Субтропическая зелень, присыпанная снегом, стала своеобразной визиткой несезонного курорта. Подзарядившись щемящим ассовским романтизмом картины, массовый зритель в ожидании скорых перемен на исходе 80-х потянулся поздней осенью и зимой в Ялту бродить тропами Бананана. Пока еще «железный занавес» раскачивался и дороги в мир для большинства граждан СССР были закрытыми, зимняя Ялта, как воображаемая заграница, на долгое время стала местом культовым.
«Россия» и «Украина»
Сейчас от советско-романтической атмосферы «Ассы» в Ялте остались лишь фрагменты. Сохранилась и по-прежнему работает канатная дорога от набережной к холму Дарсан. Кабинки обновили, появились стекла, но от этого эффект полета над городом нисколько не убавился. Можно добавить звука в наушники - уже не кассетного плеера, а с сигналом от смартфона - и прослушать ностальгический хит «Есть город золотой…», зажмурив глаза, погрузиться в сферу Бананана (Сергей Бугаев) и Алики (Татьяна Друбич). С высоты фуникулера уже не видно старого облупленного фасада и проржавевшей крыши гостиницы «Россия». Именно там были сняты знаменитые сцены в ресторане с участием «летчика» в исполнении Александра Баширова, именно там, в зале с фонтаном, на маленьком подиуме «лабал» вечерами со своей группой Бананан в исполнении художника Сергея Бугаева по прозвищу Африка.

- У меня, в принципе, задача была не такая сложная - нужно было играть себя, - рассказывает Сергей. - И потом вокруг меня были профессионалы высшего пилотажа, такие как оператор Павел Лебешев, снявший до этого добрый десяток фильмов… Вот поэтому все было очень легко и интересно - все помогали друг другу, и был существенный диалог с Соловьевым, который мы спустя 25 лет тоже попытались нащупать в процессе совместной, но уже гораздо более короткой работы над фильмом «Асса-2». Так что школа у меня была - супер! Метод Соловьева, как я понимаю, заключался в том, что он создает определенного рода решетку из профессионалов и людей, которые, являясь естественными участниками живой среды, становятся частью проекта - как группа «Кино» и Виктор Цой.
- Как он тогда существовал в ялтинском пространстве?
- Ялта объединяет людей, Цой познакомился на съемочной площадке с девушкой, которая оставалась с ним до его последнего вздоха. Это была помощница второго режиссера, некая загадочная красавица, которую мы видели только в тот момент, когда перед объективом появлялась хлопушка с номером сцены и эпизода. А потом мы стали видеть ее прогуливающейся с Виктором Цоем на ялтинской набережной. Она и Цой в своем длинном пальтишке. Очень романтические, нежные вещи, которые в общем сыграли серьезную в его жизни роль. Я ведь тоже на съемках познакомился с девушкой - она снималась у нас, - которая потом стала моей женой и матерью моих двоих детей.

Задолго до «Ассы» гостиница «Россия», открытие которой состоялось еще в декабре 1875 года, стала знаменитой. В свое время там останавливались Антон Павлович Чехов (жил в номере 39), композиторы Римский-Корсаков и Сергей Рахманинов, писатели Салтыков-Щедрин и Иван Бунин, поэты Игорь Северянин и Владимир Маяковский, актриса Мария Еромолова, художники Николай Рерих и Михаил Нестеров… Летом 1994-го заброшенное здание гостиницы загорелось среди белого дня, и только близость моря и расторопность пожарных спасли его от полного уничтожения. Сейчас там реконструированный президент-отель «Таврида». А основной базой съемочной группы были бюджетные номера в одном из корпусов санатория «Украина» в Гаспре, который сейчас называется «Родина».

- Жили мы все в маленькой гостинице «Украина», - вспоминает Сергей. - Состоявшиеся люди - Станислав Говорухин, Сергей Соловьев, Павел Лебешев, и молодежь - группа «Кино» в полном составе, художники - Тимур Новиков, Сергей Шутов… В первый же день моего пребывания в Крыму я в машине застрял на Ангарском перевале - снег застал крымчан врасплох, и никто дорогу песком не посыпал. Как началось все с аномального явления, так и пошло в русле аномалии.
«Ореанда» и дом Бананана
Вместе с Виктором Цоем из Симферополя в Ялту на съемки добирался другой Виктор - актер Виктор Бешляга, который сыграл Альберта Петровича. Сейчас он живет в Молдавии, ему уже 71 год. И время «Ассы» ему запомнилось как экстремальное приключение.
- Для меня та зимняя Ялта была просто кошмаром: низкое давление, сырость почти 100%, - говорит и морщится Виктор. - Но, конечно же, было приятно чувствовать себя в одной компании с такими людьми! С Виктором Цоем вместе на вокзале в Симферополе курили под аркой в ожидании автобуса и потом еще несколько раз пересекались с ним - то на вокзале, то в аэропорту. Всегда как-то так - на распутье. Ведь он на съемочную площадку в Ялте редко приходил, а вот музыканты из его группы «Кино» там постоянно присутствовали, и мы много общались. Очень жалею, что не сфотографировался ни с кем в то время. С Говорухиным у меня сразу сложились хорошие отношения - мне со Станиславом Сергеевичем было легко работать, потому что это профессионал с большой буквы. Он меня поддерживал уже только тем, что говорил со мной во время съемок очень ясно и с чуткостью. Я, глядя на него, всегда успокаивался. Честно признаюсь, с момента утверждения меня на роль Альберта я трясся как лист на ветру: мандраж такой, что ужас! Я ведь всю жизнь не любил (хотя и работал) клоунаду, из-за необходимости говорить много. А тут надо же всю роль вызубрить! Хорошо, что помощник режиссера, увидев, с каким трудом это мне дается, сказал Сергею Александровичу не вводить новый текст по мере съемок. Ох и намучился я тогда! Сейчас вспомнил и аж сжался весь. Хотя ведь и не в первый раз тогда снимался…
71-летний Виктор Бешляга сейчас живет в молдавском селе, недалеко от города Дубоссары. Он занимается виноградом и пчелами, а когда-то был артистом цирка и киноактером. Именно Виктор сыграл в «Ассе» драматическую роль маленького артиста оперетты, которого Крымов хотел использовать в большой афере с кражей скрипки Гварнери.
После «Ассы» Татьяна Друбич приезжала в Ялту неоднократно - были у нее съемочные дни и в продолжении фильма в 2007-м, приезжала она и прокатиться в стареньком троллейбусе по ялтинской трассе в клипе группы «Ундервуд» с песней «Платье в горошек».
- Этот фильм могли снять только в Ялте, - рассказывала тогда актриса. - И город стал его полноценным персонажем. Многое у меня здесь было впервые: и канатная дорога, и столько времени у моря. А пальмы в снегу - эта картинка в памяти навсегда. Той зимой мне нужно было возвращаться в Москву, а аэропорт Симферополя из-за снегопада закрыли на два дня, и мне пришлось возвращаться на троллейбусе в Ялту, и я помню свою обреченность - ехала и думала: «Как же я не смогла улететь домой!» Сейчас бы не доехать до Москвы и остаться тут - мечта!

Еще один знаковый отель в картине - это «Ореанда». Там начинается и заканчивается ялтинская киноистория «криминального авторитета» Крымова. Именно там он забронировал два номера: 301-й - для своей молодой спутницы Алики и 302-й - для себя. Пришлось соблюсти эти формальные приличия, так как, по советским законам, не состоящую в браке пару вместе поселить не могли. Впрочем, это не помешало им проснуться в одной постели. И далее съемки проходили только в 302-м. По ценам начала 80-х этот трехкомнатный номер, который с выходом фильма стал легендарным, стоил 67 руб. в сутки. За 35 лет там, конечно же, произошли изменения: на стенах уже нет мрачного декора из черных деревянных панелей, так же как и мебели черного цвета, из спальни убрали шкаф, а в гостиной на месте барной стойки теперь кресла и «плазма». Яркую картину с цветущей японской айвой (кстати, это работа Валентины Цветковой) из комнаты с письменным столом переместили в холл отеля. А крытый корт, где Крымов играл в теннис, уже не найти - на его месте построили развлекательный комплекс «Матрица». Что касается точного адреса «хижины Бананана» в Ялте - тут остаются вопросы. Кто-то даже утверждал, что интерьеры снимали в мосфильмовском павильоне. Но есть несколько кадров, где мельком виден Ялтинский маяк. И можно предположить, что квартиру, где он приютил в первую ночь Алику, и выход из подворотни снимали на ул. Морской, 1. Двор там сейчас изменился кардинально, но «квадрат» подворотни остался прежним…