, как вам писать: судакцы или судачане? Сначала было непривычно, а теперь я чувствую в этом слове какую-то особую прелесть. Так вот они все не дачники, а судачане. У Спендиарова был дом в Ялте. Прекрасный дом, замечательный, красивый, со скульптурами, в античном стиле. Там бывали известнейшие люди культуры того времени. Но Спендиаров именно дом в Судаке считал своим домом. Дом тоже был просторный, с террасой и флигелем... Семья у Спендиарова была большая. В 1920-1930-е годы они сдавали отдыхающим комнаты, зарабатывая на этом. Здесь постоянно жила семья композитора, хотя он сам часто выезжал, давал концерты в Москве и Санкт-Петербурге. В середине 1920-х он переехал в Ереван, но все время рвался душой в Судак... В своих письмах композитор очень тепло отзывается о Судаке, мы чувствуем, что это родина и его духа тоже: неслучайно именно здесь он создал первую армянскую оперу «Алмаст». Он был удивительным человеком! Что бы ни происходило в мире, для него главной оставалась музыка. При этом он очень любил свою семью, своих детей. В воспоминаниях Марины Спендиаровой описан случай, когда у Александра Афанасьевича родилась дочь, он подходит к ней и думает, что это сын. Такой был творческий человек! Думал о своем… Или история во время голода в Крыму в 1920-е годы. Очень голодно, есть нечего, он болеет. И друзья организовывают ему концерт в Симферополе с симфоническим оркестром. Он приезжает, репетирует. Все музыканты полностью в его власти, несмотря на жесточайшие условия быта! Он получает удовлетворение от этого концерта. Платой за концерт был мешок муки, по тем временам огромное сокровище. Спендиаров возвращается в Судак, а мешок муки украли… Он настолько был не приспособлен к быту, в его семье приходилось брать бразды правления в свои руки жене Варваре Леонидовне. А Спендиаров был весь погружен в творчество. Для него ничего не существовало, когда он играл или слышал музыку!..

Встреча в Судаке: А. Герцык, Н. Бердяев, Л. Жуковская, Е. Герцык, М. Волошин и Л. Бердяева

Серебряный век связывают сразу с несколькими видами искусства: литература, музыка, живопись, театр. В Коктебеле центром притяжения всех творческих людей был дом Волошина, а в Судаке таких культурных очагов было несколько. В доме Герцык собирались литераторы и философы, к ученому Христиану Христиановичу Стевену приезжали люди научного круга, ученые с мировым именем. В течение пятнадцати лет судакский дом Спендиаровых был местом встреч и отдыха выдающихся людей. У Спендиаровых гостили художники Александр и Николай Бенуа, Константин Богаевский, Аристарх Лентулов, писатели и поэты Максимилиан Волошин, Михаил Булгаков, Алексей Толстой, Софья Парнок, Вячеслав Шишков, актеры Ольга Гзовская, Николай Ходотов, Владимир Гайдаров, Кира Станиславская, Валентин Смышляев, ученые Павел Шмаков, Александр Бертье-Делагард, Николай Бердяев, композиторы Александр Глазунов, Николай Черепнин, Николай Чемберджи.   

         

«Тутовое дерево», П. П. Кончаловский, Судак. 1917 г.
                                                        

- В Судаке провел капсельские сезоны 1915-1916 гг. художник Александр Николаевич Бенуа, - продолжает Светлана Емец. - В первый приезд он открывает для себя очарование восточного Крыма, в 1916 г., вернувшись в Санкт-Петербург, пишет потрясающую, на мой взгляд, статью «После Крыма». Уже тогда он пророчески увидел, что будет происходить в Крыму со временем. Он писал об архитектурных и природных особенностях Судака, о том, что нужно сохранить Крым в том виде, как он есть… Такая вот Фиваида (область в Верхнем Египте, в переносном смысле «земля святых людей» - прим. авт.), такая нетронутая, первозданная природа!.. В Капселе находилась дача его племянницы Камиллы Альбертовны Бенуа, которая вышла замуж за Дмитрия Леонидовича Хорвата, генерала и первого директора КВЖД (Китайской Восточной железной дороги). Возможно, сам Хорват не часто бывал здесь, но сохранилась его переписка с женой и детьми, которые писали из Капсели о своих буднях и местных событиях. Дача Хорват была большой, Камилла Альбертовна радушно принимала своих родственников и друзей. Александр Бенуа с удовольствием отдыхал со своим многочисленным семейством. С Хорватами были дружны Спендиаровы и Герцыки. Камилла Альбертовна часто музицировала с композитором на семейных праздниках. Марина Спендиарова, вспоминая о юбилее отца, рассказывает, что к этому торжеству Евгения Антоновна Лубны-Герцык написала стихи, дети рисовали поздравительные открытки. Большим праздником в доме Спендиаровых стал день рождения Глазунова, который устроили Александру Константиновичу в 1912 году. Это был своеобразный фурор. Всю дачу украсили разноцветными фонариками и цветами и устроили большое торжество...

А. К. Глазунов и Спендиаров около дома Спендиаровых в Судаке.

Крымский цикл

В начале XX века в Судаке побывали многие художники. Это Иван Константинович Айвазовский, у него есть ряд работ с пейзажами Судака. Это Константин Федорович Богаевский, вся плеяда воспитанников Айвазовского, так называемая «киммерийская школа»: М.П. Латри, А.И. Фесслер, Л.Ф. Лагорио, Э.Я. Магдесьян.

- Лев Феликсович Лагорио, - говорит Светлана Григорьевна, - был родственником сестер Герцык, был женат на их тетушке по отцу. В пристройке к старому дому Герцык (улица Гагарина, 49) была мастерская Лагорио, где он работал. У Льва Феликсовича есть ряд акварелей Судака, нежные, утонченные, изысканные! Некоторые из них в начале XX века были растиражированы в виде почтовых открыток. И сейчас они представляют раритетную, антикварную ценность. Многие важнейшие работы Роберта Фалька середины 1910-х годов написаны в Крыму. Местами творческого притяжения выдающегося художника стали Судак, деревня Козы (ныне Солнечная Долина). Илья Иванович Машков создал яркие, насыщенные работы с изображением Судакской крепости с мечетью, видов Судака, Сахарной головки... Его картины датированы 1916, 1917, 1923 годами. Николай Федорович Лапин сделал зарисовки башен и геральдических плит Генуэзской крепости, графические работы Судакской бухты. Людвиг Квятковский, уроженец Феодосии, интересный художник, тоже работал на пленэре в Судаке. Картина Василия Поленова «Судак. Бухта и гора Сокол», написанная в 1912 году и хранящаяся в Донецком областном художественном музее, для нас служит доказательством того, что большой мастер посещал в свое время Судак.

Вячеслав Иванов (сидит в центре) среди крымских дачников.

В Судаке, в доме Лубны-Герцык, в 1915 г. бывали Марина Цветаева и Софья Парнок. В 1919 году Анастасии Цветаевой с сыном Андреем помогали Герцыки спасаться от голода. Софья Парнок в 1918 году жила на даче у Романовского, бывшего заведующего Судакской крепостью. Николай Бердяев впервые приехал в Судак в 1909 году, а потом гостил у Герцыков в 1910, 1912, 1916 годах.

- В воспоминаниях Евгения Казимировна Герцык напишет, как они вместе ходили по окрестностям: «С Бердяевым мы поднимались сегодня на Перчем, потом спустились, зашли в церковь и вернулись домой». Казалось бы, такие бытовые какие-то моменты, сцены, - рассуждает Светлана Григорьевна, - но они создают атмосферу Судака начала XX века. Сюда совсем еще юношей в 1908 году приезжает зачинатель футуризма, поэт Владимир Хлебников. Судак сыграл определенную роль в жизни поэта: здесь он познакомился с Вячеславом Ивановым, метром Серебряного века, который остановился у Герцыков. Для Хлебникова это было просто фантастическое событие! Одно стихотворение он начинает словами: «Я переплыл залив Судака». Он имеет в виду залив от Алчака до Крепостной горы. Второе стихотворение называется «Судак»:

Истлели бури - блеском мелы.

Проходит барин в белом, белом.

Проходит в черном весь барчук.

Видна гостиница «Боярчук»…

Падал час предвечерне-ранний

В зовущие лона,

Когда в каждой девице - Диана,

В каждом юноше - Адонис.

Гасит песню ямщик, с облучка слезая,

И вечерних ресниц слеза - я.

Это все «Крымский цикл». Я так и вижу эту картинку города: живые курочки ходят, пыльная дорога, гостиница... Еще об одном поэте стоит сказать отдельно. Это Софья Яковлевна Парнок. Здесь она написала ряд стихотворений, которые позже в Москве издала в сборнике «Вполголоса». Это полностью судакские стихотворения.

Два стихотворения Осипа Мандельштама «Меганом» и «Виноград» тоже иногда называют посвящением Судаку, но нет никаких документальных свидетельств того, что Мандельштам здесь бывал. Меганом он мог видеть из Отуз, нынешнего Курортного, где работал на виноградниках («Туда душа моя стремится За мыс туманный Меганом»), а в «Винограде» нет ни одного топонима, кроме Тавриды, в глазах поэта - почему-то печальной… Вероятнее всего, эти два стихотворения относятся к утерянному «Отузскому циклу» Мандельштама.

фото: М. Львовски

- С легкой руки уважаемых краеведов и журналистов тиражируется информация о том, что Анна Ахматова была в Судаке, - говорит Светлана Григорьевна, - но на сегодняшний день мне не приходилось встречать документальное доказательство этому факту. Поэтому утверждать, что Ахматова здесь была, я не могу. Например, о том, что Марина Цветаева была в Судаке, мы узнали по строчкам из воспоминаний Евгении Герцык: Марина и Соня (Софья Парнок) забежали к ним как-то с пляжа, счастливые и загорелые. Это было в 1915 году. О том, что Сергей Городецкий был в Судаке, я впервые узнала из его стихотворения «Цикады», подписанного «Судак, 1915 г.». Спустя время мне попалась на сайте одного электронного аукциона открытка с видом Судака, адресованная Сергеем Городецким своему товарищу и отправленная из Судака. На лицевой ее стороне рукой поэта поставлена стрелочка и написано: «Это мой балкон». Эта открытка заставила поинтересоваться, на чей дом указывает метка. И выяснилось, что Сергей Митрофанович останавливался на даче Суковой. Оттуда он и отправил открытку 25 июля 1915 г. по адресу: Москва, Арбат, Арсению Смирнову-Альвингу. Текст был такой: «Дорогой Арсений Александрович, как дела? Напоминаю адрес Якова Львовича Бронозовского, Николаевского 4, Петроград, которому нужно перевести 100 рублей, а 200 мне, Судак, дача Суковой. Напишите поскорей, как ваша челюсть. Здесь беспокойное море, изнемогающие розы, декадентские горы. Обнимаю дружески, ваш Сергей Городецкий». Сергей Митрофанович писал письма из Судака не только Арсению Альвингу, но и Сергею Есенину, с которым был очень близок. Вот, что он написал Есенину в Константиново 7 августа 1915 г.: «Твое чудесное письмо обрадовало меня очень перед отъездом сюда, в Крым. Но я такой был усталый и пыльный, что ничего не мог бы тогда передать из того, что чувствовал. Мне все еще нова радость, что ты есть, что ты живешь, вихрастый мой братишка. Так бы я сейчас потягал тебя за вихры кудрявые. Я тебе не скажу, что ты для меня, потому что ты сам знаешь. Ведь такие встречи, как наша, это и есть те чудеса, из-за которых стоит жить. Я к концу этого месяца буду в Петрограде. Ты мне туда и напиши длинное письмо, а сюда - Судак, дача Суковой, Таврической губернии - напиши сейчас же хоть два слова о себе, как здоров и что работаешь».

Надежда Всеволодовна Сукова, судакская дачевладелица, была врачом в госпитале Дворцового ведомства, а позже врачом городской богадельни и дирекции бывших императорских театров. Все артистки Мариинского театра были ее пациентками. Воспитывала дочь Татьяну, жила без мужа. Впервые ее фамилия встречается в адресной книге «Весь Петербург 1893 года». С Надеждой Всеволодовной всю жизнь прожила рядом ее сестра Ольга, зубной врач, которая была знакома со многими художниками и литераторами.

- Может быть, - предполагает Светлана Григорьевна, - Сергей Городецкий и приехал поэтому в Судак и остановился у Суковой. Но еще нашлась информация о том, что в 1914 г. Сергей Городецкий тоже был в Судаке и останавливался в доме Герцык. Аделаида Герцык как-то вспоминала о том, что читала стихи Городецкого, который жил у них в Судаке. Но этот факт еще необходимо доказать... Подтверждением того, что Петр Кончаловский (русский и советский живописец - прим. авт.) был в Судаке в 1916 году, служат его судакские творческие работы и письма жене с дачи Герцык - Жуковских. С Судаком связывают много имен творческих личностей Серебряного века: Владимир Донатович Орловский, Григорий Одиссеевич Калмыков, Николай Петрович Химона, Константин Васильевич Кандауров, Юлия Оболенская, Сергей Алексеевич Лучишкин, Сергей Васильевич Герасимов, Василий Дмитриевич Поленов, Сергей Городецкий, Евгения и Аделаида Герцык, Вячеслав Иванов, Анна Минцлова, сестры Цветаевы, Софья Парнок, Иван Ильин, Николай Бердяев, Александр Спендиаров, Александр Бенуа... Список этот можно продолжать долго. Поиск всегда приводит к новым открытиям, и нам, судакским краеведам, конечно же, есть над чем работать, - завершает свой рассказ Светлана Емец.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 15 ноября 2023

Заголовок в газете: СУДАК СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру