Ник Рок-н-ролл: всё то лучшее, что со мной произошло - произошло в Крыму

Человек-фестиваль

День рождения Ника Рок-н-ролла давно уже не личная, не семейная вечеринка - это событие всероссийского масштаба. И в этом августе он сам и поклонники его творчества встретились в московском клубе «Китайский летчик Джао Да» на ежегодный фестиваль «День рождения Ника Рок-н-ролла». А накануне этого знаменательного события Ник рассказал нам свою историю с поправками для Википедии...

Человек-фестиваль
фото: crimea.mk.ru

- Ник, как так получилось, что твой день рождения принял такие масштабы и стал ежегодным фестивалем?

- Ну это вообще связано с Симферополем. В 2000-ом году был такой клуб "Бункер", я оказался в Москве, был такой человек Тимофей Сахно. К сожалению, его нет в живых... И он мне предложил отметить день рождения в клубе "Бункер". Позвали музыкантов, как раз приехали ребята из группы “Трите души”, с которыми я записывал альбомы.  Тимофей Сахно взялся за организацию этого концерта (в смысле, фестиваля).  В 2000-м году 7 августа и стартовал этот фестиваль. Ежегодный. Этот фестиваль я всегда предворяю тем, что я его посвящаю тем самым временам в Симферополе, когда за внешний вид избивали, когда было такое время. Я всегда говорю, что этот фестиваль посвящен именно дню рождения Коли Рок-н-ролла в городе Симферополе. Когда ко мне со всего Союза приезжали люди, чтоб меня поздравить. Точка отсчета - это 7 августа 1983 год. 

- В марте этого года ты попал в реанимацию. Что произошло? Как сейчас себя чувствуешь?

- Произошло вот что: я решил навестить своих друзей в Петербурге (благо я живу в Тверской области, Вышневолоцкий район. Вышний Волочек - это как раз между Питером и Москвой. Там я почувствовал себя плохо. Давление 240. Приехала скорая. Слава богу. Приехали быстро, слава богу, была Александровская больница рядом. Ну и, собственно говоря, мне сделали операцию, поставили два стента на артерию. А был инфаркт. Врачи так и говорят: вы были в шаге от смерти. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить тех людей, которые откликнулись. Если б не они... Всё!

- Тебя называют основоположником шок-рока и рок-перфоманса в России, а как бы ты сам охарактеризовал направление своего творчества?

- Ну, у меня долгая история с Википедией, слава богу, теперь не называют меня русским Игги Попом! Моего героя, вернее. Я не отождествляю себя со своим героем. С Ником Рок-н-роллом. Вообще, основоположник шок-рока - это Артур Браунс, а его последователь - Элис Купер. Ну, это Википедия. Всегда что-то они путают... Потому что, если уж говорить о моем образе, о Нике Рок-н-ролле, то это, конечно, ближе к рок-театру. Я срежиссировал своего героя. Это и не шок-рок, в нашей стране в чистом виде шок-рока не было ни у кого. Это рок-театр. 

- По паспорту ты Николай Францевич Кунцевич. Расскажи о происхождении твоей фамилии, о необычном для "русского уха" отчестве. Кто твои родители?

- Мой отец, Франц Касперович Кунцевич, уроженец города Витебска. Он в Витебске и преподавал потом историю.  Происхождение моей фамилии очень уникальное: дело в том, что я у мамы спрашивал, были ли у нас в роду священники. Она говорит: "У Феди, ну она отца моего, Франца, называла Федей, (мама у меня русская, дед у меня казах), оказывается,  Иосафат Кунцевич - это мой предок. 

- Когда ты из Коли Кунцевича стал Ником Рок-н-роллом?

- Это все произошло в Институте культуры, был у меня одногруппник такой, Петр Михайловский (забегая вперед могу сказать, что он стал первым советским клипмейкером), была такая группа НХА - народный художественный ансамбль, и вот он делал клипы. И вот он мне сказал: "Ты рок-н-ролл какой-то!" Это было на первом курсе. "Потому что вечно, - он говорит,  - что-то вокруг тебя происходит. Ты соединяешь несоединимое". Это магия второго имени. 

- Существует книга "Азбука рок-н-ролла (Ника)" автора Макса Веселова. О чем она? Как ее можно приобрести? Почему не ты автор книги? Или книга была написана по согласованию с тобой?

- Это естественно! У нас с Максом была дилемма. Макса я знаю очень давно, еще с города Владивостока, потом Макс стал театральным режиссером, у него есть свой театр в Петербурге, Как-то мы с ним встретились, и он мне говорит: " Представляешь, я был на концерте "АукцЫона", "Аквариума", - у них у всех есть книги. Почему о тебе нет ничего? И вот мы как-то с ним задумали... У нас было два варианта: либо это будет автобиография (но мы этот вариант омели сразу - это скучно достаточно), либо все это происходит в форме бесед. У нас были беседы, мы приходили к какому-то общему знаменателю, мы сравнивали наши впечатления о жизни, о том, как мы ее понимаем. О том, как мы понимаем вообще рок-мьюзик и рок-н-ролл в частности. И я ему доверил абсолютно все. Он все редактировал. Книгу можно заказать лично мне. Мы сделали дополнительный тираж, потому что книга та разлетелась (100 экземпляров) разлетелась как горячие пирожки. Мы с Максом недоумевали вообще. Это уже третье издание. Я как раз на день рождения привезу с собой книги.

- На просторах интернета можно найти массу твоих фотографий с другими не менее яркими представителями "рок-сцены": это и Егор Летов, и Яна Дягилева, и Константин Кинчев и много других известных музыкальных деятелей. Расскажи немного о них: с кем ты в дружеских отношениях, с кем в творческих, чья музыка тебе нравится, а с кем ваши пути "разошлись"?

- Наши пути разошлись с Егором Летовым. Просто его эстетика, его отношение к жизни не совпало с моей эстетикой. С Яной Дягилевой мы, наверное, дружили, что ли... Они же приехали ко мне в Симферополь со мной знакомиться. Вообще-то так!.. Что касается Наталии Медведевой, то я ее пригласил на Сирин - авторский фестиваль женского рок-вокала в Тюмени, который я проводил, когда был директором рок-центра "Белый кот". И ни сколько об этом не жалею. Мы подружились, потому что я знал Борова - это Сергей Высокосов, который играл в "Коррозии металла", а они жили с ней, а Серега меня знает тоже еще по 87 году, и вот как-то я приезжаю на Ленинградский вокзал электричкой, а они там рядом жили. И вот я там познакомился с Наташей Медведевой, которую я раньше слышал, более того - и это правда, то, что я скажу: когда она приехала оттуда, она в принципе, никому особо и не была нужна, на ее концерты приходило 30-50 человек. У меня была дилемма: либо я приглашаю Пелагею, которая тогда еще только начинала, либо Наташу Медведеву. У нас же был бюджет фестиваля. И я заплатил Медведевой (и горжусь этим) тысячу долларов. Потому что я как-то интуитивно подумал, что Пелагея сама "прорвется". Я тот самый человек, который отнесся по-человечески к творчеству Наталии Медведевой... С Костей мы когда-то были дружны, когда-то мы даже созванивались с ним. В городе Владивостоке, когда он приехал, я жил у него в номере. Это было что-то похожее на братство. Сейчас мы с ним не видимся, естественно, потому что он с Юрием Шевчуком на меня очень сильно обиделись, когда я в интервью газете "День" сказал что "Алиса" и "ДДТ" в нынешнем своем состоянии - это малый эстрадный жанр. Но я действительно считаю, что рок-музыка в нашей стране - это малый эстрадный жанр! И считаю, что все те, кто позиционируют себя как рок-музыканты, включая "Наутилус", включая и других музыкантов, это вокально-инструментальные ансамбли XXI века. Это моя точка зрения. 

- В 2019 в Крыму прошел твой фестиваль "Форма жизни". Расскажи об этом. Кто помогал в организации? С какими сложностями столкнулись? Ты можешь нам пообещать, что когда-нибудь еще раз приедешь в Симферополь?

- Нам очень сильно помогла “Музыка 21 век”, они оплатили музыкантам дорогу.   И нам очень сильно помогло “Королевство Северный Бархан”.  Действительно есть такое королевство. Арт-директором была Людмила Рудык. Ну, и соответственно, с нас "Консерватория" не взяла ни копейки за аренду и прочее ( фестиваль проходил в арт-пространстве "Консерватория", Симферополь). К сожалению великому, поскольку этот фестиваль держался на Людмиле Рудык, а  ей теперь неинтересно этим заниматься,  А я не вижу больше людей, которые могли бы так работать, как Людмила Рудык. Это не значит, что "Формы жизни" не будет в Крыму, это значит, что мне нужна команда. Это мой авторский фестиваль, он прошел и Питере и в Москве. Кто его знает... Быть может найдется новый арт-директор м и люди, готовые погрузиться в эту работу. Приеду ли я в Симферополь? Двоякое у меня к этому отношение... В "Бочку Патрика", я могу, конечно, приехать, но туда с электричеством не приедешь, а Азату (музыканту моему) очень накладно выезжать куда-либо, потому что мы пишем альбом. И любой его выезд, он отвлекает от самого главного - от альбома. Если найдется тот, кто оплатит нам дорогу и устроит концерт - мы приедем! Приехать с группой “Трите души”? У всех семьи, у всех личная жизнь... Я ж тоже понимаю, что мы не являемся группой, которую крутят по радио, не популярны мы, в этом смысле слова. Я привез несколько лет назад группу  “Трите души” в Симферополь. Программу максимум я выполнил.

- В независимости от наступающего дня рождения мы желаем тебе, Ник, крепкого здоровья и свершении всех задумок!

- Я, в свою очередь, в канун своего дня рождения могу сказать следующее: День рождения Коли Рок-н-ролла появился именно в Симферополе! Все то лучшее, что со мной произошло, становление Коли Рок-н-ролла, становление моего героя, - это все произошло в Симферополе! Все, что я открыл для себя и в горе и в радости - это город Симферополь. Я считаю его своим родным городом! Иногда я бываю резок в суждениях, но это по любви.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 18 августа 2021

Заголовок в газете: Человек-фестиваль

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру