Восемь поворотов судьбы: Виктор Навроцкий отмечает юбилей

Судьбой ведомый

Актер и режиссер Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького Виктор Навроцкий отмечает знаменательный юбилей.

Судьбой ведомый
"Забыть Герострата": Герострат - С. Ющук, Клеонт - В. Навроцкий.

Те, кто впервые пришел в Симферополе в театр давно и остается театралом поныне, наверняка просто не представляют себе, что на сцене может не быть Виктора Навроцкого. Едва ли не в каждом втором спектакле оказывался в центре сценического действия этот человек. И независимо от характера его ролей, становилось сложно представить на этом месте кого-то иного. А со временем он чаще стал оказываться на сцене только после спектаклей, в ответ на призывы актеров и зрителей: «Режиссера!»

Сам он говорит сейчас, что на длинном и ярком творческом пути его вела судьба. И выделяет несколько важнейших поворотов…

1. Паренек из провинциальной Белой Церкви приезжает поступать в Киев, в цирковое училище - но в тот же день сдает первые экзамены, затем проходит все туры и оказывается студентом училища при знаменитом театре им. И. Франко…

2. Впервые выходит на сцену, в массовках, еще студентом - и сразу после выпуска попадает в число актеров, которых приглашают в ведущий в те годы Харьковский театр им. Т. Шевченко, в котором как раз проводится омоложение труппы. Сразу же - «вводы» на интересные и ответственные роли и первые успехи, особенно на гастролях.

3. Но к началу восьмидесятых в театре им. Франко назревает кризис. По приглашению своего друга и единомышленника Владимира Аносова, Виктор, в самом «золотом» актерском возрасте, переезжает в Симферополь. 

Народный артист Виктор Навроцкий.

4. Директором Украинского театра тогда был замечательный руководитель и организатор М.Г. Литвиненко, который дал возможность раскрыть свой творческий потенциал «середнякам» (так на театре называют представителей среднего возраста, от -30 до 50+), режиссеру и актерам. Итогом стали свыше десятка удачных спектаклей всех жанров, от классических драм, комедий и оперетт, до постановок современников и детских сказок. Зрителям старшего поколения памятны, например, искрометная классическая комедия «За двумя зайцами», в которой партнершами Виктора Навроцкого были, попеременно, О. Блок и М. Марьяновская, интересная инсценировка, созданная Валерием Чепуриным, Гриновского «Блистающего мира», «Бахчисарайский фонтан» с музыкой великого Алемдара Караманова, многоплановый «Ясон» или замечательный «Веселый маскарад» по пьесе В.Н. Орлова и с музыкой А. Перевеслова, - спектакль-рекордсмен, сыгранный свыше 500 раз, с неизменным успехом.

5. Навроцкий участвовал в создании этого спектакля - это можно считать его режиссерским дебютом. И одним из залогов уникального «долгожительства» спектакля стала убежденность Виктора Николаевича в том, что к постановкам для детей следует подходить не менее внимательно, чем к спектаклям для взрослых. К этому же времени, после работы в Киевском театре им. Франко, в Харьковском им. Шевченко и в Крыму, участия в десятках спектаклей самых различных жанров, у Навроцкого сформировалось убеждение, что ролевая гибкость, а не замыкание в жестком амплуа - благо или даже необходимость для актера. И это сполна проявлялось в его творческой биографии. Романтические герои в его исполнении успешно соседствовали с комедийными и сатирическими, типа «парикмахера Галафастова», рафинированные негодяи вроде Мекки-мессера - с трагическими Арбениным и Тевье-молочником (право же, более глубокий и сильный образ, чем прославленный персонаж Богдана Ступки)… 

"Такие люди нам нужны": Крутицкий - В. Навроцкий, Турусина - В. Милиенко.

6. Судьба, понимание близости творческих идеалов и советы друзей привели еще к одной перемене: с девяностых годов по настоящее время Виктор Навроцкий работает в театре им. Горького. Пригласил его Анатолий Григорьевич Новиков в тот «героический» период, когда шло строительство новых сцен и реконструкция исторического здания и театр работал и в Ялте, и в Евпатории, и в Керчи, и на сцене Украинского театра, и в созданном чуть ли не руками самих актеров филиале в Совнаркомовском переулке. Сюда же, в театр им. Горького, перешел и Владимир Аносов, здесь же успешно работал и Борис Мартынов, и это трио режиссеров с плеядой интересных актеров создали целый ряд ярких спектаклей, некоторые из них в репертуаре и поныне. Шекспир и Чехов, Горький и Островский, Лопе де Вега и Брехт, Булгаков, Розов и Арбузов, современная российская, европейская и американская драматургия - таким репертуаром мало театров могли похвастаться. Навроцкий вспоминал, как его поразило репертуарное богатство КАРДТ после задавленного цензурой театра им. Шевченко, да и ограниченного жанровыми и языковыми пропорциями и нормативами Украинского музыкально-драматического (ныне - Крымского академического музыкального) театра. И, по мере знакомства со спектаклями, порадовало и привлекло его «попадание» театра в зрительские потребности и ожидания того времени. Тогда были в наибольшей степени востребованы и «Доходное место», и «Ричард III», «Дядя Ваня» и «Гнездо глухаря», сценическая версия «Мастера и Маргариты» и «Человек со звезды», «Дети Ванюшина» и «Трехгрошовая опера»…

Не все постановки были одинаково удачными и с точки зрения критики, особенно высокомерной и пристрастной столичной, и с точки зрения части зрителей, но практически все шли на аншлагах. И - вот еще хороший показатель, непосредственно касающийся Виктора Навроцкого: редкие гастроли и в столицах, и в Прибалтике, и в «театральных» городах обходились без того, чтобы его не приглашали, иногда весьма настойчиво, перейти в «их» театр. А он оставался здесь - и потому, что с первых дней и поныне влюблен в Крым, и потому, что здесь создалась и крепла его семья, и здесь он стал не только по званию, но и по общему признанию Народным артистом.

7. И здесь, со временем, он все больше проникался режиссерской работой.

Но, возможно, еще и (или прежде всего?) потому, что театр этот, со всеми внутренними и постановочными сложностями, все же неизменно жил в близком его творческим принципам направлении психологического театра, театра переживаний, с опорой на лучшие драматургические произведения. Он так и говорит о своей актерской и режиссерской работе: «Я всегда иду от драматургии, для меня это еще и вопрос этический». Такой подход вызывал творческие споры с А.Г. Новиковым, например, по «Горю от ума» или «Маскараду», и не всегда удавалось отстоять свое видение. Но в собственных его режиссерских работах, особенно в постановках последнего десятилетия, это хорошо заметно. И в «Чао!» М.Ж. Соважона (2011), и в «Забыть Герострата!» Г. Горина, раскрытом, пожалуй, глубже, нежели в постановках ряда других театров, и в «Зойкиной конторе» В. Красногорова, и в горьковском «Якове Богомолове», в котором, помимо точной трактовки, ощутима перекличка с современностью. 

"Яков Богомолов": Виктор Навроцкий в роли Букеева.

8. Но судьба, дав большую свободу творчества, привела к убеждению, что следование за текстом допускает сокращения и изменения для лучшего раскрытия авторского замысла. Показательна в этом плане работа с «Рублевкой 38 бис», первоначально названной автором «Золото партии». Навроцкий не только сменил название, но и отказался от громоздкого пролога, отвлекающего от сути конфликта, и скорректировал финал. Драма стала настолько «чистой» и убедительной, что сам Юрий Поляков, посмотрев премьеру, искренне сказал, что получилось даже лучше, чем он написал, а его дочь заметила, что этот финал отвечает одной из ранних авторских редакций. Иногда же проблема состоит не в текстуальном или даже структурном изменении драматургического материала, а в его переосмыслении. Например, больше чем столетие великие пьесы А.П. Чехова ставятся как драмы - вопреки однозначному авторскому определению «комедии». В большинстве постановок Гамлет - главный положительный герой, при этом забывают, что месть приводит к распаду личности...

И вот сейчас, в дни юбилея, Виктор Николаевич мечтает поставить по-своему «Три сестры» и «Гамлета» - и очень хочется, чтобы эти неизбежно масштабные постановки состоялись. Пусть Судьба скажет доброе слово № 9…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 20 апреля 2022

Заголовок в газете: СУДЬБОЙ ВЕДОМЫЙ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру