Вадим Степанцов в Крыму: снова проберемся к вам партизанскими тропами

Как Гомер

Лидер группы «Бахыт-Компот» и создатель Ордена куртуазных маньеристов Вадим Степанцов побывал с отчетным концертом в Симферополе, осмотрел окрестности и достопримечательности города и откровенно ответил на вопросы нашего корреспондента.

Как Гомер
фото: vk.com/vstepantsov

- Данные о месте вашего рождения противоречивы: в одних источниках сообщается, что вы родились в Тульской области, а в других - что вы родились в Донецке. Как вы это прокомментируете?

- Я как Гомер: родился в семи разных греческих городах, но насчет Гомера это я, наверное, слишком вознесся, у меня скромнее, местом моего рождения числится не только Донецк, Тула и Узловая Тульской области, но также еще Питер и какие-то городки в Казахстане. На самом деле, мама-дончанка родила меня в Донецке, ее туда, беременную, выписала бабушка, значит, две бабушки там вокруг нее хлопотали, а после того, как я родился, меня папаша потребовал срочно в Тулу, там мои родители учились на горных инженеров, и совсем крошечной крохой я доехал в поезде с мамой до Тулы, а там, не заглядывая в мою справку медицинскую из роддома, автоматом выписали свидетельство о рождении, что я родился в Туле. Ну, собственно, там, наверное, других и не встречали в этом загсе (не туляков). Так я автоматически получился туляк. То есть де-факто - Донецк, де-юро - Тула. А потом, когда мне случился год, родители поехали в Узловский район Тульской области, по профессии, там был жив еще буро-угольный завод. Такие вот противоречия моей запутанной биографии.

- Вы - один из немногих авторов-исполнителей, кто окончил Литературный институт. И первая ваша поэтическая публикация состоялась при участии Риммы Казаковой в альманахе «Поэзия». Расскажите о вашем литературном пути.

- Да, я закончил Литературный институт, закончил его с отличием, хотя поступление было достаточно непростым: первый раз, когда я захотел туда поступать, я, молодой и наглый, пробился на прием к секретарю Союза писателей. Римма Казакова тогда была одним из секретарей, и я очаровал, видимо, ее своей молодостью и ершистостью. Она написала мне рекомендацию, но рекомендация не помогла. Прошел творческий конкурс я с третьего раза, практически с теми же стихами. Мой приятель посоветовал переделать титульный лист к подборке и озаглавить ее «Иронические стихи», чтоб все поняли. Ну, видимо, это сработало. Так я попал в Литинститут на поэтический семинар Льва Ивановича Ошанина. Действительно, Римма Казакова поспоспешествовала моей первой стихотворной публикации, но публикация была анонимной: был альманах «Поэзия», был там юмористический раздел, куда принимались иронические стихи, но без обозначения имени автора, был там такой сборный автор Ефим Самоварщиков. Ну вот, как Ефим Самоварщиков я выступил там каким-то стихотворением, и, когда, гордясь, показал его своей бабушке, бабушка - такая дончанка, шахтерская косточка, сказала: «Ну, это ничего не значит! Вот когда твое имя будет под публикацией - тогда поверю, что ты писатель». Случилась следующая публикация и еще одна, а бабушка всё с хитрым хохляцким прищуром на меня взирала: «Не-е-т, всё не счетово, принеси мандат о том, что ты писатель, вот мы - советские люди, мы мандатам привыкли верить. Вот будет писательский билет - будешь ты писателем!» Билет у меня случился. Сначала от профкома литераторов, потом уже на самом распаде СССР от Союза писателей СССР, так что у меня сейчас корочка хранится Союза писателей СССР: там орден Ленина, все как положено. То есть я писатель с мандатом. Что касается литературных конкурсов и прочее... я никогда в них не участвовал, единственный раз меня порекомендовал мой приятель, поэт Максим Жуков, проживающий в Евпатории ныне, в какой-то конкурс (по-моему, Григорьевская премия), но его рекомендация мне поиметь лавры не помогла, хотя премия такая, наверное, была задумана как премия для поэтов, пишущих ироничные стихи, и хоть я заслуженно занимаю одно из самых почетных мест на этом подиуме, но вот как-то так литературная тусовка, она вне меня. А я вне ее. Нужно, наверное, активно тусоваться и водить жалом, как-то участвовать в этих премиальных темах и разборах. Не мое. Не пошло, да и не надо... 

Степанцов и его "Мастодонты" у памятника "вежливым людям" Крымской весны, фото: vk.com/vstepantsov

- «Старый Крым, Старый Крым, Старый Крым у наших ног, слева море, справа горы и долины. Отчего это всё нам сегодня отдал Бог? Потому что Бог не любит Украину» - такими словами начинается одна из ваших песен. Вы из тех артистов, кто с радостью принял новость о том, что «Крым - наш». Скажите, с собратьями по «цеху» иной точки зрения легко поддерживать отношения или это своего рода «война», разделившая артистов на два «фронта»?

- Про «Крымнаш» довольно трудно говорить... Если эту всю тему проворачивать через взаимоотношения с артистическим, рок-н-ролльным в частности, сообществом, так получилось, что большинство артистов нашего жанра, они от этой темы либо отстранились, зарыли голову как страусы в песок, - вроде ничего и не видят: ни Крыма, ни Русской весны, ни каких-таких движений в народе... Ну, что делать? Я вот не могу рядом находиться с такими людьми. Вот однажды как-то занесло меня на какую-то театральную премьеру, был со мной рядом Макаревич, просто что-то подмывало: не то взорваться, не то его взорвать, но сдержался. На удивление, артисты такого ватнического пошиба (те немногие) вот с этими всеми товарищами, которые ездят кланяться на Украину, зарабатывать гривну, как-то находят общий язык, шуткуют, я так наблюдаю: смеются, обнимаются. Ну, для меня это немножечко диковато... Ну, вот Макаревич там как-то уворачивается от местных плюх, а Борис Гребенщиков чуть ли не каждые гастроли огребает по щам от какого-нибудь атошника или активиста. Ну, просто он идет такой буддистский, просветленный в какой-нибудь сквер, поет, а тут ему: «На, получи, москальская зараза!» Это как грузинская пчела в байке князя Цицианова - пищит, но лезет. Нравится ему такое, в этом, наверное, и есть буддизм, и с каждой оплеухой приходит бóльшая степень просветления.

- Несколько лет назад в Симферополь приезжал журналист Михаил Шахназаров, который рассказал, что вы с ним периодически выступаете со стихотворениями. Скажите, это были какие-то разовые акции или же вы и по сей день сотрудничаете, а может, дружите?

- Ну, что касаемо Михаила Шахназарова, то наши с ним совместные выступления - это были такие эпизоды, эпизоды под патронажем нашего общего друга - Александр Вулых его зовут. Замечательный поэт, иронист, сатирик, остроумец. Ну, какой-то такой творческой близости у нас нет: все-таки Миша, он не очень, что называется, «поэт». Да, у него хорошие, смешные рифмы, образы и все такое, но до поэтического уровня он не дотягивает. Ну, он сам, наверное, это прекрасно понимает, а я все-таки, как ни крути, хоть я и белая ворона в поэтическом сообществе, но все-таки признаваемый и уважаемый многими Пиит (с большой буквы).

- Какую вашу песню/песни вы сами считаете хитом?

- Что касается «хитовости» моих песен, то мне кажется, что добрая половина из них, они являются потенциальными хитами, другое дело, что им (да и творчеству группы в целом) не посчастливилось как-то так попасть на маховики шоу-бизнеса и вознестись на чертовом колесе на самый верх. Но при других обстоятельствах, возможно бы, песни, такие как: «8 Марта - дурацкий праздник», «Бухгалтер Иванов», «Девушка по имени Бибигуль», ну та же «Пионервожатая» - были бы хитами. Что касается относительно новых песен, то мне и нашей публике безумно нравится «Алешенька живой», «А птица пела», «Роняя айфоны»... Я, если взгляну на список, запыхаюсь перечислять. 

Выступление в симферопольской "Бочке", фото: vk.com/vstepantsov

- В Симферополе вы выступали в пабе «Бочка Патрика». Как вам наша публика?

- Публика симферопольская - чудесная! До того момента, как мы с Валентином Петриченко, моим «подельником» по квартету «Мастодонты», замечательным артистом, контрабасистом, до того момента, как мы приехали в Симферополь, мы еще успели отвыступать в Феодосии и Коктебеле. Очень позитивно всё проходило, но вершиной, конечно, нашей Крымской эпопеи был Симферополь: такой камерный концерт, со стихами и романсами, на удивление, уже второй раз вызывает энтузиазм и восторги публики, так что будем прилагать все усилия... Хотя, конечно, выступать артисту не именитому и не попсовому на «югах» - вещь сложная. Проберемся. Снова проберемся к вам партизанскими тропами!

- Расскажите, как произошло ваше знакомство с этим заведением?

- Что касается знакомства с «Бочкой Патрика» - это всё тот же Валентин Петриченко, крымчанин, артист, человек очень веселый, начитанный при этом, он еще и как актер выступает: замечательный его моноспектакль «Контрабас» по роману Зюскинда... Если будет у него гастроль в Крыму, как у артиста, - очень рекомендую. Благодаря крымским корням Валентина Петриченко и происходит более плотное наше знакомство с Крымом и с Симферополем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 3 ноября 2021

Заголовок в газете: Как Гомер

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру