Как зарабатывали свои "кровные" создатели отечественных киношедевров

В четверг, 29 августа, в 23:10 зрители канала «ТВ Центр», посмотрев новый документальный фильм «Большие деньги советского кино» узнают, как и на чем зарабатывали свои «кровные» создатели отечественных шедевров.

Как зарабатывали свои "кровные" создатели отечественных киношедевров

В советском кино всегда крутились очень большие деньги. Но о том, сколько советское государство тратило на кинопроизводство и сколько зарабатывало на фабрике звезд, говорить было не принято. А рядом с большими деньгами всегда нога в ногу шли большие соблазны, предательства и зависть. И кое о чем кинематографисты предпочитают помалкивать и сегодня…

В 1989 году работники «Мосфильма» были поражены размеру гонорара, который выплатили режиссеру Петру Тодоровскому за картину «Интердевочка». Это была немыслимая сумма – 550 среднемесячных зарплат в те годы! К этой системе все привыкли и никто ее менять не собирался. Но группа Тодоровского воспользовалась хозрасчетом и не прогорела. В титрах впервые появилась надпись «продюсер». Мира Тодоровская нашла шведского инвестора, который согласился финансировать картину. Впервые фильм не получил категорию, а рассчитывал только на прокат. И тут же – оглушительный успех. Мира Тодоровская поняла, что не просчиталась.

До «Интердевочки» оплата режиссерского труда на киностудиях страны была строго и четко регламентирована. Картине присваивалась категория. За первую выплачивали 6 тыс. рублей, за вторую – 4 тыс., а за третью – 2 тыс. Реже других присуждали высшую категорию, но это не означало, что фильм – безусловный шедевр. Иногда картина получала одну категорию, а в прокате собирала огромное количество зрителей. И тогда принималось решение: категорию повысить, а режиссеру доплатить сумму к уже выплаченному гонорару.

В 70-е годы прошлого века на «Мосфильме» числилось 160 режиссеров, а фильмов в год выпускалось около 60. Но руководство это не смущало. Тот, кто удачно попадал в тематический план и угождал и руководству, и зрителям, получал главный приз – стабильность. Режиссеры – лауреаты Госпремий, орденоносцы – за свое будущее были спокойны. Парадокс заключался в том, рассказывается в документальном фильме, что и в состав худсовета входили режиссеры-корифеи. Естественно, важней для них был Сергей Герасимов, чем, например, Василий Шукшин.

Одним из тех, кто числился постоянным членом худсовета, был Сергей Бондарчук. После успеха дебютной работы «Судьба человека» ему поручили госзаказ – осуществить постановку фильма «Война и мир». За это право он боролся с Иваном Пырьевым, который, потерпев фиаско, до конца жизни не здоровался с Бондарчуком. Съемки заняли 6 лет. На фильм работало несколько предприятий, армия. Бюджет составил около $100 млн. по ценам 1967 года. В 1969 году картина завоевала «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

С тех пор завистников у Бондарчука прибавилось, на него писали анонимки. А в мае 1986 года на V съезде кинематографистов, который острословы назвали вместо исторического «истерическим», Бондарчука, Ростоцкого, Матвеева, Озерова, уже ушедшего Герасимова назвали киномафией, которая выписывала себе огромные постановочные за провальные картины. У Сергея Федоровича случился сердечный приступ, и больше в кино он не работал.

Но все же, рассказывают авторы фильма, финальные титры примиряли всех со всеми. Ведь степень таланта не измерялась деньгами. Выходя из кинотеатра, зритель или жалел, что заплатил за билет, или оставался доволен тем, что потратил свои деньги не зря.

Из-за чего прогорел шведский продюсер фильма «Интердевочка»? На какие уловки шли директора картин, чтобы получить прибыль? Что «коллекционировала» Лидия Смирнова? Почему сценаристы получали больше режиссеров? Смотрите новый документальный фильм «Большие деньги советского кино» в четверг, 29 августа, в 23:10 на канале «ТВ Центр».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру