Комиссар искусств: в Керчи отметили 125-летие Георгия Шенгели

Незаслуженно забытый

Керчь - город уникальный. Уникальный географически, исторически и, в некотором смысле, эзотерически. Чем, как ни неким мистическим Провидением, объяснить то, что эта земля рождает такое количество талантов?

Незаслуженно забытый

Есть у нас и «собственный», самый что ни на есть настоящий поэт Серебряного века. Незаслуженно забытый, Георгий Аркадьевич Шенгели достоин того, чтобы занять место в ряду блестящих литераторов-современников.

Из небытия домой, «в Пантикапею», поэта вернули руководители керченской молодежной литературной студии «Депо пегаса» Злата Золотова и Вячеслав Демченко. Еще в 2016 году при помощи благотворительного фонда «Чужого горя не бывает» был выпущен небольшой сборник с краеведческим и литературоведческим комментарием и бесплатно распространен по всем школьным библиотекам. 

2 мая, в день рождения Георгия Аркадьевича, в Керченской картинной галерее состоялась научно-популяризаторская конференция о творчестве «комиссара искусств». Злата Золотова рассказала о жизни этого выдающегося и образованнейшего человека, о его вкладе в литературу. Многие знали Шенгели только как переводчика, полиглота, переводившего тексты со множества языков, в том числе и с мертвых - например, древнегреческого. Но сам он звал это занятие «дневным блудом», средством обеспечения существования, видя свое истинное призвание в служении поэзии. И значительная часть этой поэзии, восторженной и щемяще-тоскующей, посвящена городу детства, единственно родному и любимому.

Владимир Санжаровец, керченский краевед, старший научный сотрудник ВКИКМЗ, поведал собравшимся об уголках Керчи, связанных с «певцом Пантикапеи». Так, мы узнали, что вместе с бабушкой Марией Дыбской, двумя братьями и сестрой, юный поэт жил в доме на нынешней улице Самойленко. Правда, сейчас на месте «родового гнезда» Шенгели возвышается сверкающее стеклом здание медицинского центра «Салюс». Чуть позже гимназист перебрался в дом по соседству, сохранившийся и поныне - теперь тут располагается кожвендиспансер.

В завершение конференции вниманию публики был представлен фильм Алены Иваниченко «Летописцы и буревестники» о прославленных писателях и поэтах, которых революционное лихолетье застало в Крыму.

Но этим празднование дня рождения выдающегося керчанина не закончилось. Всех заинтересованных ждала вторая часть – театрализованная. В городском культурном центре им. Богатикова литстудия «Депо Пегаса» совместно с  детским арт-театром студии «5 окон» и танцевальной студией «RE - project» представила поэтический спектакль «И снова я в моей Пантикапее».  

Строгие, торжественно черно-белые фигуры актеров создавали аллюзию на классическое образование, отсылая к чопорности дореволюционных гимназий.

И вот, вслед за строками, которые так  чувственно прочла Александра Михайлова, мы устремляемся через город, к морю.

Помню ясный полдень, когда впервые 
Я сюда приехал, когда с вокзала 
Я катил на дрожках и ждал: когда же 
Явится море? 
И оно возникло, сломив пространство, 
Синею стеною в гирляндах пенных, 
Млело и мерцало, качая в далях 
Парус латинский. 

Стихотворения о городе, которому суждено было стать для поэта единственным настоящим домом, пронизаны восторгом и обожание. В них сквозит извечная влюбленность в «Дом на Верхнемитридатской», «Оплавленный Опук», затейливые улочки и перламутровый ковыль.

Юный Шенгели-гимназист (Андрей Ольховский) с жаром вещал со сцены о своей встрече с «большой» поэзией – посетившими Керчь Северянином,  Маяковским, Бурлюком, Баяном. Пожалуй, в тот день, Георгий был единственным керчанином, оценившим творчество футуристов, тогда как остальная публика  встретила их непониманием и  гнилыми помидорами. И, кстати сказать, гимназист тоже выгодно выделялся на фоне «бараньих голов» публики (как нелестно отозвался о провинциалах Маяковский). Шенгели не только с восторгом внимал приезжим, но и прочитал им собственные строки. И был выслушан. Более того – приглашен в столицы.

Этим предложением юный литератор не замедлил воспользоваться. В Москву он приехал продолжать образование, быстро вошел в «богемные» литературные круги.

Ребятам удалось не только преподнести факты о жизни поэта, но и погрузить зал в особое настроение. Годы гражданской войны, смутное время. Метания поэта – да большевикам, нет большевикам. Мурашки бежали по коже от полушепота Сандры Фроловой, Константин Артёмин с колоритной небритостью, облаченный  в шинель хрипло вещал «Так умирают», Ника Голованова с надрывом – «Мы живем на кровавой звезде».

Особенно зрителей тронуло стихотворение «Мать» в исполнении Елены Митиной. Босая, в рубище, с огромными глазами Мадонны, своей декламацией поэтесса вызвала вздох сочувствия и печали, пронесшийся по залу.

Завершилось представление награждением участников конкурса имени Шенгели. Так что и теперь, в современности, не перевелись на керченской земле таланты от литературы. И пусть меняются поэтические стили и формы, с неизменным постоянством служат Эвтерпе литераторы, юные и не очень. Потому что не могут иначе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 8 мая 2019

Заголовок в газете: Юбилей комиссара искусств

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру