Егор Бероев сделал шаг навстречу молодым режиссерам

Петр Шерстников рассказал о съемках в Севастополе фильма с участием Егора Бероева и Ксении Алферовой.

Он снялся в картине севастопольца Ивана Шерстникова «Дорога к дому».

Петр Шерстников рассказал о съемках в Севастополе фильма с участием Егора Бероева и Ксении Алферовой.
Кадр из фильма "Дорога к дому".

Главный герой картины – православный священник, проживающий в провинции (актер Егор Бероев), много лет ищущий ответы на важные для него вопросы. После определенных событий, священник понимает, что проблема, мешающая жить полноценно его семье (жену его сыграла актриса Ксения Алферова), заключалась в непрощении, корни которого в глубоком детстве. У главного героя нет детей. И здоровье в порядке… Он вопрошал у Бога: - Почему? А потому, что он не простил свою мать (герой воспитывался в детдоме и не знал родителей).

Выпускник Таврической Духовной Семинарии сценарист Петр Шерстников: нам отказали крупные прокатчики, сказав, что православные фильмы не актуальны. 7 января на цифровой площадке Kion состоялась премьера драмы «Дорога к дому», а 17 января в Симферополе, в Православном молодежном центре «Зерна» состоялся показ фильма и обсуждение со сценаристом, композитором и помощником режиссера Петром Шерстниковым, рассказавшем о съемочном процессе и постпродакшне.

По словам Петра Шерстникова, брат (режиссер картины)доэтогоснимал, в основном, клипы, но все вынашивал идею о художественном фильме. Он хотел снять фильм не обязательно на духовную тему, но хотел, чтоб сюжет был интересный. Закрученный.

– И тут еще я ему попался. У меня в голове была такая история, хотелось вывести тему прощения. Я знал людей, которые в жизни все время демонстрируют позитив, но у них есть проблемы, и они не решаются. Я стараюсь их разговаривать. И как правило, их понимаю. Сколько мне встречались люди с проблемами – я в основном видел не грехи, а какие-то вещи непрощенные, особенно в отношении близких людей. И человеку тяжело с таким грузом.

У меня была такая идея. Мы с ним вместе и написали этот сценарий.

- Как вы снимали фильм?

- Собрались два парня снимать кино. Мы понимали, что бюджет там такой, который, к сожалению, в ближайшее время не очень предвиделся. Но мы не унывали, мы стучали во все двери. Мы где только не были! Мы везде ходили с этим сценарием, в том числе и с некоторыми актерами. Мы хотели, чтоб в этом фильме присутствовал хотя бы один актер топового уровня, потому что тогда нам легче будет этот фильм продвигать в массы. И многие актеры сразу заявляли огромные суммы, которые мы не тянули. Но Егор Бероев… Если вы знаете, у него есть Фонд, он очень верующий православный человек, с супругой Ксенией Алферовой (дочерью актрисы Ирины Алферовой) они помогают детям с синдромом Дауна. Они основали Фонд, финансово детям помогают, они усыновили одного ребенка такого. Мы поехали в Москву, договорились с ним о встрече, мы клялись, божились, что это надо, мы его в общем-то упросили. Да, там финансы присутствовали. Но абсолютно не соизмеримые с тем, сколько Егор Бероев обычно получает. Это его шаг нам навстречу. Звездный состав. Спасибо им за это. Почему? Потому что, куда бы мы сейчас ни приходили с фильмом, первый вопрос, кто снимался? Первый вопрос! Ни о чем фильм, нет! А кто снимался? Мы сразу говорим: Егор Бероев, Ксения Алферова. Они: –О, хорошо, мы посмотрим (чтоб дальше помочь нам как-то или не помочь). В фильме все профессиональные актеры. Там есть Петербург, Москва, Севастополь (актеры театра Луначарского).

Мы живем в том пространстве, которое мы сами создаем. Пять лет назад, когда мы дописали с братом сценарий, мы сидели и понимали, смотря друг на друга, что мы взяли планку высокую. Мы понимали, что у нас сейчас кроме рукописного текста нет ничего. Но мы понимали, что помолясь, у нас все получится. Он мне говорит: ты будешь молиться, а я буду договариваться. Мы общались и с Петром Мамоновым (царствие ему небесное). Мы хотели, чтоб он у нас снимался. Мы чувствовали, что мы начали карабкаться по этой горе. Мы почувствовали, что это обязательно случится. Ко всем лезли: почитайте! И это все работает! Главное – стучите, и вам откроют.

Для нас тоже когда-то казался Егор Бероев недостижимой высотой. А когда мы сняли фильм, собралась вся группа – это называется шапка. Шапка -это когда вся группа отмечает съемку фильма. Это случилось у меня дома. Дом у меня еще недостроен в Севастополе…И я наблюдал, как Егор Бероев отплясывал в этом доме, песни пел под гитару, все остальное… Я этого себе не мог представить. Они все люди! Подходи, разговаривай. Нет такого, что не достучаться.

– Петр, в чем заключалась ваша роль, как помощника режиссера?

– Вообще, в кинематографии все эти должности, как и везде, конкретно расписаны и несут за собой определенные конкретные обязанности. Я старался смирять себя, не мешать брату работать, как режиссеру, потому что я знаю себя (я считаю себя творческим человеком). Постоянно мне приходилось себя смирять, чтоб не залезть в процесс и не поломать там все, что можно. Моя обязанность была организовывать процесс съемок. Вообще, второй режиссер – это человек, который организовывает некоторые технические процессы. В этом заключалась и моя работа.

- Как вы работали над музыкой к фильму?

- Когда был сделан так называемый черновой монтаж, мы стали с братом искать мелодики, которые уже готовы. Которые могли бы подойти к этому фильму. Мы с братом нашли похожие – и они «встали». Мы со многими советовались: с Бероевым, с Алферовой. И потом, взяв ту музыку за пример, я написал похожую. Она эксклюзивная, но мы подбирали по другой музыке, чтоб она похожей была.

На вопрос о том, действительно ли старца играл священник, Павел ответил, что это был цыган из Симферополя, у которого есть опыт: он играет в каком-то цыганском театре.

- Нам его порекомендовали. Мы искали. Он где-то заявлен как актер эпизодов. С ним было сложнее всего, но в итоге получилось хорошо. Колоритный персонаж. Многие критики говорили: фильм немножко медленно раскачивается, надо было вам динамики добавить изначально. Мы этого не хотели. Мы хотели, наоборот, чтобы было так все расплывалось как море среди людей, и тот, кому нужно, кому интересно, он погрузится в это.

- Вы поступали в духовную семинарию для любознательности? (вопрос из зала)

- Мне, конечно, было интересно познать теорию, мне было интересно учиться, я с удовольствием учился. Благодаря семинарии я очень много друзей, знакомых, всего обрел. Не было бы фильма, если б не было семинарии! С семинарией у меня связаны отдельные чудеса: как я туда попал. Уже мне было за 27, когда я поступал, Я в 15 году поступил. В 20 окончил. Буквально недавно. Я заочно учился.

- Это ваш единственный фильм?

- Пока да. У нас уже готов сценарий. Вот я совместно сейчас с супругой пишу сценарий, она, кстати, администратор на фильме была. Это команда. Это прям живой организм! Я увидел людей, которые настолько грамотно работают и любят свое дело… Нам повезло! Вот все, кто был в процессе – это прям как часы. Я таких слаженных коллективов (а я в разных местах когда-то работал) я не видел. Я прям был восхищен. Брат мой, он уже после этого снял пару художественных фильмов. Он человек верующий, но его тянет в какой-то экшн, чтобы все летало. Один фильм называется «Первый и последний день». А второй – «Пещера». Он снимал там, где Тавриду строили (трассу) и нашли пещеру. Сейчас там, вроде, музей. Вот он полумистику такую снимает. Я туда не лезу со своими богословскими беседами. Я думаю, он как-то сам разберется. Я изначально не сценарист, а музыкант. Я композитор. И даже хлеб мой больше состоит из авторских прав по музыке. Но мне понравилось писать сценарий. Брату я уже показал то, что мы с женой написали (новый сценарий). Он сказал: это не мое кино. Мне супруга говорит: ты сними. Не знаю…  Я нашел человека состоятельного в Севастополе, я с ним обсуждал, он мне сказал: допишешь сценарий – покажешь. Но я тебе хочу дать книгу, на которую я бы хотел снять фильм. И готов дать на это денег. И он мне дал книгу о судьбе дворянки после революции. Я еще читаю до сих пор, я уже прочел половину, но я понимаю, что я ее не сниму. Это «Война и Мир». Эпопея.

- В фильме вы затронули тему покаяния. У вас был такой момент, что вы подходили к духовнику, брали благословение и он вас духовно поддержал или наоборот, в чем-то приостановил? (Вопрос Отца Никиты)

- Да, мы в Оптиной писали сценарий, мы там жили. Нас познакомили с иегуменом Антонием. Кто-то был в Оптиной? Там идет монах – и за ним толпа громадная. И тебе хочется туда сразу присоединиться. Потом ты уже в толпе узнаешь, что он тебя заведет в храм, там в углу стоят книги, и все выстраиваются к нему и он по очереди не берет, он пальцем показывает, ты к нему подходишь, говоришь, что тебя тревожит, беспокоит. Все от него что-то хотят… И вот он берет книгу, открывает и дает тебе читать.В сторону ты отходишь и читаешь. Очень рекомендую. Есть такой отец Антоний. Запомните! Я случайно к нему попал один раз, получил сразу ответ на все свои тараканьи бега в голове. А потом нас подвели к монаху, и он прочитал сценарий, и он нам сделал поправку: мы изначально писали, что батюшка, когда поймет, что с ним что-то происходит не так, что ситуация какая-то странная, то он поедет в Епархию. Нам монах сказал: не поедет. Он поедет к духовнику. Пишите про духовника. Он нас поправил, мы переписали, и он нас благословил. Ну и конечно, все съемки здесь мы благословлялись у нашего митрополита.

Во время обсуждения фильма Отец Никита (Прудников), заместитель руководителя Православного молодёжного просветительского центра Симферопольской и Крымской епархии «Зерна» дал комментарии по вопросам, связанным с православными канонами: объяснил, что являться могут не только ангелы, но и непосредственно святые, о чем свидетельствуют Жития святых (в фильме герою является ангел в облике девушки).

- Петр, как вы «продвигаете» фильм?

- 7 числа, на Рождество была премьера фильма на онлайн цифровом кинотеатре Kion. Это кинотеатр МТС. И фильм там сейчас показывается бесплатно. У нас договор определенный с Кионом есть финансовый. Еще не понятно, чем закончится для нас этот договор. Я и команда очень жестко спамим везде, где можно, у кого хорошие группы: Отец Андрей Ткачев, отец Павел Островский, я уже всех достал. Кто-то уже сделал репост. Отец Павел Островский первый сказал, что таких батюшек не бывает. Говорит, что батюшка обычно «искрит». Но он сделал репост, у него гигантское число подписчиков! В большом прокате нам в кинотеатрах отказали крупные прокатчики, потому что сказали, что православные фильмы не актуальны. Фильм нравится, картинка нравится, актеры нравятся, но там нет экшна и кинотеатры начнут ныть, хотя они ничего не тратят. Как прокат делается? Выставляется фильм, 50% забирает кинотеатр, 50 % отдается автору. Все. Кинотеатры затраты несут разве что по электричеству, может, и обслуживающий персонал. Но мы не унываем и сейчас ведем переговоры с отделами Культуры Крыма и Севастополя, стучимся везде. Они могут взять этот фильм и в муниципальных кинотеатрах (а их большинство) показать. С актерами у нас есть договора, они везде репостят в своих крупных соцсетях (у Бероева очень много подписчиков, у Алферовой) мы видим большой отзыв оттуда. Мы сейчас договариваемся со Спасом,чтоб они у Егора Бероева взяли интервью, он поговорил про этот фильм, чтоб Спас (телеканал) показал, промо случилось, мы интервью нарежем, будем рассылать. Во-первых, нам хочется раздать долги. Потом, если что-то останется, снять бы еще кино…

- Скажите, Павел, если для кинотеатров ваш фильм- не формат, а на кинофестивали подавали заявки? Есть такой в Крыму кинофестиваль «Святой Владимир»…

- Да. Туда уже заявились. И даже уже в одном победили фестивале «Отцы и дети», он проходит сейчас в январе. 26 января будут нам вручать призы в Москве (лучшая мужская и женская роль).

- Как вы искали средства на реализацию проекта, на съемки фильма?

- Везде были. Обращались в Фонд кино. Там нужно делать обеспечительный платеж: бюджет, который ты запрашиваешь, ты сначала им деньги посылаешь. Чтоб вы знали. Они потом рассматривают. Мы прошли комиссию бумажную. А сценарная комиссия нам сказала, что сценарий не интересный. И нам отказали. Деньги, правда, вернули. Мы совершили ошибку. Фонд кино – это сугубо коммерческая организация, больше шансов получить поддержку в Министерстве культуры. Там тоже есть гранты. Но когда мы собирались подавать в Министерство культуры, позвонил мой брат и сказал, что он нашел деньги: он снимал клип одному состоятельному человеку (группа «Баян Микс») И вот после съемок брат ему решил показать сценарий. А с ним сидел друг, который где-то в Орле очень много льет бетон. Видите, как Господь распорядился: супруга друга прочитала сценарий, всю ночь проплакала, утром он пришел, сказал: сколько вам нужно денег? Уже снимите это кино, чтоб жена отстала. Они как инвесторы имеют полные права на фильм. Вся сумма, которая была инвестирована, сначала им отдастся, а потом уже, дай Бог…

У нас опыта практически нет. Мы сейчас общаемся с людьми, которые говорят, что мы в продвижении фильма пошли «наизнанку», а схема работает по-другому: хоть какой-то минимальный прокат должен быть в нескольких городах, потом вы идете на телеканалы и продаете. За деньги. А после этого уже выгружаете на цифровой онлайн кинотеатр. Нам нужно было сделать так. Брат мой очень творческий человек. Даже сейчас он не участвует в продвижении фильма. Этим занимаюсь я и сопродюсер. А брат уже опять что-то снимает.

- А инвесторы могли влиять на ход фильма, вносить правки в сценарий?

- Нет, я очень благодарен моему брату, он несмотря на то, что мы получили так долго искаемое, финансовую возможность снять фильм, он сразу сказал, что никто не лезет в сценарий и в работу режиссера, чтоб фильм не загубить. И инвесторы сразу сказали: а мы и не хотим.

Государство дает много безвозвратно: вот вам деньги, какой фильм получится – уже никому не интересно. Ну и там соответственно люди зарабатывают. Кион нам предоставит отчеты финансовые, которые он собрал. По истечению квартала плюс один месяц. Это с начала мая мы поймем, куда нам дальше двигаться. На Кионе просмотр бесплатный. Там регистрируетесь по смс. Монетизация нам идет с рекламы.

Петр ответил на вопрос о его любимом режиссере, сказал, что это режиссер Алексей Балабанов, потому что он честный и фильмы у него честные.

­- Он показывал то, что его тревожило. Я преподаю в школе. Я говорю: а вы знаете, что в Севастополе в 93, 94 году свет давали два часа через два, воды горячей не было в принципе, батареи не работали, а холодную воду давали 2 часа утром и 2 часа вечером? У людей были наполнены ванны. Они на меня смотрят, как на инопланетянина. Они не верят в это, они не могут представить. Так и Балабанов показывал реальность.

Недавно пригласили нас в Ялтинскую епархию, был показ. У них большая Воскресная школа, после службы собралось много людей, но там возраст был средний повыше. И они все рыдали.

Я вот сейчас смотрю фильм и там аккордеон, баян играет и мне кажется, что этого недостаточно, хочется еще большего нагнетания. Кажется, что Бероев упал неестественно, когда бежал по кладбищу…Это уже когда пересмотришь. Задачи, чтоб все плакали, не было, но хотелось, чтобы все поняли: звоните, пишите сегодня же своим родителям. Это наша задача. В Ялте после просмотра несколько женщин подошли, сказали, что маме позвонят. А одна говорит: а я пошлю сыну фильм, пусть посмотрит.   Цель наша достигается. Это важно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 22 марта 2023

Заголовок в газете: ДОРОГА К ДОМУ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру