Высоцкий в Крыму: театральная постановка неоконченного произведения

Роман с контрастами

03.02.2019 в 20:17, просмотров: 818

Спектакль по неназванному автором и неоконченному, а очевидно и не приведенному автором к «чистовому» варианту, прозаическому произведению Владимира Высоцкого идет на сцене Государственного академического музыкального театра РК с весны, с прошлого театрального сезона, но всё еще считается премьерой - представлений пока было немного. Хотя есть все шансы для того, чтобы спектакль еще не один сезон привлекал зрителей. 

Высоцкий в Крыму: театральная постановка неоконченного произведения

Не случайно же первая постановка (в театре «У Никитских ворот», инсценировка и режиссура Марка Розовского) этого текста, опубликованного только спустя пять лет после смерти выдающегося поэта и актера и названного не им, а публикаторами «Роман о девочках», не сходит со сцены уже почти 30 лет.

Что привлекает

Привлекает имя Владимира Высоцкого и возможность еще раз послушать его песни в авторском (естественно, звучит фонограмма, но высококачественная) и в «живом» исполнении актерами театра. Многим интересно познакомиться с еще одной стороной творчества и таланта человека, столь существенно вошедшего в жизнь старшего и среднего поколения, - «Роман о девочках» прочли немногие. И часть читателей он разочаровал, поскольку неоконченный прозаический черновик не слишком походил на отработанные до последнего слога тексты замечательных песен Высоцкого.

Что же касается конкретно Государственного академического музыкального театра РК, то сейчас в Крыму есть уже немалое количество людей, которые доверяют этому театру и находят возможность посмотреть каждую новую постановку. И еще то, что на всякий последующий после премьеры спектакль идут, ориентируясь на отзывы, советы и рекомендации тех, кто уже его посмотрел.

Добрых отзывов о «Романе о девочках» в Музыкальном театре наверняка много. И это притом, что сценическая версия, выполненная недавно ушедшим из жизни талантливым Константином Добруновым для своего театра в Мариуполе и реализованная здесь как спектакль без антракта, представляется обедненной в сравнении с текстом Владимира Высоцкого и инсценировкой М. Розовского. Так что интерес многих из тех, кто уже побывал в обновленном зале, и части будущих зрителей к этому спектаклю вызван еще и работой творческого коллектива - и постановщика, засл. деятеля искусств РК Владимира Косова, и актеров театра.

По крайней мере, тех актеров, кому и драматургия, и время сценического пребывания позволили создать запоминающиеся образы.

Позиция автора

Формально говоря, жизненный путь Тамары Полуэктовой, этой бедной «девочки с Самотеки», - череда «падений»: от безоглядного увлечения школьницы взрослым «блатным», уголовником, к жаркому, но заведомо бесперспективному роману с популярным артистом. От столь же бесперспективного, только менее горячего и искреннего «романа» с художником - до случайных связей, проституции и воровства. Но позиция автора - понимание и сочувствие, ни в коем случае не осуждение; а в исполнении одной из лучших актрис театра, Ольги Котляренко, Тамара - личность, женщина с добрым сердцем и своеобразным артистизмом, заслуживающая не только сочувствия как жертва страстей и обстоятельств, но и уважения. И театр, кстати, немного «подыграл» такому отношению к героине, как бы анонсировав пантомимическим прологом благополучную развязку коллизии Тамары с правоохранителями и Питером Онигманом (нар. арт. Украины Валерий Карпов).

Справедливости ради надо отметить, что сочувственное повествование о «падшей женщине» - бродячий сюжет всей мировой литературы, не только художественной: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень».

В нашем кино, например, этот же сюжет, с небольшими изменениями, был воспроизведен в известном фильме Петра Тодоровского «Интердевочка», в реалиях более позднего периода.

Актеры и роли

Самое значительное достижение, но и самая большая нагрузка в спектакле выпали на долю засл. арт. РК Ольги Котляренко. Нагрузка и физическая - два часа безотлучно на сцене, в самой гуще действия, с полудюжиной переодеваний и обыгрыванием возрастных градаций, - и, прежде всего, сугубо актерская. Ее Тамара «проживает» едва не десятилетие, в которое вмещается влюбленность и разочарование, любовь и обида, боль и прозрение, совмещая и действие, и комментарий, удивительным образом сосредотачивая на себе всё внимание - и в каждом периоде и в каждом действии создавая ощущение достоверности. Более-менее «на уровне» оказались Отец и Мать засл. арт. АРК и РК Юрия Грищенко и Татьяны Медведевой.

Второй в спектакле, по драматургической значимости, - «блатной» Николай Святенко (эту роль играет, также без замен, артист Алексей Кареев). С его лихости, уголовной «крутизны» и приблатненных песенок под гитару начинается слом жизни Тамары - но в диалоге, в «выяснении отношений» с Николаем, вернувшимся из мест заключения, отчетливо проявляется ее взросление, а возможно, и духовная зрелость. А сам образ Николая, наверняка собранный из черт и характеров дворовых знакомцев Высоцкого «с Большой Каретной», получился в исполнении Кареева достоверным и, в известной мере, интересным.

Сценическая задача засл. арт. АРК Валерия Лукьянова относится к весьма непростым. Персонаж, названный автором Александром Кулешовым, обычно считается альтер эго молодого Владимира Высоцкого. Саша Кулешов (так назван герой) поет его песни, играет в «своем» театре его роли, а Лукьянов в «похожем» гриме не копирует, но приглашает уловить сходство с пластикой и интонациями Высоцкого, известными по документальным съемкам и киноролям.

Действительно, вполне уместно предположить в образе Саши Кулешова автобиографические мотивы автора, Владимира Высоцкого. Но всё же, полагаю, стоит воспринимать этого героя лишь как одну из масок Владимира Семеновича. Одну из масок, как минимум лишенную той глубины и многогранности, которые были присущи этому замечательному человеку. И то, что Лукьянов не стремится к прямому подражанию и зеркальному копированию, - решение правильное. Равно как и то, что артист не перепевает известные песни Высоцкого, ограничиваясь (в отличие от постановки К. Добрунова в Мариуполе) самое большее первым куплетом, а затем отворачивается от зрителей, «передает гитару» высветившемуся портрету и зазвучавшему в новой, качественной акустике неповторимому голосу.

Разброс по времени

Время действия сценического произведения (не текста Высоцкого) можно соотнести со второй половиной шестидесятых - началом семидесятых годов прошлого века. Верхний временной порог четко указан процитированной - увы, не лучшим образом - в этом спектакле сценой из постановки «Гамлета» на Таганке. Нижний порог тогда можно определить по возрасту юной Тамары плюс время возвращения Николая из тюрьмы.

В те времена, в самом начале «застоя», еще хватает и в административных структурах, и в менталитете многих старших по возрасту людей того, что поэт хлестко назвал «наследием мрачных времен», равно как остатков недавней недолгой социально-политической оттепели. Еще только теряют самоуважение бывшие палачи и вертухаи, а кагэбистские «корочки» оказывают парализующее воздействие. Еще преследуют валютчиков и фарцовщиков, старые законы и нравы позволяют судить «тунеядцев», а о рэкете, мафии, олигархах и финансовых пирамидах известно лишь как о приметах загнивающего Запада. Но уже и в людях, и в отношениях (например, с представителями власти) ощущается нарастание кризиса и приближение слома времен. С тем, что сравнительно скоро на поверхности общественной жизни непременно появится особо грязная пена, превыше прошлого «блата», - но и с тем, что произойдут решительные перемены в менталитете, с переосмыслением прежних и навязанных ценностей.

И в этом аспекте общее художественное решение спектакля (художник-постановщик С. Канн) представляется спорным. Речь сейчас идет не о пришедшем из мариупольской постановки многофункциональном «столе», обыгранном в диапазоне от кровати до подмосток и подиума, - такая сценическая метафора вполне приемлема, хотя и не слишком выразительна, а о чрезмерном аскетизме и общей унылой тональности. Такое оформление «работает» на другое время и на настроение безысходности - а сам спектакль определенно выстроен в оптимистическом ключе.

И, возможно, только замечательные песни Высоцкого и отменная игра ряда актеров позволяют создавать общее впечатление от постановки как от достижения Государственного академического музыкального театра РК.