В Симферополе проходит выставка народных традиций "Спасы – августа примета"

«Август – астры, / Август – звезды, / Август – грозди / Винограда и рябины… / Полновесным, благосклонным / Яблоком своим имперским, / Как дитя, играешь, август», – писала Марина Цветаева о щедром и благодатном последнем месяце лета, времени сбора урожая и празднования любимых на Руси Спасов – Медового, Яблочного и Орехового.

В Симферополе проходит выставка народных традиций "Спасы – августа примета"

Знакомя с историей и традициями этих православных праздников, библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского ЦБС для взрослых Симферополя организовала для читателей выставку народных традиций «Спасы – августа примета».

Раздел «Три Спаса спеленали август. / И лета кончилась утеха. / Есть прелесть яблок, мёда сладость / И твёрдость спелого ореха» (В. Авдеева) знакомит с истоками летних Спасов, которые таятся в языческом прошлом нашей родины. В августе древний земледелец видел, как появляются первые плоды его нелегкого труда, «спасался», запасая урожай на долгую зиму. Не случайно, все три Спаса можно сравнить с праздниками урожая. «Круглый год. Русский земледельческий календарь», «Народный дневник. Народные праздники и обычаи» (из «Сказаний русского народа», собранных Иваном Петровичем Сахаровым»), «Русский фольклор», «Русские пословицы и поговорки» поведают о множестве народных обычаев и обрядов, связанных с этими праздничными событиями.

Издания «Основы православной культуры Крыма», «Православная книга», «Ветхий и Новый Завет в простых рассказах», «Спасы» Александра Осипова, представленные в разделе «Яблочный, Ореховый, Медовый – / Спасы, как Спасителя Дары!» (М. Володина) расскажут о том, что любимые в народе праздники не стали чужими среди православных ценностей, ведь Спас в христианстве – Спаситель, от имени Иисуса Христа. Все три августовских Спаса приурочены к определенным почитаемым в христианстве датам. Медовый Спас празднуется 14 августа одновременно с Происхождением Животворящего Креста Господня. Яблочный Спас отмечается 19 августа в день Преображения Господня, а Ореховый (или Хлебный) Спас (29 августа) приурочен ко Дню Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа в Царьград (Константинополь).

Читателям интересно будет узнать, что августовские Спасы стали украшением русской литературной классики. Традиции празднования этих памятных дней нашли отражение на страницах книг «Лето господне» Ивана Шмелева, «Соборяне» Николая Лескова, «Яблоки» Василия Никифорова-Волгина, «Антоновские яблоки» Ивана Бунина, «Первый Спас» Константина Бальмонта, «Преображение» Сергея Есенина, «Август» Бориса Пастернака.

Светлую «августовскую» тему в литературе продолжили поэтические сборники Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, а также крымских авторов Татьяны Зыковой, Елены Осьминкиной, Евгения Веремеенко, Игоря Клоссовского, с которыми можно познакомиться в разделе «Благословен цветами и плодами, / О дивный август, будь же вечно с нами» (Е. Веремеенко).                                         

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру