Некурортный роман: что показал МХАТ крымским театралам

В Крыму с успехом проходят гастроли московского театра

МХАТ им. М. Горького на сцене Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького! В 2019 году состоялись первые за долгие-долгие годы гастроли в Крыму самого известного и авторитетного драматического театра России - Московского академического художественного театра, МХАТ им. Горького, освященного именами К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, великих драматургов А.П. Чехова, М. Горького, М.А. Булгакова и многих других.

В Крыму с успехом проходят гастроли московского театра

Перечислять заслуги и этапные спектакли МХАТ в рамках газетной статьи невозможно. Но, по моему мнению, надо непременно сказать, что театр этот в последние десятилетия не столько «законодатель мод» на театре, да и, пожалуй, не стремится к новаторству на грани эпатажа или за гранью его, зато является едва ли не главным хранителем важнейших принципов русского драматического театра. Психологизма, эмоциональности, человеколюбия, - превыше острого сюжета, внешних эффектов и занимательности. И чисто МХАТовская изюминка - последовательное стремление к достоверности и убедительности. Гастрольные спектакли 2019 года, что «Леди Гамильтон», что «Последний срок», были, при всей внешней несхожести драматургического материала и сценического воплощения, именно таковы.

В этом году крымскому зрителю представлены два спектакля - премьерный «Некурортный роман» по весьма своеобразному материалу, составленному шестью авторами на основе подлинных рассказов, и давно украшающий основной репертуар «Полоумный Журден» по комедии Михаила Булгакова.

Открывал гастроли, осуществленные благодаря поддержке Минкультуры РФ и Росконцерта, спектакль «Некурортный роман». Действие его происходит в самом курортном месте, в Сочи, внешняя фабула спектакля - местная телестудия снимает телешоу, на которое приглашены семь счастливых местных жен. Якобы с тем, чтобы они поделились рецептами своих кулинарных достижений, ну и заодно - устройства счастливой семейной жизни. Но случайно или умышленно у телевизионщиков «что-то пошло не так», и героини часа на полтора оказываются предоставленными самим себе, - и тут разворачивается основной сюжет спектакля. В триединстве, места, времени и действия, шесть женщин, несхожих и по возрасту, и по характерам, и по реалиям своих жизней, «помогают» седьмой, юной Маше (арт. Е. Базыкина), разобраться в ее острой житейской коллизии. Той, которая возникла и развивается в ритме телефонных переговоров, в реальном сценическом времени, здесь и сейчас. 

«Помогают» не случайно взято в кавычки: они, вовсе не чередуясь, а порой и перебивая друг дружку, выступая со своими мини-рассказами и вступая в споры, раскрывают свое, особенное - и в то же время затрагивающее всех и каждого постижение драматического многообразия женских судеб.

Эти актерские партии каждой героини спектакля основаны на интервью, взятых у обычных женщин, причем даже с сохранением особенностей их лексики и фразеологии, даже с уместной имитацией акцента. Имена «прототипов» и некоторые детали их биографий, конечно, изменены, но сохранено главное - привкус житейской правды. А талантливые актрисы, многие из которых известны крымчанам по кино- и телефильмам, добились того, что в их реплики вслушиваешься, их рассказам сопереживаешь, да так, что у многих зрительниц наворачивались слезы. Еще бы! - Алика Смехова и Ирина Линдт, Алиса Гребенщикова и Анна Галинова, Лидия Кузнецова и Лариса Некипелова…

Да еще вокально-пластические номера, направленные, прежде всего, на то, чтобы давать зрителям передышку, время на осмысление только что сказанного героинями, - но ведь и предоставляют звездам сцены и экрана дополнительную возможность блеснуть еще одной гранью своего дарования.

Проводить какие-то сравнения, разбирать те или иные нюансы актерской игры не имеет смысла. Разный драматургический материал «сольных партий», ограниченная возможность построения мизансцен, да и особенность самой пьесы, речевой, а не действенной в привычном понимании, влияют на восприятие. Но сценический ансамбль состоялся в полной мере, а значит, состоялось и обязательное драматическое начало и развитие сюжета.

Да, степень драматического накала не так велика, как во многих «разговорных» и ограниченных в пространстве и времени произведениях. Например, в «главных» пьесах А.П. Чехова или же в «12 разгневанных мужчинах» - там ведь и «ружья» стреляют, и стоит вопрос жизни и смерти. Тем паче окончательное решение Маши, поставленной в центр драматической коллизии, остается за рамками спектакля. Но это дает дополнительную возможность, как бы обязательность для зрителей достроить финал самим, понять, достаточно ли всего сказанного для правильного поступка и какой он - правильный…

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 8 сентября 2021

Заголовок в газете: Некурортный роман

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру