Признаться, автор статьи не часто посещает филармонии и консерватории, но, оказавшись в полутемном зале в сиянии сотни свечей в максимальной близости от оркестра и выбрав лучшее место для наблюдения за дирижером, я поняла, что попала. «Меня завербовали музыканты!» - хотелось радостно кричать после концерта камерного оркестра «Новая Гармония».
Мурашки по коже, дыхание замирало. Величайшие произведения - от классики до мировых хитов. Мой разум слушал музыку, а глаза беспрерывно следили за дирижером. Он будто входил в транс и уводил за собой. Оказывается, музыку можно не только слушать, но и лицезреть. Зал полный. Среди зрителей - семьи с маленькими детьми, послушно сидящими на руках мам, пожилые и молодые люди, депутаты и журналисты. Публика разного возраста и социального статуса.
- Где бы вы ни находились, всегда слушайте хорошую музыку, - так заканчивает свои выступления дирижер «Новой Гармонии» Денис Карлов.
Сгусток энергии
«Новая Гармония» - единственный в Южном федеральном округе частный оркестр. Создал его три года назад дирижер Денис Карлов. Оркестр принимает участие во многих престижных фестивалях, крупных культурных акциях международного и всероссийского значения, сотрудничает с ведущими дирижерами и солистами мирового уровня. Его уже обозначили как новое веяние в культурно-социальной жизни Крымского полуострова.

- Моя бабушка - немка по происхождению - виртуозно играла на рояле. С детства меня завораживали эти магические звуки, возникающие во время ее игры, - вспоминает Денис. - Я заниматься музыкой стал благодаря маме: она обнаружила у меня задатки хорошего слуха и музыкальность. Ребенком я уже мог сочинять музыку. Учился в музыкальной школе по специализации «музыкальная композиция». Очень хотел поступить в консерваторию на композитора, но не сложилось. Поэтому выучился на скрипача.
Становление дирижера - весьма длительный и сложный процесс. Эта профессия считается эксклюзивной, так как бытует мнение, что научить ей практически невозможно. Дирижером нужно родиться.
Свой первый опыт дирижирования Денис получил в киевской консерватории, руководя симфоническим оркестром.
- Это была вторая симфония Бетховена, - делится дирижер. - Я осознал, какое обилие звукового океана открывается передо мной. Мне поддавалась образность звуков, архитектура музыки, у меня случилось полное взаимодействие с оркестром. Тогда я понял, что нахожусь на правильном пути.
Роль дирижера в организации и воспитании оркестра велика и многогранна. Жестом, взглядом, позой, без слов, дирижер должен уметь добиваться нужного звукового эффекта. Иногда он буквально облучает тот или иной сектор оркестра, вытягивая нужное звучание: тут нужно тише и нежнее, а в этой части - жестко и победоносно. Музыкант реагирует мгновенно.

- Это язык дирижера, к которому ты приучаешь оркестр. Дирижер - это воспитатель, задача которого воспитать оркестр на определенные реакции, жесты, - отмечает Денис.
Дирижер воплощает в себе много ипостасей: он и организатор, и искусный исполнитель, и вдохновитель для музыкантов.
- Дирижер - это сгусток энергии, который приводит в работу механизм, именуемый оркестром, - увлеченно рассказывает Карлов. - Он излучает вибрации, передающиеся музыкантам, оркестр их подхватывает и передает слушателям. Музыка в исполнении оркестра дарит энергетическое выздоровление.
Слова дирижера находят подтверждение в научном сообществе. Доказано, что музыка оказывает мощное влияние на эмоциональную сферу человека. Она не только отражает текущее состояние, но и может менять его, помогая справляться с эмоциями и улучшать психологическое благополучие. Более того, научные исследования показали, что определенные звуки могут достигать сознания и вызывать эмоциональные реакции у людей, находящихся в коме. Это дает надежду на то, что через звуковые стимулы можно постепенно вернуть пациента к сознанию. Проверить эту теорию на практике хотел и наш дирижер, но эксперимент не удалось осуществить, хотя он даже нашел единомышленников в медицинском сообществе. Возможно, все еще впереди.
На вопрос, как появилась идея создать свой оркестр, Денис отвечает: время пришло.
- Рубашечка филармонии, где я работал художественным руководителем, стала мала, и я захотел двигаться дальше. Осознал, что могу. Бросил клич, что набираю музыкантов, и так родился камерный оркестр «Новая Гармония». Сегодня я могу уверенно сказать, что со мной работают лучшие профессионалы - талантливые, самодостаточные артисты самого разного возраста - от 19 до 70 лет.
Оркестр Карлова играет в крымских пещерах, акустических залах, обсерватории, южнобережных дворцах, галереях, под открытым небом, на винодельнях и даже в теплицах. Коллектив востребован, график гастролей расписан далеко наперед.
На вопрос, какое было самое необычное место для выступлений, Денис вспоминает, как ему пришлось играть на скрипке на похоронах.
- Куда только родственники ни обращались, все отказывались. А я захотел исполнить последнюю волю усопшей.
Культурный голод
Кажется, что случайных людей в дирижировании нет.
- Есть, и очень много, - переубеждает Денис. - Это шарлатаны, которые обесценивают мою профессию. Не каждый хороший музыкант может стать хорошим дирижером. А многие хотят. Считается, что это престижно, денег больше платят. При этом они не задумываются о профессионализме и ответственности данного ремесла.
В планах у Дениса создать симфонический оркестр. Ряд факторов пока его останавливают.
- Надо найти большое репетиционное помещение, собрать хороших музыкантов, а с этим в Крыму сложно, - отмечает Карлов. - У нас нет высшего учебного заведения. Если же говорить о культуре в целом, я отмечаю, что ее уровень падает, в то время как призвание культуры - развивать человека. Само слово несет смысл: культ - это поклонение, ра - свет, солнце, знание, то есть поклонение знаниям. И ее уровень должен быть высоким для того, чтобы человеку было к чему тянуться. А у нас культуру делают настолько примитивной, чтобы человек не думал, не чувствовал, не сопереживал.
- Ваши полные залы доказывают, что люди тянутся к прекрасному, они чувствуют культурный голод, - возражаем в ответ.
- Именно! Этот голод интуитивно притягивает к искусству. Великие музыканты играли везде, где их ждали: на заводах, в переходах, даже на ледоколах… Простые люди, далекие от искусства, приходили послушать, но с первого раза не всегда проникались. А потом приходили второй раз, потому что их невидимой интуитивной силой тянуло к прекрасному, и что-то менялось в их душах и сознании.

Карлов переживает не только за культурный уровень крымчан, но и за соотечественников на новых территориях. В прошлом году его херсонский проект «Новая Гармония» победил в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив. Задача проекта - заложить новый фундамент для будущего талантливых музыкантов, найти академически одаренных детей, поддержать их. С этой целью проводятся мастер-классы, организовываются совместные концерты.
- Денис, в чем ваша миссия?
- Моя миссия творить. Я созидатель по природе. Это то, что заложено во мне высшими силами. Я должен нести свет, культуру, музыку, творчество.