Ключ от Евпатории: Андрей Пермяков приоткрыл тайны театра с человеческой душой

На прогулке по городу продолжатель театральной династии Пермяковых открыл нам тайны «Золотого ключика»

Театралы - люди суеверные, ко всему прочему любители шуток-прибауток, баек и небылиц. Вокруг театра, в котором более 30 лет тысячи детей обучаются азам актерского мастерства и в разное время выступали знаменитые деятели театрального искусства, появилось множество легенд и мифов. 

На прогулке по городу продолжатель театральной династии Пермяковых открыл нам тайны «Золотого ключика»

Какие из этих историй выдумка, а какие правда, нам рассказал художественный руководитель театра «Золотой ключик» Андрей Пермяков.

Арбатские фонари, как звезды

Во время реконструкции Арбата в 1986 году там появились первые фонари - красивые, изящные, придающие в вечернее время улице просто завораживающий вид. По легенде, после установки фонарей Окуджава изрек: «Арбат офонарел». По интересной случайности «офонарел» и «Золотой ключик».

- В 1991 году на правительственном уровне шла масштабная подготовка к I Международному фестивалю «Земля. Театр. Дети». В Евпаторию должны были съехаться и впоследствии съехались делегации из Америки, Швеции, Германии, Великобритании, Болгарии и др., и было принято решение установить такие же фонари, что и на Арбате, у «Золотого ключика» на улице Бартенева. К сожалению, всего два фонаря сохранили свой первоначальный внешний вид. Они расположены у самого театра, и евпаторийские театралы очень ими дорожат!

Правду сказать, эти фонари позволяют ощутить дух Москвы, быть может, поэтому москвичи по-особому трепетно относятся к творчеству «Ключика» и приходят сюда, как к себе домой. Что интересно, улицу Дувановскую, главную курортную улицу города, находящуюся в нескольких шагах ходьбы от театра, туристы прозвали евпаторийским Арбатом.

Намоленная сцена

Историей своего здания и, в частности, «зеленого» зала худрук театра «Золотой ключик» Андрей Пермяков гордится особенно, как и худрук легендарного «Ленкома» Марк Захаров. Отдавая дань историческому прошлому помещения, построенного в 1907 году, в «Ленкоме» были проведены масштабные реставрационные работы, и интерьер купеческого клуба на Малой Дмитровке вернулся в первоначальный вид. Так и продолжатели театральной династии обещают сделать всё от них зависящее, чтобы сохранить зал в максимально аутентичном виде после реконструкции зданий, запланированной на ближайшее время.

Малый «зеленый зал» построил отец-основатель театра Олег Пермяков. Все, кто был с ним знаком, называют место, где шли гениальные спектакли Пермякова-старшего в исполнении взрослых артистов народного и любительского театров, а затем и театра «Эксперимент», - «намоленным». В этом зале шли постановки по произведениям великих авторов русской и мировой литературы - Шекспира, Филатова, Островского, Чехова, Шатрова. Сцена очень любима режиссерами за необычную трапециевидную форму, а ряды, где располагаются зрители, напоминают студенческую аудиторию. И правда, по словам Пермякова-младшего, там часто проходят семинары, творческие встречи и мастер-классы, не всегда имеющие отношение к театру.

Помимо хозяев, на сцене «зеленого» зала выступали прославленные деятели культуры и известные театры, среди которых Российский академический молодежный театр и Самарский театр юного зрителя «СамАрт». На одном из фестивалей артисты «СамАрта» и труппы Бориса Михайловича Завальнюка провели эксперимент и за две-три репетиции поставили совместный спектакль по рассказам А.П. Чехова. По словам Пермякова, спектакль получился настолько целостным, что люди, которые его посмотрели, искренне не поняли, в чем суть эксперимента.

Совсем еще юная Виктория Толстоганова, российская актриса театра и кино, в составе Театра юных москвичей выступала в этом зале на первом Международном фестивале «Земля. Театр. Дети».

Мостики влюбленных

Не так давно недалеко от театра был расположен «базар-вокзал», как говорят местные жители. Предприниматели, развивая малый бизнес в курортном городе, развлекали приезжих всевозможными аттракционами, водными шарами, игровыми автоматами и т.д. Но когда-то это место носило несколько другой характер.

- К фонтану и красивейшим мостикам со всего города приезжали новобрачные. Это был тихий уголок, располагающий к прогулкам и романтическим свиданиям. Именно Олег Пермяков придумал и воплотил в жизнь идею создания мостиков влюбленных. И вот, спустя много лет, благодаря местным властям, те самые мостики обрели вторую жизнь. Среди июньского зноя струйками жизнедарящей влаги забил фонтан, привлекающий своей свежестью и красотой, а рядом расположилась детская площадка для самых маленьких и уютная кофейня.

Справедливость восторжествовала: влюбленные получили самое романтическое место для свиданий, поцелуев и фотосессий.

МХАТовская черепица

С Евпаторией связан один из периодов истории Московского художественного академического театра. В 1912 г. помощник Станиславского Леопольд Сулержицкий при одобрении и поддержке Константина Сергеевича приобрел в Евпатории участок земли в районе нынешнего санатория «Чайка», предоставив его в распоряжение Первой студии МХАТа. Он основал там «земледельческую колонию», которая существовала на средства, выручаемые от спектаклей на новой евпаторийской сцене. Летом 1915 г. К.С. Станиславский побывал в Евпатории вместе с актерами, в числе которых был и Е. Вахтангов.

- Этого здания уже давно нет, но моему отцу удалось кое-что спасти. Сегодня мы сидим под крышей малого зала нашего театра, которая накрыта спасенной «МХАТовской» черепицей, - рассказывает художественный руководитель театра «Золотой ключик» Андрей Пермяков.

Квартал детства, или улица-призрак

Улица Бартенева названа в честь педагога, внесшего в историю нашего города неоценимый вклад, - Федора Александровича Бартенева. Многие годы она является главной детской улицей Евпатории, кварталом детства. Здесь расположена гимназия им. И. Сельвинского, детский театр «Золотой ключик», проходят праздники, фестивали и всевозможные мероприятия. Несмотря на свою известность, улица Бартенева является улицей-призраком: многие навигаторы и карты не показывают, где она находится. Она значится как улица Школьная.

«Ключики» шутят, что, если туристы, приехавшие в Евпаторию, захотят узнать, где находится улица Бартенева, перед этим им придется пройти увлекательный квест и поискать ее в изрядном количестве путеводителей и карт города.

Реквизит со свалки

- Когда был жив мой отец, основатель «Золотого ключика», - рассказывает Андрей, - он, как настоящий режиссер, тащил со свалок много интересных вещей, которые мы до сих пор используем в театре: дореволюционная мебель, стулья, кресла, старинные комоды, сундуки живут в наших спектаклях. Например, в спектакле «Родственные души» по рассказам О. Генри используется стул 1907 года. Отец нашел его на мусорке...

Храм искусств

Основной, «красный» зал «Золотого» ключика - это место со многими жизнями.
- Когда-то до революции в этом здании располагался домовый храм гимназии. А прежде чем при поддержке руководства города был создан межшкольный детский театр, здесь был актовый зал гимназии им. И. Сельвинского (тогда 4-я школа - прим. ред.), - рассказывает А. Пермяков. - Уже более 30 лет в этом месте живут дети, проходят праздники, которые учат добру, взаимовыручке и помощи. Со школой у нас сложились добросердечные отношения, по первому требованию они проводят свои мероприятия в зале театра.

По сути, «Золотой ключик» является храмом искусств, воспитавшим не одно поколение отзывчивых, добропорядочных жителей нашей Родины. Те дети, которые заканчивают обучение в театре, получают здесь, в первую очередь, жизненные навыки, а кто-то овладевает еще и профессией. И это основная цель, которую многие годы евпаторийский Международный центр театрального искусства ставит перед собой как образовательное учреждение.

С высоты птичьего полета

- Если подняться на нашу смотровую площадку, которая расположена в той части театра, где через несколько лет будет выстроен новый основной зал, то можно увидеть интересную архитектурную задумку архитектора Бориса Калмыкова и Олега Пермякова и понять, что наш центр с высоты птичьего полета имеет форму золотого ключика, - обратил наше внимание Андрей, заканчивая свой рассказ на крыше...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 15 августа 2018

Заголовок в газете: Театр с человеческой душой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру