По словам Фазиля Искандера, писатель «выработал свой почерк, который никогда не спутаешь ни с чьим»: «Он пишет просто и целомудренно. Кажется, нельзя придумать фразы, которая была бы проще той, что создает он. Только движение души достойно слова, только это стоит делать искусством».
К юбилею этого самобытного автора библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского ЦБС для взрослых Симферополя подготовила для своих читателей информ-досье «Сергей Довлатов: хочется быть похожим на Чехова».
Из рассказа библиотекарей любители литературы узнали, что будущий писатель родился в Уфе в 1941 году, куда были эвакуированы из Ленинграда его родители, отец – режиссер драматического театра и мать – актриса, после рождения сына и развода с отцом, ставшая корректором. В 1944 году семья Довлатовых возвращается в родной город. Окончив школу, в 1959 году юный Сергей поступает в университет на филологический факультет, где отучившись два года, отчисляется за неуспеваемость. Последующая служба в армии (1962-1965) в войсках охраны исправительных колоний становится стартом литературной деятельности Довлатова. Отсюда, по воспоминаниям Иосифа Бродского, начинающий автор возвращается «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломлённостью во взгляде».
После демобилизации Сергей Довлатов работал корреспондентом и журналистом в периодических изданиях Ленинграда и Таллинна, экскурсоводом в Пушкинском заповеднике – Михайловское под Псковом. Напечатанные в эти годы произведения писатель считал слабыми и не давал согласия на их повторные публикации. Начиная с 1975 года, рассказы Довлатова стали печататься в зарубежной прессе, за что их автор был исключен из Союза журналистов СССР. В 1978 году из-за невозможности работать на родине писатель эмигрирует в Америку, подчеркивая: «Единственной целью моей эмиграции была творческая свобода». Получив возможность заниматься любимым делом, он пишет и издает в США свои книги, которые сразу становятся бестселлерами, разлетаясь на цитаты: «Невидимая книга» (1977), «Соло на ундервуде: Записные книжки» (1980), «Компромисс» (1981), «Зона» (1982), «Заповедник» (1983), «Марш одиноких» (1983), «Наши» (1983), «Демарш энтузиастов» (1985), «Ремесло» (1985), «Иностранка» (1990).
В своих произведениях Сергей Довлатов щедро делится с читателями забавными, порой анекдотическими, историями, приключившимися с ним и людьми его окружающими. Интересно, что в записных книжках писателя нашлось место и «крымским воспоминаниям», когда будущий автор, будучи студентом, отдыхал в университетском спортлагере «чуть западнее Судака» и спас утопающего:
«Тренер подошел ко мне и говорит:
– Я о тебе, Довлатов, скажу на вечерней поверке.
Я, помню, обрадовался. Мне тогда нравилась девушка по имени Люда, гимнастка. И не было повода с ней заговорить… И вдруг такая удача.
Стоим мы на вечерней поверке – человек шестьсот. То есть весь лагерь.
Тренер говорит:
– Довлатов, шаг вперед!
Я выхожу. Все на меня смотрят. Люда в том числе.
Тренер говорит:
– Вот. Обратите внимание. Взгляните на этого человека. Плавает как утюг, а товарища спас!»
Ироничная, с легкой ноткой печали проза Довлатова давно стала литературной классикой. В ней, по словам Иосифа Бродского, звучит «негромкая музыка здравого смысла». Она покоряет читателей юмором и добротой. Ведь ее автор, для которого литература всегда была «выражением порядочности, совести, свободы и душевной боли», в своем творчестве хотел быть похожим на уважаемого им Антона Павловича Чехова.
Информационным сопровождением мероприятия стала книжная выставка «Сергей Довлатов: он знал секрет, как писать интересно».