Режиссер Павел Чухрай после его нашумевшей киноистории с Владимиром Машковым «Вор» (1997) не спешил с запуском своей очередной игровой картины. Он долго вынашивал сценарий, подбирал продюсерскую команду, определялся с актерским составом и даже успел снять документальный фильм «Дети из бездны» в рамках проекта Стивена Спилберга «Прерванное молчание» (2000). И наконец после пятилетней паузы приступил к съемкам, отправился с экспедицией в Крым - за атмосферой 60-х и приморскими пейзажами. И практически весь фильм «Водитель для Веры» Павел Чухрай снял в Севастополе и его окрестностях.
Интриги на генеральской даче
Каждый съемочный день у Павла Григорьевича был расписан буквально по минутам. Время и место встречи пришлось долго и мучительно оговаривать с продюсерами картины. Но позже выяснилось, что Чухрай не так страшен, как его представляли окружающим помощники режиссера. У себя в номере севастопольской гостиницы «Украина» он охотно рассказывал о своей картине, посвящая в детали, которые касаются съемок в Крыму:
- В первую очередь это любовная история, мелодрама или драма, не знаю даже, как точнее определить. В картине будут социальные знаки того времени, сюжетная острота с детективным уклоном, но в основе всего классический любовный треугольник…
Как уточнил Павел Чухрай, действие фильма происходит в 1962 году. Генерал Серов (Богдан Ступка), вояка и патриот до мозга костей, отдыхал у себя на даче под Севастополем и горя не знал, пока не потревожили из Москвы. Пришлось ему прервать отпуск и лететь «по стойке смирно» за подробностями в столицу.
- Жаль, конечно, что Богдан Сильвестрович сегодня уже не министр культуры, - не без сожаления тогда подметил режиссер в связи с возникавшими проблемами производственного характера на территории Украины. - Но я люблю его и без этого. Богдан Ступка - это большой актер, сильная личность. Мне всегда хотелось его снимать, и вот наконец-то представилась такая возможность. Он очень терпелив, самоотвержен и ни в коем случае не изображает из себя «звезду», хотя на самом деле таковой является. Очень скромный человек и с тонким чувством юмора.
Обратно в Крым генерал Серов вернулся - крепко озабоченный и с новым водителем. Молодой сержант (Игорь Петренко) только и рад был новому назначению - повезло ему крутить баранку генеральского ЗИМа! Не подозревая о настоящей причине своего перевода в Крым, он с армейским воодушевлением обживается на даче, знакомится с ее обитателями. А это генеральские охранники, прислуга, адъютанты. Им всем солдат понравился, а вот 18-летняя дочка генерала - вспыльчивая и угловатая Вера (Алена Бабенко) - невзлюбила Виктора и при каждом случае подчеркивала свою неприязнь… Но именно молодому водителю суждено, по воле Чухрая, стать главной фигурой в хитросплетении интриг на генеральской даче. Эту роль режиссер доверил выпускнику «щепки» Игорю Петренко, которого зрители на тот момент уже успели запомнить по сериалу «Московские окна» (2001) и фильму «Звезда» (2002). Мужскую компанию ему в психологических разборках (а иногда и с рукоприкладством!) составили Богдан Ступка и Андрей Панин.
- На съемочной площадке рядом с Богданом Сильвестровичем поначалу у меня, конечно же, был некий психологический барьер, - признался Игорь Петренко. - Я думаю, не надо объяснять причину. И я ему очень благодарен, что он сам убрал это препятствие. Как оказалось, у него нет замашек, свойственных некоторым мэтрам кино. Он может подойти к тебе - рассказать анекдот, подбодрить… Во время съемок бывали такие моменты, когда он уже оставался за кадром, снимали мой крупный план. Но Богдан Ступка всё равно не уходил с площадки, проигрывал эпизоды со мной и здорово этим помогал, хотя никто его специально не просил.
Место встречи в Алсу
Все основные события фильма происходят на генеральской даче. И Чухраю казалось, что он легко найдет подходящий съемочный объект в Крыму. Но когда он прибыл на полуостров и уже, что называется, предметно огляделся, то понял, что задача значительно сложнее.
- Я достаточно хорошо знаю Крым, раньше снимал здесь и выбирал натуру не раз, - пояснял Павел Григорьевич. - Почти двадцать лет назад именно в Севастополе я снимал свою «Клетку для канареек» (1983). И жил именно в этом номере гостиницы «Украина», где мы сейчас находимся. Но всё это происходило до середины 80-х, и оказалось, что за прошедшее время уже много воды утекло и всё очень изменилось.
Подходящий дом искали два месяца, пока в глухом, но невероятно живописном урочище под романтическим названием Алсу не наткнулись на детский лагерь отдыха моряков-черноморцев. И как раз спальный корпус «пионеров» на время съемок превратился в генеральскую дачу. Домик преобразился как в сказке - за несколько ночей. Дизайнеры даже клумбы разбили, которые в мельчайших подробностях отвечают эстетике цветоводов начала 60-х. Необходимые саженцы и цветы искали во всех крымских питомниках. Нашли все, кроме лиан. Пришлось их имитировать искусственными…
- Оператор и художник этой картины мои сверстники, - уточнял режиссер. - Мы в одно время учились в институте кинематографии и понимаем друг друга с полуслова. 60-е годы - это наша молодость. Современность мне менее понятна. И чтобы сказать что-то свое, нужно хорошо понимать происходящее сейчас. А с прошлым связаны самые яркие воспоминания детства и юности, поэтому есть ощущение, что смогу рассказать о том времени эмоционально.
Вещественные доказательства
Для воссоздания атмосферы ассистенты и реквизиторы Чухрая постарались учесть всё до мелочей. У генерала в кабинете на столе - номер журнала «Огонек» 1962 года. Мигает телевизор «КВН», из ламповой радиолы доносится голос Пэгги Ли (песня американской певицы стала лейтмотивом фильма), громадный фен, и даже розетки с электропроводкой по поверхности стен…
- Для того чтобы погрузиться в атмосферу 60-х, мне прежде всего пришлось очень внимательно прочитать сценарий фильма, а затем еще с большим вниманием прислушиваться к советам режиссера, - в перерыве между съемками рассказывал Игорь Петренко. - Что тут еще придумаешь? Приходится полностью полагаться на знания и опыт Павла Григорьевича. Я ведь о 60-х знаю только по рассказам и кино. Жизнь того времени я почему-то представляю себе по картинкам и деталям из фильма «Берегись автомобиля».
Некоторые вещи не попали в кадр, однако они помогали актерам прочувствовать атмосферу прошедшего времени. В доме есть комната Веры, и, когда актриса Алена Бабенко вошла туда впервые, у нее буквально оборвалось сердце. В стилизованной портретной рамке было фото ее настоящей мамы - а по сценарию мать Веры умерла. Режиссерский ход сработал - актрису как магнитом тянуло в ту комнату, и, по признанию Алены, каждый раз после съемок ей хотелось что-нибудь прихватить с собой.
Кстати, такая же детальная достоверность отличает и картину «Вор», где события происходили в первые послевоенные годы. На этот раз с блошиных рынков Москвы «изымались» все вещественные приметы хрущевского периода, а в Иваново скупали ситец. Потребовалась помощь и севастопольцев. Люди откликнулись на просьбу съемочной группы, предлагали мебель, бесполезные, но уникальные вещи и одежду. Предметом особой гордости реквизиторов стала морская роба из парусиновой ткани. Но этим вклад жителей Севастополя в кинематограф не ограничился - в массовках было занято около тысячи человек. Масштабный «кастинг» проводился на городском стадионе. А кое-кому из севастопольцев даже посчастливилось сыграть маленькие эпизодические роли: в кадре отметились двухнедельный малыш и шестимесячная девочка. Причем вдвоем, несмотря на половое различие, они успешно сыграли одного и того же персонажа.
Кинематографистам вместе с людьми понадобились и машины. Ассистенты режиссера занесли в свой каталог всех владельцев старых «волг» и «москвичей» и затем - за скромное вознаграждение - пригласили прокатиться на съемочной площадке. Также пригодились и наши «раритетные» троллейбусы из Симферополя. Их парк как раз с 60-х не обновлялся. Но главная роль среди ретротехники отведена черному ЗИМу. Генеральский автомобиль нашли в Киеве. Ценность его была настолько велика, что крымским мастерам пришлось изготовить его копию - дублер в финале разбивается и горит…