Гафт в авторитетной роли: как в Ялте снимали фильм "Воры в законе"

Более 30 лет назад Юрий Кара закончил работу над фильмом, который за год посмотрели 39,4 млн. зрителей. Мы расспросили ялтинцев, которые в нем снимались, о том, что происходило за кадром.

Снимать историю о короле криминального мира, взявшем под свой контроль теневую жизнь курортного города, режиссер Юрий Кара начинал под рабочим, неброским названием «Чегемские рассказы». Выносить «воров» в заглавие заявки фильма об организованной преступности в СССР с констатацией в открытом финале, что и у нас мафия бессмертна, а коррупция непобедима, даже в перестроечные годы было рискованно. Перестраховщики тему зарубили бы…

Более 30 лет назад Юрий Кара закончил работу над фильмом, который за год посмотрели 39,4 млн. зрителей. Мы расспросили ялтинцев, которые в нем снимались, о том, что происходило за кадром.
Валентин Гафт в роли Артура, кадр из фильма.

И когда картина «Воры в законе» в декабре 1988-го все-таки вышла на экраны, на Кару спустили всех собак. Как только его не припечатывали прикормленные кинокритики! Но у зрителей было свое мнение – фильм смотрели и пересматривали (почти 40 млн. человек побывало на сеансах за год проката), симпатизируя, на контрасте с «оборотнями в погонах» и беспредельщиком Рамзесом, справедливому и обаятельному вору в законе Артуру.

Крым вместо Кавказа

  Юрий Кара собирался снимать этот фильм в Абхазии, но, когда власти Сухуми узнали, что прототипом главного героя будет их местный криминальный авторитет, намекнули режиссеру, что съемочная группа может не рассчитывать на их содействие.

Ялта прощается с Брежневым, кадр из фильма.

  - Я ведь даже предположить не мог, что герои рассказов Фазиля Искандера «Чегемская Кармен» и «Бармен Ангур» не вымышленные, - рассказывает Юрий Викторович. – Уже там, на съемках, узнал, что почти все их прототипы по-прежнему живы, а некоторые и вовсе жили в Сухуми. Бармен, которого сыграл Володя Стеклов, отсидел и работал в другом баре. Милиционер продолжал служить, а вор в законе сидел в тюрьме. Мне, кстати, с ним удалось познакомиться. Его фамилия по матери Лакоба. И именно его дед был одним из основателей советской милиции в Абхазии – очень уважаемый человек. В этом и крылась резкая смена настроения местной власти по отношению к нашей съемочной группе. Не тот Лакоба был у нас в героях… А как без поддержки милиции погони со стрельбой в городе снимать? Вот и пришлось срочно переезжать в Крым. И потом это стало хорошей традицией – на полуострове я снимал «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989), «Мастер и Маргарита» (1994), «Я – кукла» (2001), «Звезда эпохи» (2005), «Королев» (2007), «Репортеры» (2007) и «Гамлет. ХХI век» (2010). Специально на один день прилетали в Ялту, чтобы снять эпизод со Степой Лиходеевым в «Мастере и Маргарите». А в «пирах Валтасара» у нас санаторий «Украина» задействован: залы, где Сталин с соратниками гулял, мы снимали в павильонах, а вот само здание, куда приезжает наш Сандро из Чегема и стоит перед лестницей - это уже санаторий…

Режиссер Юрий Кара, фото М. Львовски.

  В фильме «Воры в законе» география происходящих событий условна - где-то в приморском городе и его горных окрестностях. Но на экране Ялта неузнаваема только для тех, кто там никогда не был. Старый особняк городского загса стал подходящим домом для короля местной мафии Артура (Валентин Гафт), адвокат мафии в исполнении Зиновия Гердта приезжал на суд во Дворец пионеров, а принципиальный бармен Володя-десантник (Владимир Стеклов) работал в «зеленом» баре на пляже гостиницы «Ялта-Интурист».

Рамзес и Кукольник "зависают" в баре пляжной зоны "Ялта-Интуриста", кадр из фильма.

  Лихую погоню с каскадерскими трюками снимали в центре города: в конце 1980-х еще не было привычных сейчас пробок, и условия для работы среди белого дня удалось обеспечить силами всего двух экипажей ГАИ. Артур гнался за беспринципным и беспощадным Рамзесом (Гиви Лежава) по улице Кирова, а догнал и застрелил его уже в 40 км от города - на подъеме к Байдарским воротам. В эпизодах и массовых сценах снялись более 100 ялтинцев.

В роли дочки Артура - Анечка Шамоян, кадр из фильма.

  - Сложнее всего оказалось найти маленькую дочку Артура, - призналась мне наша замечательная Тамара Сергеевна Жемчугова-Бутырская, которая тогда работала помощником у Кары.  - Нужна была девочка с очень выразительными глазами, и я обыскалась во всех ялтинских детсадах, пока не увидела Анечку Шамоян. Но ее маму пришлось долго упрашивать, пока она не услышала волшебное слово - Гафт.

Авторитетный Гафт: уникальные снимки со съёмок фильма "Воры в законе"

Авторитетный Гафт: уникальные снимки со съёмок фильма "Воры в законе"

Смотрите фотогалерею по теме

Правая рука Артура

  Шофера и телохранителя главного «вора в законе» сыграл ялтинский актер и каскадер Сергей Силкин.

С Кукольником жестко разобрались в гараже, кадр из фильма

  - В Ялте после премьеры фильма настоящий бум был, - вспоминает с улыбкой Сергей Юрьевич. - Меня и до этого в городе многие знали, а тут вообще стоило только появиться на улице, как за моей спиной начиналось шушуканье: «Смотрите, это тот самый, который утюгом человека мучал!» или «Да это же он заставил Акопяна руку себе отпилить!». Потом подходили, уточняли – я или не я это - жали руку и просили автограф. И такое продолжалось несколько лет подряд - ведь фильм с успехом в кинотеатрах повторяли. Для меня же это была прекрасная возможность поработать и с талантливым режиссером, и с великолепными актерами. Все на площадке были очарованы красотой и обаянием Ани Самохиной - в жизни она разительно отличалась от своей героини Риты. Ну и, мне кажется, Юра Кара был в нее немножечко влюблен - ограждал ее от любого избыточного внимания. Помню, приобнял ее вечером в шутку - прохладно уже было. Она говорит: «Согрей», - а грудь у нее шикарная такая! И слышу, Юра кричит: «Сережа, в сценарии этого нет!» Амаяк Акопян хоть и играл мрачного типа, за кадром для всех был источником веселого настроения и беспрерывных фокусов. Правда, ни одного секрета он нам так и не открыл - как мы его ни упрашивали: «Амаяк, ну как это у тебя червонец превращается в 20 долларов?» Он смеялся и показывал: «Вот, с любой стороны и с любого расстояния смотрите». Феноменальная ловкость рук! А Гафт поразил тем, что каждый день занимался силовой гимнастикой — специально возил с собой жгуты. Мы с ним обсуждали эти темы. Юра Кара же утрированно меня показал таким качком-громилой - тогда бум был в тренажерных залах, и я тоже, естественно, тренировался.

Сергей Силкин на месте съемок в гараже спустя 30 лет, фото М. Львовски.

Изображая жертву рэкетиров

Ялтинец Анатолий Белевцов на советском экране стал первым пострадавшим от пытки электрическим утюгом. Этот эпизод «с дымком» принес ему всесоюзную славу.

Цеховик Ян Янович судак, кадр из фильма.

  - Прославился не столько я, сколько мой живот, - смеется Анатолий Алексеевич. - И эта сцена до сих пор остается моей визитной карточкой, несмотря на то, что я принимал участие в съемках почти сотни фильмов. Достаточно двух слов – «утюг» и «живот», чтобы любой из зрителей вспомнил мою роль. Успокою вас - ни один из фрагментов моего тела при съемках не пострадал! А вот моя жена умудрилась порезаться об этот… «ожог». Как это случилось? Утюг на животе плохо держался - сразу падал, как только я начинал «корчиться от боли». И тогда гримеры придумали пропитать марлю клеем и затонировали ее под цвет кожи. Всё держалось хорошо - даже очень: Каре пришлось за шнур дернуть, чтобы утюг в нужный момент отлетел на плюшевого мишку с деньгами. Съемка закончилась поздно ночью, а тогда в Ялте с водой было плохо - отключали до утра. Ну, я думаю - утром и отмоюсь. Так и лег с «ожогом» спать - марля же к этому времени уже затвердела, как стекло. Жена во сне рукой повела и порезалась!

Помощники Артура навестили цеховика - разговор получился горячим, кадр из фильма.

  Кстати, Белевцов мог и не сыграть свою звездную роль, потому что сначала ассистенты режиссера определили его садовником в усадьбе «вора в законе». Но когда в Ялту вернулся Юрий Кара - он отлучался, чтобы получить очередной фестивальный приз за картину «Завтра была война» (1987) - ему не понравился подбор цеховиков, и на киностудии назначили новые смотрины.

Анатолий Белевцов спустя 30 лет после съемок в фильме, фото М. Львовски.

  - Человек 150 просмотрели, а того, кто нужен, так и не увидели, - вспоминает Анатолий Алексеевич. - И Кара меня случайно заметил в коридоре киностудии: «Да вот же наш цеховик!» Кто такие цеховики, я понятия не имел и, не зная, что передо мной режиссер, спорил с ним: «Меня уже садовником взяли». Ну а уже потом я себе и имя с фамилией придумал. В эпизоде, когда цеховики деньги со сберкнижек для Артура снимают, моя фамилия на корешке не помещалась. Мне сказали: «Пиши любую, лишь бы влезла». Я и записал - Ян Янович Судак. Это на крупном плане отчетливо видно. 

Жена авторитета и школьница

  После выхода фильма на экраны Наталье Голубевой завидовала вся женская половина населения не только Ялты, но и всего Союза. Ей не просто повезло оказаться в кадре рядом с Валентином Гафтом - женщины в кинотеатрах, затаив дыхание, смотрели, как она прикасается к его мускулистому телу. По сценарию она была замужем за главным мафиози города, и как жену Артура ее еще несколько лет потом узнавали на улицах.

В роли жены Артура - жительница Ялты Наталья Голубева, кадр из фильма.
  

  - Я всё помню так, как будто это со мной происходило вчера, — рассказывает Наталья Викторовна. - И страшно подумать, что меня могли не отпустить с работы на эти съемки. Не отпускали ведь! А тогда я работала за стойкой популярного в городе кафе «У старого платана». Но это же Гафт! Всё на съемочной площадке вертелось вокруг него, и все его замечаний боялись. «Это моя жена или нет? - спрашивал он реквизиторов. - Тогда где наши кольца?» Я была в шоке - такая от него исходила энергетика: безупречный мужчина, великий актер - и в жизни он оказался еще лучше, чем на экране. И, конечно же, мне не составило труда в одной из сцен во дворе нашего киношного дома, по просьбе Юрия Кары, с ревностью и неприязнью посмотреть на свою соперницу Риту - героиню Анны Самохиной. Мне кажется, это у меня получилось. Но когда дело доходило до моих реплик, меня, если честно, трясло, но я справлялась - в кино ведь со второго класса снимаюсь.

Наталья Голубева, фото ил личного архива.

   Ника Баришполец сыграла школьницу, которая пристыдила Риту за вульгарное поведение в общественном месте. Сейчас она живет в Москве – живет интересно, какое-то время работала на телевидении, а тогда была ялтинской первоклассницей. И я ее разыскал спустя четверть века через социальные сети.

Ника Баришполец в роли принципиальной школьницы с Анной Самохиной и Борисом Щербаковым на фоне "Ореанды", кадр из фильма.

  - Это ведь был вообще мой первый день учебы – первый раз в первый класс! - рассказывает Ника. — И я как была в белом парадном фартуке, с повязкой медицинского помощника и нотной папкой, так и пришла с папой к «Ореанде» на съемочную площадку. А мои новоиспеченные одноклассники, стоя за лентой - место съемок огородили, - наблюдали, как я снимаюсь в кино. Конечно, я смущалась, поэтому сняли сцену с третьего дубля. Между прочим, еще и потому, что Самохина не знала текст, и это меня так возмутило: я-то свой выучила! Не помню, была ли и я до такой степени принципиальной, чтобы подходить к взрослым людям с замечаниями, но курящих женщин до сих пор не люблю и сама никогда не курила. За съемки я тогда получила гонорар - 7 рублей с копейками. Это были серьезные деньги. И хотя меня родители баловали деньгами, этим заработком я очень гордилась - купила себе часы «Электроника». Были белые и красные - я выбрала белые! И всю жизнь, раз в пару лет, обязательно кто-то из знакомых, если смотрит фильм по телевизору и видит титры, звонит и поздравляет. 

Ника Баришполец - 30 лет спустя, фото из личного архива Ники Баришполец.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 13 сентября 2017

Заголовок в газете: "Воры в законе": сходка в Ялте

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру