В Симферополе состоялась премьера музыкальной комедии "Табачный капитан"

И образ, и вокал

К началу театрального сезона-2022/23 в Государственном академическом музыкальном театре главный режиссер, заслуженный деятель искусств РК Владимир Косов рассказал, как пришло, в разговоре с одним из ведущих артистов театра, решение поставить к юбилею Петра Великого музыкальную комедию «Табачный капитан».

И образ, и вокал

И вот в октябре состоялась премьера, прошедшая - равно как большинство музыкальных постановок последних лет, - с настоящим зрительским успехом.

Скорее всего, все те, кто не жалел аплодисментов и одобрительных выкриков в финале, мысленно не расчленяли составляющие сильного художественного впечатления, в котором несомненна и преимущественна заслуга театра. Именно театра, а не вполне заурядных либретто Николая Адуева и музыки Игоря Цветкова, - не случайно же призвана постановщиком в поддержку им знаменитая песня Александра Зацепина на слова Леонида Дербенева.

Именно театр, его «живой» оркестр под руководством дирижера-постановщика Михаила Сербиненко вдохнули чувство и даже страсть в музыку, так что во время нескольких арий и хоров у многих зрительниц и даже зрителей слезы наворачиваются на глаза.

Именно театром, его производственными цехами под руководством художника-постановщика Кирилла Еремина выстроена и основная, трансформируемая по ходу спектакля, «корабельная» декорация, и две декорации попроще, для «ассамблеи» и голландского пансиона.

Именно Гетта Петкевич, художник по костюмам, нарядила всех действующих лиц и созвучно эпохе, и выразительно, и достаточно удобно для танцевальной труппы; а ряд актеров еще и признали, что некоторые детали костюмов еще и позволяли быстрее и точнее входить в образ.

И, кстати, балетмейстер-постановщик Александр Гоцуленко в ограниченной по времени звучания музыкальной партитуре нашел место для нескольких танцев, легких, раскованных, из которых по крайней мере один, с канатом, особо интересен и выразителен.

Так что введенная по воле постановщика излишне «лобовая», да еще и резко выпадающая из общего стиля спектакля, комическая парочка ряженых не слишком снижает общее впечатление. Но и не усиливает, конечно.

Давно существует театральная сентенция, почти что аксиома, что «Гамлета» можно ставить, если есть актер на Гамлета. Практически так же и с «Табачным капитаном», - ставить можно, если есть достойный актер на роль Петра Великого. Театру повезло - молодой премьер, заслуженный артист Республики Крым Владимир Кудрявцев по психофизическим данным идеально подходит к этой роли, а его уровень исполнения оказался таким, что персонаж этот, в незаглавной роли и не вовлеченный в основную любовную интригу (хотя привлеченный к ее разрешению), становится главным центром внимания. Настолько, что «голландская» сцена, идущая без его участия, оказывается заметно бледнее, несмотря на старания замечательных актеров и актрис (в рецензируемом спектакле ведущие роли играли заслуженные артисты Республики Крым Андрей Фомин и Эмилия Меметова) и на симпатичный сюжетный танец противостоящих «поваров» и «поварих». Либреттист Николай Адуев в своем примечании к тексту сказал об этом персонаже, о Петре I, в частности, так: «…Петр не должен «напускать» на себя никакого величия (значительность и величие его образа создадут и подчеркнут другие актеры), а напротив, поражать и подкупать своей простотой и непосредственностью». Конечно, окружение оттеняло и подыгрывало. Но более всего создан выдающийся образ усилиями и талантом Владимира Кудрявцева, который может со всеми основаниями отнести роль Петра I к лучшим своим творческим достижениям.

В целом все актерские работы, от купца Смурова в исполнении признанного мастера, заслуженного артиста Украины Владислава Черникова до юного капитана Корсакова в исполнении недавно принятого в труппу театра Никиты Пелиха, интересны и в полной мере отвечают и настрою, и эстетике спектакля. И нельзя не выделить замечательную Ольгу Котляренко, заслуженную артистку Республики Крым, которая в комической роли Гликерьи сыграла клиническую любвеобильную дурочку, но безо всякого комикования или шаржа (наряда «в стиле» и грима для этого вполне достаточно), так что к финалу невольно возникает если не симпатия, то, по крайней мере, умиление и даже уважение.

А что же заявленный в названии вокал? С ним все в порядке. Учитывая только, что это не оперетта и не мюзикл, а музыкальная комедия, вполне посильная и для драматического театра. На блистательные арии и дуэты здесь рассчитывать не приходится, даже не потому, что музыку написал Игорь Цветков, а не Имре Кальман. А вот хоры, в полной мере благодаря хормейстеру Анастасии Рох, концертмейстерам и педагогу по вокалу, ну и прекрасным данным большинства актеров и актрис, поднялись на уровень всего самого лучшего, что есть в этом спектакле, и по-настоящему захватили зрителей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 2 ноября 2022

Заголовок в газете: И ОБРАЗ, И ВОКАЛ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру