Как Леонид Быков представлял своих "стариков" в крымском колхозе

Вираж командира "поющей эскадрильи"

В советское время тружеников «России» (колхоз в селе Восход Красногвардейского района) визитами знаменитых писателей и популярных артистов трудно было удивить. На сцене сельского ДК пели Елизавета Чавдар, София Ротару и Юрий Гуляев, выступали Иннокентий Смоктуновский и Нонна Мордюкова, знаменитые хоровые коллективы страны, свои спектакли показывали Донецкий театр оперы и балета, театры Москвы, работал филиал Симферопольского театра им. М. Горького.

Вираж командира "поющей эскадрильи"
Леонид Быков на встрече со зрителями в ДК села Восход.

И крымская премьера фильма «В бой идут одни «старики» прошла сначала в нашем школьном кинотеатре «Гренада», потом в Доме культуры, а уже после - в областном центре. Мне посчастливилось вести эту презентацию в школе и в ДК вместе с Леонидом Федоровичем Быковым. Вот как это было...

…Осень 1974 года. Школа вошла в свой четкий ритм: работали наши великолепные базовые объекты: спортивный комплекс с новеньким плавательным бассейном («лягушатником» для малышей и четырьмя дорожками по 25 метров - для взрослых), Дом культуры, два школьных спортзала, музыкальная школа, многочисленные кружки при учебных, прекрасно оборудованных кабинетах, зооуголок, изостудия, фотолаборатория, клубы по интересам на продленном дне и, конечно, кинотеатр «Гренада». Тут трудились директорами, киномеханиками, билетерами, кассирами, дежурными по залу, членами совета, фотографами, художниками школьники 7-10 классов, а как бы шефскую помощь им оказывала романтичная, влюбленная в стихи Есенина, в музыку и искусство вообще Нила Николаевна Универсал - молодая, модная, в чем-то похожая на юную Пьеху или кинозвезду из итальянского фильма. Ее любили ребята, так что тут дело кипело: кинофестивали, встречи киноартистов, беседы и конкурсы «Знаешь ли ты кино?» и много интересного. А Светлана Яковлевна Шинкаренко - в чине организатора внеклассной и внешкольной работы - решала оргвопросы: поездки за фильмами в Джанкой, хозяйственная деятельность по уборке зала, мелкий ремонт, связь со столовой для встречи гостей и с правлением колхоза по проведению экскурсий для гостей «Гренады». 

Николай Готовчиков в музее.

Работой детского кинотеатра, которая не была игрой, заинтересовались работники кинофикации в Симферополе, в Киеве. Приезжали, смотрели, удивлялись. Пусть не сердятся те, кто работал в «Алых парусах», главном детском кинотеатре области, но наш был лучше, а главное, здесь всё было уделом школьников, это был их центр кино.

В конкурсах, проводимых министерствами образования, культуры и управлением по делам кинофикации в УССР, мы прочно укрепились на втором месте, получали награды, призы, грамоты, путевки в «Артек» и «Молодую гвардию», участвовали в конференциях. Вышли плакаты с обобщенным опытом работы «Гренады», мы были знаменитыми. К нам особую любовь проявили в областном комитете, поэтому всячески старались и знаменитого актера прислать, и первые показы новых фильмов проводить в «Гренаде» при известных ориентирах на возраст зрителей...

Звонят утром из Симферополя:

- Мы тут с Леонидом Федоровичем…да-да…Быковым решили показ «В бой идут одни «старики» в Крыму начать с «Гренады». Хотелось бы, чтоб и в ДК прошла встреча. Но время ограничено. Сможете?

- Что за разговор! Передайте ему, что будут полные залы! Ждем! Спасибо!

Сообщил в РК КПУ, ведь секретари будут рады увидеть Максима Перепелицу. Но главное легло на плечи наших «гренадовцев» во главе с Нилой Николаевной и Светланой Яковлевной, а председатель тут же дал сигнал на винзавод, в Гостевой домик, чтобы всё «по высшему разряду». Это было привычное дело: в колхоз ежегодно приезжало более 80 делегаций, от Японии до Чили, от Канады до Финляндии. По просьбе обкома партии и бюро по туризму, колхоз выделял средства на встречи без оговорок: ежегодная чистая прибыль была в эквиваленте $12 - $15 млн., так что найти некоторую сумму на делегации - пустяк. К тому же вино, фрукты, овощи, мясо, разносолы и прочее - свое, ешь - не хочу.

Гости прибыли точно в срок, в половине третьего. Леонид Быков - молодой, красивый, улыбающийся, крепко пожав нам руки, говорит со своим тончайшим украинским акцентом:

- Бачите, в каком я костюмчике? Это хлопцы в Германии подарували. Там мы показали «Стариков» …вот меня и одели по-настоящему, по летному раскладу…

- Времени у нас в обрез, - торопит шеф кинофикации Щурбатенко. - Я и так втихаря к вам привез картину. Может, детей в ДК приведем?

- Ни, батьку, - решает Леонид Федорович. - Дети - главный зритель. С ними и поговорить надо.

- А давайте, - говорю, - сделаем так: пока встреча будет в «Гренаде», Леонид Федорович встретится с ребятами, начнем показывать первые части, затем плавно перейдем в ДК, начнем разговор, а просмотренные части принесут в кинобудку, пока будут показывать, мы по-быстрому в колхоз, а то председатель обидится. Очень хотел встретиться…

Быков сощурился:

- А що? Тебя бы (на «ты» не ображаешься?) за сообразительность в механики!

Трудно передать, какими радостными криками, аплодисментами встретили Быкова в «Гренаде». Любимого артиста знали все. И вот он идет, ребятам руки пожимает, по головам гладит. В «Гренаде» вместо 250 человек вдвое больше народу собралось. 

Благодаря Готовчикову появился Народный музей колхоза "Россия".

Леонид Быков - психолог, остроумный, замечательный рассказчик. Рассказал немного о своих школьных делах:

- Получал ли двойки? - Быков приложил палец к губам. - Тильки никому. Вы первые узнаете. Получал… И замечания за поведение имел. Конечно, это плохо, понимал это и тогда. Но вы такого не делаете, да?

Зал молчит, ни звука…

- Двойки есть?

- Да-а, - выдыхает зал глуховатым аккордом.

- Но так поступать не следует! Да?

- Да-а-а! - грохочет зал, все хохочут.

- Мы тут спешим. Заберем вашего директора с собой, а вы смотрите фильм, потом напишете мне в Киев, понравился или нет. Идет?

- Да! - волной из зала.

- Тут дело серьезное, - говорит Быков. - Фильм о войне. Наверное, есть у вас дедушки, что воевали, как и летчики из фильма. Многие не вернулись домой. Но на войне нужна была и песня, и шутка, и розыгрыш. Как и в этом фильме. Чтоб лучше понять, надо внимательно смотреть и слушать. Я вот и проверю, как вы смотрели. Там, в кино, в одном из эпизодов я специально махну вам рукой. Вот так! Интересно, кто первый это увидит? Мне потом Николай Александрович (Готовчиков - прим. ред.) передаст и вручит книжку с моей подписью. Есть? Ну, договорились. От винта!

И мы пошли в ДК. Встреча была радостной, теплой, памятной. Вопросы-ответы, шутки, смех. Поездка для него была интересной. И сады, и виноградники, и новый агрогородок, и девчата на консервном - всё это вызывало у него восторг:

- Не брешу, таких колгоспов не бачив, - признается актер. - Про вас кино надо снимать. Вот разберусь с делами, встретимся.

Дегустировать вина согласился, но чуть-чуть:

- Иногда барахлит сердце. Так что пока коньячок перенесем на вторую встречу, а вот за бутылочку для друзей - спасибо.

…А потом мы узнали о его уходе от нас навсегда. Прошли годы. А «В бой идут одни «старики», как и раньше, одна из любимых картин у зрителей. И десятки, сотни учеников, многие из которых давно в пенсионерах, помнят эту встречу. До мелочей. Вспоминают и хитрый «вираж» Титаренко-Быкова.

- Мы сидели не шелохнувшись, - вспоминает выпускница нашей школы Лариса. - Фильм серьезный, а мы, второклассники, смотрели, не моргнув глазом, всё ждали, когда же он махнет нам рукой. Никто толком не увидел, но многие спорили, когда же это произошло...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 10 ноября 2021

Заголовок в газете: Вираж командира "поющей эскадрильи"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру