Наталья Гвоздикова: Шукшина просила взять меня в "малину"

Судьба как ветер

Звезда советского экрана, замечательная актриса Наталья Гвоздикова старается не пропускать киносмены в «Артеке», приезжает в Крым на фестиваль «Алые паруса» каждое лето и всегда соглашается поворошить свое прошлое и настоящее в разговорах с репортерами. Поговорили мы и о ее сотрудничестве с Василием Шукшиным, накануне 90-летия писателя, актёра и режиссёра.

Судьба как ветер

- 25 июля будем отмечать юбилей Василия Макаровича. Вам посчастливилось с ним работать...

- Роли у меня в его фильмах микроскопические, но они мне дороги, потому что я была на съемочной площадке с уникальным человеком. Он приходил к нам в мастерскую дружил с нашими мастерами Сергеем Аполлинаровичем Герасимовым и Тамарой Федоровной Макаровой, смотрел наши отрывки. И как-то мне позвонили со студии Горького: «Наташа, сейчас снимается фильм «Печки-лавочки», режиссер Шукшин. Там есть три девочки из стройотряда, приходят к главному герою в купе. Не согласилась бы ты...» И, не дослушав, я ответила: «Конечно, согласилась бы!» Я же не полная идиотка, даже тогда не была ею. И уже на съемках нашего эпизода меня поразило, как же он перевоплощается! Репетировал с нами трезвый, влезал на вторую полку и через минуту возвращался к нам пьяным в стельку! Я же понимала, что в кино играют и что он не выпивал потихоньку бутылочку! А потом картину подло порезали, отправив его в командировку. Он очень переживал... Прошло время, и уже он сам позвонил мне: «Приходи, почитаешь сценарий». На «Мосфильме» я прочитала сценарий «Калины красной», понимая, кто будет играть главную роль, а кто вторые роли, и говорю ему: «Возьмите меня в «малину»!» А на стене висело такое круглое зеркало, он подозвал меня: «Ну, посмотри на себя, какая ты «малина»? Тебе же не поверят. Сыграй мне маленькую роль девушку на почте. Ты должна меня там, как следует, отчитать». 

Кадр из фильма "Калина красная" (1973)

- Волнение не зашкаливало?

- Когда я приехала на съемки в город Белозерск, у меня была неделя общения с Шукшиным. Это не то, что я приехала, померили костюм, придумали прическу... Он водил меня по городу, рассказывал, о чем картина, что они сняли уже. Мы ходили с ним на танцплощадку, в кино смотрели «Овода» со Стриженовым, и на сеансе только мы, два взрослых человека, были среди мальчишек и девчонок. И это всё для того, чтобы я окунулась в ту среду, где происходят съемки. И когда мы начали снимать, он меня предупредил: «Наташа, пленка «Кодака» на вес золота, пожалуйста, мы должны сделать всё с первого дубля!» У меня тряслись руки, ноги, уши и всё остальное... Но самое интересное, что запорол первый дубль он. И я испугалась еще больше. Тогда оператор Толя Заболоцкий сказал: «Давайте-ка сделаем перерыв, хотя бы на полчаса, чтобы у нас Наташа приняла естественный вид». Мы сняли эпизод, и я уехала в Москву... А потом я была на съемках в Питере и пришла на спектакль к Аркадию Исааковичу Райкину (сестра Гвоздиковой, Людмила, играла в его Театре миниатюр. Прим. авт.). Он, абсолютно белый, в антракте пришел в гримерную и сказал, что ему позвонили из Москвы умер Шукшин. Меня не отпустили со съемок на похороны. И вот это Кохану, который снимал «Рожденную революцией», я не прощу никогда!

кадр из фильма "Рожденная революцией" (1976)

- И тем не менее картина эта для вас стала судьбоносной вы вышли замуж за главного героя, а роль Марии Кондратьевой принесла вам и всесоюзную славу, и госпремию…

- Ну что значит судьбоносная? Хорошая картина, хороший материал, хорошие артисты и партнеры. А судьба ведь штука такая, как ветер сегодня дует в одну сторону, завтра в другую. Я очень жалею, что со своей героиней познакомилась через 10 лет после того, как мы сняли картину. Нам позвонили из Петрозаводска и сказали: «А знаете, что Марья Константиновна жива и ей скоро 90 лет?» И я с ней встретилась. А в фильме она у нас погибла как я не плакала и не уговаривала режиссера и сценаристов. Люди же придумали легенду, что артистка Наталья Гвоздикова забеременела, поэтому ее и убрали из этого фильма. Это неправда, всё было изначально известно. Премия же это достойная награда. И когда мы с Жариковым принесли золотые медали домой, наш сын воскликнул: «Какие мы теперь богатые!» 

- Каким был бы альтернативный вариант, если бы у вас не сложилось с актерством? 

- Я же хотела стать врачом и, думаю, была бы неплохим специалистом. Я научилась и уколы делать, и капельницы однажды даже спасла актера на гастролях. Пока «скорая» ехала, он сталзагибаться, успел сказать, где у него в чемодане лекарство и шприцы, я ему сделала укол, и он к приезду врачей более-менее пришел в себя.

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ИНТЕРВЬЮ С НАТАЛЬЕЙ ГВОЗДИКОВОЙ В ГАЗЕТЕ "МК В КРЫМУ" № 30(270) от 17.07.2019

Читайте также: Василий Шукшин: Правду знаю только я... 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 17 июля 2019

Заголовок в газете: Судьба как ветер

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру