Снято в Крыму: 35 лет назад на экраны вышел фильм "Асса"

Ялтинские тропы Бананана

Помимо прочих кинематографических открытий, режиссер Сергей Соловьев со своим фильмом «Асса» открыл простому советскому человеку зимнюю Ялту.

Ялтинские тропы Бананана
Кадр из фильма Сергея Соловьёва "Асса".

Субтропическая зелень, присыпанная снегом, стала своеобразной визиткой несезонного курорта. Подзарядившись щемящим ассовским романтизмом картины, массовый зритель в ожидании скорых перемен на исходе 80-х потянулся поздней осенью и зимой в Ялту бродить тропами Бананана. Пока еще «железный занавес» раскачивался и дороги в мир для большинства граждан СССР были закрытыми, зимняя Ялта, как воображаемая заграница, на долгое время стала местом культовым.

«Россия» и «Украина»

Сейчас от советско-романтической атмосферы «Ассы» в Ялте остались лишь фрагменты. Сохранилась и по-прежнему работает канатная дорога от набережной к холму Дарсан. Кабинки обновили, появились стекла, но от этого эффект полета над городом нисколько не убавился. Можно добавить звука в наушники - уже не кассетного плеера, а с сигналом от смартфона - и прослушать ностальгический хит «Есть город золотой…», зажмурив глаза, погрузиться в сферу Бананана (Сергей Бугаев) и Алики (Татьяна Друбич). С высоты фуникулера уже не видно старого облупленного фасада и проржавевшей крыши гостиницы «Россия». Именно там были сняты знаменитые сцены в ресторане с участием «летчика» в исполнении Александра Баширова, именно там, в зале с фонтаном, на маленьком подиуме «лабал» вечерами со своей группой Бананан в исполнении художника Сергея Бугаева по прозвищу Африка.

Сергей "Африка" Бугаев исполнил роль Бананана.

- У меня, в принципе, задача была не такая сложная - нужно было играть себя, - рассказывает Сергей. - И потом вокруг меня были профессионалы высшего пилотажа, такие как оператор Павел Лебешев, снявший до этого добрый десяток фильмов… Вот поэтому все было очень легко и интересно - все помогали друг другу, и был существенный диалог с Соловьевым, который мы спустя 25 лет тоже попытались нащупать в процессе совместной, но уже гораздо более короткой работы над фильмом «Асса-2». Так что школа у меня была - супер! Метод Соловьева, как я понимаю, заключался в том, что он создает определенного рода решетку из профессионалов и людей, которые, являясь естественными участниками живой среды, становятся частью проекта - как группа «Кино» и Виктор Цой.

- Как он тогда существовал в ялтинском пространстве?

- Ялта объединяет людей, Цой познакомился на съемочной площадке с девушкой, которая оставалась с ним до его последнего вздоха. Это была помощница второго режиссера, некая загадочная красавица, которую мы видели только в тот момент, когда перед объективом появлялась хлопушка с номером сцены и эпизода. А потом мы стали видеть ее прогуливающейся с Виктором Цоем на ялтинской набережной. Она и Цой в своем длинном пальтишке. Очень романтические, нежные вещи, которые в общем сыграли серьезную в его жизни роль. Я ведь тоже на съемках познакомился с девушкой - она снималась у нас, - которая потом стала моей женой и матерью моих двоих детей.

Кадр из фильма Сергея Соловьёва "Асса".

Задолго до «Ассы» гостиница «Россия», открытие которой состоялось еще в декабре 1875 года, стала знаменитой. В свое время там останавливались Антон Павлович Чехов (жил в номере 39), композиторы Римский-Корсаков и Сергей Рахманинов, писатели Салтыков-Щедрин и Иван Бунин, поэты Игорь Северянин и Владимир Маяковский, актриса Мария Еромолова, художники Николай Рерих и Михаил Нестеров… Летом 1994-го заброшенное здание гостиницы загорелось среди белого дня, и только близость моря и расторопность пожарных спасли его от полного уничтожения. Сейчас там реконструированный президент-отель «Таврида». А основной базой съемочной группы были бюджетные номера в одном из корпусов санатория «Украина» в Гаспре, который сейчас называется «Родина».

Кадр из фильма Сергея Соловьёва "Асса".

- Жили мы все в маленькой гостинице «Украина», - вспоминает Сергей. - Состоявшиеся люди - Станислав Говорухин, Сергей Соловьев, Павел Лебешев, и молодежь - группа «Кино» в полном составе, художники - Тимур Новиков, Сергей Шутов… В первый же день моего пребывания в Крыму я в машине застрял на Ангарском перевале - снег застал крымчан врасплох, и никто дорогу песком не посыпал. Как началось все с аномального явления, так и пошло в русле аномалии.

«Ореанда» и дом Бананана

Вместе с Виктором Цоем из Симферополя в Ялту на съемки добирался другой Виктор - актер Виктор Бешляга, который сыграл Альберта Петровича. Сейчас он живет в Молдавии, ему уже 71 год. И время «Ассы» ему запомнилось как экстремальное приключение.

- Для меня та зимняя Ялта была просто кошмаром: низкое давление, сырость почти 100%, - говорит и морщится Виктор. - Но, конечно же, было приятно чувствовать себя в одной компании с такими людьми! С Виктором Цоем вместе на вокзале в Симферополе курили под аркой в ожидании автобуса и потом еще несколько раз пересекались с ним - то на вокзале, то в аэропорту. Всегда как-то так - на распутье. Ведь он на съемочную площадку в Ялте редко приходил, а вот музыканты из его группы «Кино» там постоянно присутствовали, и мы много общались. Очень жалею, что не сфотографировался ни с кем в то время. С Говорухиным у меня сразу сложились хорошие отношения - мне со Станиславом Сергеевичем было легко работать, потому что это профессионал с большой буквы. Он меня поддерживал уже только тем, что говорил со мной во время съемок очень ясно и с чуткостью. Я, глядя на него, всегда успокаивался. Честно признаюсь, с момента утверждения меня на роль Альберта я трясся как лист на ветру: мандраж такой, что ужас! Я ведь всю жизнь не любил (хотя и работал) клоунаду, из-за необходимости говорить много. А тут надо же всю роль вызубрить! Хорошо, что помощник режиссера, увидев, с каким трудом это мне дается, сказал Сергею Александровичу не вводить новый текст по мере съемок. Ох и намучился я тогда! Сейчас вспомнил и аж сжался весь. Хотя ведь и не в первый раз тогда снимался…

Виктор Бешляга (справа) сыграл роль Альберта Петровича.
 
Кадр из фильма Сергея Соловьёва "Асса".

71-летний Виктор Бешляга сейчас живет в молдавском селе, недалеко от города Дубоссары. Он занимается виноградом и пчелами, а когда-то был артистом цирка и киноактером. Именно Виктор сыграл в «Ассе» драматическую роль маленького артиста оперетты, которого Крымов хотел использовать в большой афере с кражей скрипки Гварнери.

После «Ассы» Татьяна Друбич приезжала в Ялту неоднократно - были у нее съемочные дни и в продолжении фильма в 2007-м, приезжала она и прокатиться в стареньком троллейбусе по ялтинской трассе в клипе группы «Ундервуд» с песней «Платье в горошек».

Фильму "АССА" 35 лет: где снимали и как выглядят герои сегодня

Фильму "АССА" 35 лет: где снимали и как выглядят герои сегодня

Смотрите фотогалерею по теме

- Этот фильм могли снять только в Ялте, - рассказывала тогда актриса. - И город стал его полноценным персонажем. Многое у меня здесь было впервые: и канатная дорога, и столько времени у моря. А пальмы в снегу - эта картинка в памяти навсегда. Той зимой мне нужно было возвращаться в Москву, а аэропорт Симферополя из-за снегопада закрыли на два дня, и мне пришлось возвращаться на троллейбусе в Ялту, и я помню свою обреченность - ехала и думала: «Как же я не смогла улететь домой!» Сейчас бы не доехать до Москвы и остаться тут - мечта!

Татьяна Друбич сыграла Алику.

Еще один знаковый отель в картине - это «Ореанда». Там начинается и заканчивается ялтинская киноистория «криминального авторитета» Крымова. Именно там он забронировал два номера: 301-й - для своей молодой спутницы Алики и 302-й - для себя. Пришлось соблюсти эти формальные приличия, так как, по советским законам, не состоящую в браке пару вместе поселить не могли. Впрочем, это не помешало им проснуться в одной постели. И далее съемки проходили только в 302-м. По ценам начала 80-х этот трехкомнатный номер, который с выходом фильма стал легендарным, стоил 67 руб. в сутки. За 35 лет там, конечно же, произошли изменения: на стенах уже нет мрачного декора из черных деревянных панелей, так же как и мебели черного цвета, из спальни убрали шкаф, а в гостиной на месте барной стойки теперь кресла и «плазма». Яркую картину с цветущей японской айвой (кстати, это работа Валентины Цветковой) из комнаты с письменным столом переместили в холл отеля. А крытый корт, где Крымов играл в теннис, уже не найти - на его месте построили развлекательный комплекс «Матрица». Что касается точного адреса «хижины Бананана» в Ялте - тут остаются вопросы. Кто-то даже утверждал, что интерьеры снимали в мосфильмовском павильоне. Но есть несколько кадров, где мельком виден Ялтинский маяк. И можно предположить, что квартиру, где он приютил в первую ночь Алику, и выход из подворотни снимали на ул. Морской, 1. Двор там сейчас изменился кардинально, но «квадрат» подворотни остался прежним…

Фильму "АССА" 35 лет: где снимали и как выглядят герои сегодня

Фильму "АССА" 35 лет: где снимали и как выглядят герои сегодня

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 29 марта 2023

Заголовок в газете: ЯЛТИНСКИЕ ТРОПЫ БАНАНАНА

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру