История кадра: как Благинина снимала распятие на Чуфут-Кале

Для постановки библейского сюжета героям пришлось пройти суровое испытание в горах

26.11.2019 в 02:21, просмотров: 2534

В рубрике «История одного кадра» лучшие фотографы Крыма открывают секреты своих особо памятных снимков. Всегда интересны обстоятельства не только «остановленного мгновения», но и то, что остается при этом за кадром. Сегодня в гостях у «МК в Крыму» замечательный фотохудожник Александра Благинина.

История кадра: как Благинина снимала распятие на Чуфут-Кале

Мечта о «Зените»

Страсть занимает особое место в жизни Александры Благининой. Будучи человеком творческим и легким, она лучше многих понимает глубинный смысл этого слова. Придумать, собрать по крупицам и заснять - вот главная страсть Александры. Ее фотографии, отснятые профессиональной камерой «Canon», всегда наполнены глубинным смыслом и умеют поворачивать колесо истории вспять.

- Научиться фотографировать я захотела в пять лет, - вспоминает Александра. - У папы был «Зенит», брать который в руки мне запрещалось. Так что самостоятельно снимать я начала в 15-летнем возрасте. «Зенит» к тому времени пылился на полке, а желание делать снимки никуда не ушло.

Поскольку папа Александры вел занятия в фотокружке, обучить дочь азам съемки для него не представляло сложности. А дальше Александра пустилась в свободное плавание по книжным полкам. Теория, подкрепленная практикой, стала приносить результат. В фокус попадали моменты из жизни: пейзажи и лица друзей. На смену «Зениту» приходили «Смена» и «Киев», глаз фотографа пристально вглядывался в видоискатель и нашел свою «точку опоры и отсчета». Началом настоящего творчества для Александры стал портрет.

- Мне нравилось находить в людях то, что скрывается глубже поверхностного взгляда, - делится сокровенным Александра Благинина. - Этот тайный смысл в принципе меняет взгляд на жизнь. Фотография, способная показать истинное лицо человека, способна изменить его жизненный путь.

После фотосессий Александры героини ее портретов выходили замуж, радикально меняли карьеру.

Читайте ещё историю одного кадра: Как банка с домашними варениками порадовала на крымском пляже Андрея Вознесенского

- Портрет может разочаровать: дамам свойственно ждать от него чудес - бывали ли случаи с обратным эффектом?

- Нет, разочарований не было. Случалось, что увидеть себя так, как это получилось на фотографии, удавалось не сразу. Но проходило время, и не понятые изначально портреты становились визитными карточками.

Первая выставка

Именно Его Величество Портрет помог Александре найти свое призвание в жизни. Она не стала модным фотохудожником, хотя профессионально делала портфолио, занималась рекламной съемкой. Поворот в судьбе Александры Благининой случился в 2014 году: фотографу захотелось сделать выставку.

- Мне хотелось сделать концептуальную выставку, показать работы, которые могут сказать больше, чем выразительные лица героев моих портретов, - вспоминает Александра. - Тут и возник замысел, настолько смелый, что борьба с ним шла целых полгода. Толчок дали три работы на религиозную тематику: я попыталась воссоздать библейский сюжет с Иоанном Богословом.

Религиозная тема в фотоискусстве, как отмечает Александра, в основном имеет западные ориентиры. Она пыталась найти пример для изучения, но все поиски заканчивались образцами китча на тему «вечного». Это ее не устраивало... Тогда Александра решила начать с нуля: понять, что она хочет увидеть на собственной выставке? Ответы давала себе в интервью, где была и журналистом, и фотографом.

- Я составила вопросы для себя и отвечала на них примерно две недели, - рассказывает Александра. - А 27 августа 2015 года в городе Владимире открылась моя первая фотовыставка. Потом работы отправились по Золотому кольцу России. Но лучшей натуры, чем в родном Крыму, найти нигде нельзя - я вернулась домой.

Фотографии, каждая из которых - мини-спектакль и картина в едином целом, перевернули мир Александры Благининой. Находить героев помог опыт портретиста, натуру подарил Крым, а чтобы создавать костюмы, пришлось купить машинку, оверлок и научиться шить.

В ожидании солнца

История кадра, воссоздающего распятие Христа на Голгофе, началась за два месяца до открытия выставки в Ливадийском дворце, где ей предстояло участвовать.

- Был холодный март, но отложить съемки не представлялось возможным, - вспоминает Александра. - Я нашла натуру в Бахчисарайском районе - неповторимый вид на Чуфут-Кале. С творческой группой мы заказали три креста из лиственницы - с имитацией «под старину». Использовались балки 60-х годов прошлого века. Изучили прогноз погоды и нашли солнечный день - 5 марта, когда воздух должен был прогреться до 15 градусов...

Читайте ещё историю одного кадра: Кто первым поймал солнце в Золотых воротах

Александра и ее команда выехали на место. Первая трудность - скалистая порода и ветер. Кресты устанавливались с трудом, их пришлось взять на распорки. Испытание под номером два - несоответствие прогноза и погоды. Небо выглядело по-зимнему сурово, а воздух был настолько холодным, что Александра мерзла в лыжной экипировке. А еще в целях экономии - не хватало денег - решили отказаться от искусственного грима и взяли настоящую кровь на скотобойне. В набедренных повязках загримированные герои поднялись на свои кресты и уперлись в гвозди-держатели.

- Я попросила Николая, принявшего на время съемок образ Христа, поменять позицию, - рассказывает Александра. - Но он настолько замерз, что предложил мне самостоятельно изменить положение его руки. Особенно трудно приходилось нашему «вору», занявшему место на втором кресте. Его тонкое телосложение не оставляло ни малейшего шанса согреться.

Конечно, творческая группа сделала всё, чтобы облегчить участь героев съемки. Работал обогреватель, но суровая крымская весна делала съемку серьезным испытанием. Несмотря на холод, страсти накалились до предела: Александра, всматриваясь в облака, ждала момента, чтобы солнце пробилось сквозь них лучами. Люди оставались на четырехметровых крестах, закрепленных над пропастью, и коченели на пронзительном ветру.

Читайте ещё историю одного кадра: Встреча в Херсонесе - удивительная история фотографии священника

- И солнечный луч промелькнул, а мы поймали этот момент, - вспоминает процесс Александра. - Никто из героев не проронил ни слова упрека, не поторопил меня сделать снимок. А потом, когда группа отработала несколько часов и двинулась в гостиницу, чтобы вернуться на следующий день, вышло солнце, облака расползлись и воздух прогрелся до обещанных 15 градусов...

Испытания для Николая, главного героя постановки, на этом не закончились. Было принято решение сохранить на героях грим, одеться в куртки и джинсы не представлялось возможным. Единственный выход - одеяла. В одеялах и в компании с любимой девушкой, которая приехала поддержать его на съемках, Николай... не доехал до гостиницы. Водитель настолько погрузился в увиденный сюжет, что высадил пассажиров в лесу! Нашло на него что-то... А обеспокоенная Александра дожидалась героя в гостинице, где и узнала, что требуется поисковая операция. Ситуация осложнилась из-за того, что устойчивой мобильной связи не было и Николай точно не мог объяснить, где он находится. При этом никакой обиды и упреков: они собирались разводить костер...

Правильный ракурс

- Мы работали два дня, - рассказывает Александра. - Особенно трудно было снимать сцену снятия Иисуса с креста. Герою пришлось лежать в набедренной повязке на холодной земле. Но когда мы уезжали по домам после всех испытаний, никто из нас не имел признаков простуды. Вся наша группа, прибывшая в горы на двух машинах, осталась здоровой.

Впрочем, один участник событий всё же не выдержал испытания съемкой в условиях жесткого реализма. Когда к свинцовым облакам взмыли балки четырехметровых крестов, на которых замерли измазанные кровью люди, стало дурно девушке - участнице творческой группы. Но команда фотохудожника Александры Благининой справилась с поставленной задачей: выставка в Ливадийском дворце прошла с большим успехом, работы производили мощное впечатление на зрителей...