В Керчи подвели итоги литературного конкурса " На крыльях грифона"

04.07.2020 в 13:45, просмотров: 974

Подведены итоги Международного литературного конкурса «На крыльях грифона», проходившего в рамках Литературной страницы XXII Международного фестиваля античных искусств «Боспорские агоны».

В Керчи подвели итоги литературного конкурса

Что такое сейчас «Боспорские агоны»?

Не что иное, как возвращённый «античный миф» России. Безусловно, античное Причерноморье и раньше было неотъемлемой частью нашей истории, но теперь эта часть зримее, а главное - живее. Теперь это не просто историческая справка, а неотъемлемая составляющая нашей культуры. Актуальная, как Крымский мост - вот он есть и уже не требует обоснований, как не требует обоснований движение крови по артериям. Вчера это было бы только гидротехническое сооружение – сегодня это мост между прошлым и будущим. Между нашим классическим наследием и наследием, которые мы готовим нашим потомкам. Как происходит сотворение нового «античного мифа» России сейчас – дело для отдельного исследования культурологов и социологов. Мы же, как литераторы, суть – сочинители, можем по этому вопросу пуститься в абстрагирование, построение художественных образов, благо, жанр позволяет. Мы станем себе воображать, как «крылья грифона», восседающего на горе Митридат, в цитадели древних эллинистических царств, с метафорическим размахом покрывают своей бронзовой тенью...

Минуточку, тут надо заглянуть в статистику конкурса: …покрывают и далёкую Атланту США и не близкий Владивосток, и Казахскую Караганду и Украинский Чугуев, Биробиджан и Иерусалим, Марий Эл и Молдову, Казань и Тбилиси, Буэнос-Айрес и Улан-Удэ... Одним, двумя, словами, «города и веси». Уверено можно сказать, сверяясь не только со статистикой, но и опытом организационной работы, - размах не абы какой. Редко какой литературный конкур, с пафосом названный международным, может похвастаться и такой географией и такими показателями «счётчика» в конкурсном почтовой ящике: 958! Следовательно, с учётом того, что количество писем посланных на каждую номинацию отдельно, в среднем, равно количеству писем, где «три в одном» - это не менее полутысячи авторов, а то и больше. При всём том, что условия нашего конкурса отнюдь не требуют от участников конкурса обязательно придерживаться «античной» тематики – вовлечение в её «культурный пласт» масштабно. И всё это к тому, чтобы не только патриотический лозунг: «Крым наш!» воспринимался с аксиоматическим недоумением: «А чей же?». Но и понятие «античная история России» принималось с энциклопедическим знанием: «А, это у нас, в Крыму!»

В чём особенность «Крыльев грифона 2020», кроме того, что и подведение итогов пришлось проводить заочно, в порядке интернет-трансляции?

Это, безусловно, главнейший юбилей всей страны «75-ть лет Великой Победы», и, вместе с тем, глубоко «местный»: «125 лет открытию памятника мировой живописи – склепа Деметры», что, как мы помним, произошло в Керчи в 1895 г. и, как водится с самыми уникальными кладами, - случайно.

Обе номинации – поэтические. Во второй «античной» специального разделения на возрастные категории не было.

И что в результате? С чем мы оказались «На крыльях грифона» в этом году? Как всегда с целым набором разного достоинства перьев – золотых, серебряных и бронзовых и во главе с «Никой» - богиней победительницей, в нашей частности, - литературным лауреатом «Боспорских агонов».

Если поочерёдно:

В старшей прозе, по единодушному мнению жюри, – «Настоящий Пигмалион» Александры Окатовой из Москвы, - «Золотое перо».

«Серебряное» - трогательное «Возвращение» Майи Галицкой из Белоруссии, Буда-Кошелево Гомельской области. «Бронзовое перо» - рассказ «Я убил твоего деда» Николая Талызина из Саратова.

Теперь о тех, кто ещё до конца не оперился, но подаёт надежды на «высокий творческий полёт».

В младшей возрастной категории первого места удостоилась, слегка абсурдная, но на удивление «взрослая» лирическая миниатюра Марии Смоляр из Ялты – «Её шерсть на шнурках». Второго места заслужила литературная «живописность» образного рядя «Рябиновых чувств» Анны Кононовой из Челябинска. Третьим местом обозначен переход Вербицкой Алёны из Усть-Донецка Ростовской области от добротного школьного сочинения к оригинальному литературному тексту.

Сложнее говорить о поэзии.

Выбор был и слишком велик и чрезвычайно труден. Но сделать его было нужно. И выбор был сделан.

Первое место это неожиданной глубины «Маленький бог...» Полины Шерстобитовой из села Бахилово Самарской области. Второе отдаём лирической образности Дарьи Швецовой из загадочного «Кузнецка – 12». И разделяют третье место поэтические дерзновения и дерзости Елены Кальченко из Керчи и завораживающую ритмика Анны Шмалинской из Тюмени.

Среди поэтов старшей возрастной категории:

«Золотое перо» - разделили: ностальгическое «...я храню твои письма» Татьяны Селезнёвой г. Сергиев Посад Московской области. И - лирическое «Как жаль» Дмитрия Бобылева из Санкт-Петербурга.

«Серебряным пером» вписана в сборник «пляжная философия» Сергея Шилкина из Башкортостана, г. Салават, стихотворение «Остров». А «Бронзовым» - более детальный взгляд на песок – «Рапана» Рабиновича Иосифа из Израиля, Иерусалим.

А теперь об отдельных номинациях.

«75 лет Великой Победы».

Сначала слово молодым.

«А ему всего лишь девятнадцать…» тринадцатилетней Александры Ермаковой из Переславля-Залесского – заслуженное первое место. С умением и чувством подчеркнула преемственность патриотической традиции Полина Михайлова из Нижнего Новгорода - стихотворение «Отголоски войны». Вновь подтвердила манеру авторской передачи очеркового материала Титова Татьяна из Севастополя. И поскольку в этот раз, пусть и не в самой совершенной, но в рифме, её «Кладбище. Керчь. 23-тий квартал…» заслужено получает третье призовое место.

Со старшим поколением было сложнее, и как раз потому, что тема войны к нему ближе, ближе свидетельства, а значит, взгляд на неё более личный, не «унифицирован» легендой и, в хорошем смысле, пропагандой. Поэтому так узнаваем «Старичок» Николая Хрипкова из села Калиновки, что в Новосибирской области – «Золотое перо». Так напоминают порыжелые фотографии из семенного архива воспоминания Виктории Левиной из Израиля «И хоть орлят моих давно со мною нет...» - «Серебряное перо». А вот «бронзу» получают осмысления некоторой новизны: «Химера» Алексея Ерошина из г. Бердска Новосибирской области.

Теперь «Взор Деметры», обобщая, - тема античности.

Вряд ли удивительно, что наибольшее «погружение» в тему тут обнаружил именно керченский автор Анастасия Протасовицкая. Браво и «Золотое перо». Лучшие стилизации классики по случайному совпадению удались москвичкам, уже знакомой нам, Александре Окатовой и Лазаревой Елене – по «серебряному перу каждой. И поскольку текстовая «гомеопатия» отнюдь не была единственным требованием темы - игривый «Геркулес» Андрея Новикова из Липецка и фамильярный «Минотавр» из Бельгии Геннадия Липкина – заслуженная «Бронза».

И, наконец, под бряцанье лир и бой тимпанов провозгласим «литературного» лауреата «всея» Международного фестиваля античных искусств «Боспорские агоны», кто получит вожделенную «Боспорскую Нику». По традиции это автор получивший первое место в какой-нибудь номинации плюс – ещё в одной хотя бы одной и хотя бы третье. В этом году такой результативности добился только один «универсал» Александра Окатова из Москвы.

С чем и поздравляем!



|