"Сашка" в театре и кино: Иван Клочко рассказал о своем герое

Человек этого времени

Дебютная режиссерская работа Кирилла Зайцева, короткометражка «Сашка. Дневник солдата», попала в конкурсную программу американского фестиваля LA Shorts. Военная лента рассказывает о молодом красноармейце, который сражается на фронте и берет в плен немца. Вражеский солдат ждет смерти, но Сашка обещает ему, что русские пленных не расстреливают. «МК в Крыму» поговорил с исполнителем главной роли и сценаристом фильма Иваном Клочко.

Человек этого времени
фото: crimea.mk.ru

Актер, живущий в Латвии, поделился своим видением российского кинематографа и поностальгировал об СССР.

Авторское кино

- Вы были театральным актером, как же вас занесло в киноиндустрию?

- В 2017 году я поступил в Москве во ВГИК на высшие курсы по программе «Кинорежиссер». Когда учился и снимал первые учебные работы, то столкнулся с большой проблемой - не хватает хороших сценариев. Вы же понимаете, что в качественном сценарии грамотно оформлена идея, всё продумано до мельчайших деталей, и на это требуется очень много времени. Сценарий для «Сашки» я писал около двух лет, с учетом того, что я играл в одноименном спектакле (2015) в Рижском русском театре у режиссера Игоря Григорьевича Коняева. Вместе с ним мы разрабатывали структуру киносценария.

- А что со сценариями? Авторы перевелись?

- Я очень много об этом думал, но в киноиндустрии эту тему обычно не поднимают. На лекции во ВГИКе к нам приходили разные продюсеры и рассказывали, как проводить питчинги (презентация будущего фильма с целью найти инвесторов. - Прим. авт.). И я еще тогда заметил, что всё заточено на деньги. Есть определенные жанры, которые востребованы - страшилки, комедии, а вот драму на уровне питчинга протолкнуть очень сложно. Продюсеры всегда смотрят, на какие фильмы ходят зрители, и это для них важный аргумент. Зритель своими деньгами «голосует» за то, что ему нравится и что в дальнейшем будет продвигаться в киноиндустрии. Конечно, блокбастеры могут помочь актерам стать известными, а продюсерам - заработать деньги. И получается, что снимают много блокбастеров, потому это прибыльно.

- Какой бюджет у «Сашки»? К примеру, якутские режиссеры умудряются снять шедевры за пару миллионов рублей.

- Я не занимался финансовыми вопросами, поэтому могу ошибаться. Скажем, три миллиона рублей. Для авторского кино проблема финансирования самая большая. Авторское кино всегда было личным взглядом режиссера и сценариста, продюсера. Без последнего очень трудно продвинуть ленту. В любом случае нужна хорошая команда. В крупных проектах продюсер решает всё - заключает договора, занимается авторскими правами, за ним последнее слово на кастингах. Мне лично ближе авторское кино, там я чувствую, что могу говорить со зрителем. В «Сашке» есть несколько интересных художественных приемов, с помощью которых мы смогли донести идею фильма. К примеру, я добавил губную гармошку. Поскольку у меня была удивительная возможность познакомиться и побывать в немецкой семье в Германии, я видел, как пожилая женщина с упоением играла на губной гармошке. В тот момент я понял, что есть что-то еще кроме политики - музыка, которая способна объединять людей. Также мы добавили в короткометражку окно с крестом. Этим кадром мы чтим память погибших на фронте, сохраняем историческую правду. Идея развязки с немцем у разбитой церкви была прописана в киносценарии, но у Вячеслава Кондратьева в повести «Сашка» этого не было (у автора развязка проходила у разбитого сарая). Художник-постановщик Ираида Шульц прекрасно реализовала все наши задумки.

Эмоции и впечатления

- Вам 30 лет, а чувствуется некая ностальгия по СССР. От родителей передалось?

- Я родился, когда распался Союз. Это был переломный момент, латвийский народ не был к этому готов. Вы же понимаете, что советское наследие не сразу выветрилось. Это жизнь целых поколений. И в людях до сих пор живет этот советский дух, в русских уж точно. В СССР воспитывали человеческие ценности, образование было другое. Даже по фильмам видно, какие были приоритеты. Сейчас даже непонятно, чему хотят научить зрителей, когда всё заточено на деньги. Я недавно посмотрел «Серебряные коньки», «Последний богатырь», там проскальзывают какие-то интересные мысли. Но таких фильмов немного.

- Какие фильмы понравились за последние два года?

- В плане идеи мне понравился «Текст» - владельца телефона уже нет в живых, а его устройство использует другой человек. Мне кажется, что там есть что-то от «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, персонаж похож на Раскольникова. Это продолжение истории, когда Раскольников выходит из тюрьмы. Смотрел комедию «Холоп», не могу сказать, что впечатлило, ну да, кассовые сборы, это хорошо. Мне кажется, если следить за «золотой молодежью» в соцсетях, то можно найти что-то гораздо интереснее. Они же сами о себе рассказывают. Они пытаются доказать, что финансовое благополучие - самое важное, якобы единственное, к чему следует стремиться. Люблю комедии Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, а современные комедии очень грубые и плоские. Я не думаю, что русские люди настолько плоские и грубые, поэтому они ностальгируют по хорошему советскому кино. Конечно, Россия может снимать крутые блокбастеры, только нужно ли это зрителям? Это нужно продюсерам, чтобы заработать деньги. Только деньги, деньги, как в песне Александра Реввы.

- К какому кинематографу вы бы отнесли «Сашку»?

- Это интернациональная психологическая военная драма и, наверное, больше к современному кино относится. Потому что я человек этого времени, я через свою призму показываю эмоции Сашки. Но оператор В.М. Климов снял это по-новому, передал новый взгляд. Нашим референсом были фильмы Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана», «Список Шиндлера» и фильм Стэнли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка». Мы хотели, чтобы камера свободно двигалась, без статичности в кадре, но и не гуляла.

- Похожи ли вы со своим персонажем?

- Я другой человек, конечно. Если бы я оказался один на один с немцем и если бы мне дали ружье и сказали - надо его прихлопнуть, мое нутро бы сопротивлялось. «Сашка» поэтому резонирует - мы затронули тему мирового масштаба - сохранение жизни человека.

Маяки и авторитеты

- Борис Акунин или Дмитрий Глуховский, кого бы выбрали в сценаристы для своего проекта?

- Посмотрел по их работам. Мне нравится «Статский советник» по Акунину. Там очень много подробностей, хорошо прописан главный герой. А в «Тексте» мне нравится современный взгляд, когда вся жизнь в телефоне.

- Художник должен быть голодным?

- Наверное, жаждущим, голодным - слишком резкое слово. Художник должен быть ближе к народу. Я еще заметил, что в России снимаются одни и те же актеры. И это не прихоть режиссеров, скорее желание продюсеров. Они ищут деньги на проект и не хотят кого-то продвигать: если есть узнаваемое лицо, которое нравится зрителям, это хорошо в прокате. Хотя в столичных театрах очень много более талантливых актеров, чем те, что появляются на экране.

- Можете сравнить публику Рижского русского театра и московскую публику, есть ли разница?

- К сожалению, я плохо знаком с русской публикой - всего два раза выступал на сцене Балтийского дома в Санкт-Петербурге. Играл в спектаклях «Лесная песня» и «Два джентльмена из Вероны». Русский зритель встретил очень тепло, было здорово. Зрители в Риге на эмоции скромнее, но это часть менталитета латвийского народа.

- Как сохранить свое «я» - творческое, человеческое - в эпоху, когда всё продается и всё покупается?

- Сейчас замечательное время доказать, что мужество актуально и всегда будет в приоритете, при всем уважении к толерантности. Нужно придерживаться своих принципов и сохранять духовные ценности. Я считаю, что образованному человеку легче разобраться, что хорошо, а что плохо.

- Кто ваши ориентиры?

- Люди, которые достигли успеха с помощью своего таланта и собственной воли. Сергей Сергеевич Бодров.

- Вы бывали в Крыму?

- Пока нет, но очень хочу посетить полуостров. Поскольку я люблю серфинг и другие развлечения на воде, думаю, что у вас мне будет интересно.

- Что бы вы пожелали крымчанам?

- Крепкого здоровья, мирного неба. Берегите друг друга!

Как сегодня после шторма выглядят пляжи Крымских Мальдив

Смотрите видео по теме

Кевин Спейси и Джон Малкович в Ялте: рассекречены крымские фото

Кевин Спейси и Джон Малкович в Ялте: рассекречены крымские фото

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 14 июля 2021

Заголовок в газете: Иван Клочко: "Если бы я оказался один на один с немцем..."

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру