Служба по вдохновению: севастопольский командир подлодки делится секретами

Севастополец рассказал о том, кому в Балаклаве полвека назад принадлежали три машины.

Конечно же, служба на флоте временами «скрашивалась» комическими ситуациями, недоразумениями, разгильдяйством и тому подобными нарушениями дисциплины.

Севастополец рассказал о том, кому в Балаклаве полвека назад принадлежали три машины.

Виктор Кривин начал службу в Севастополе помощником командира на лодке 613 проекта в 155-й бригаде. Лодка уходила на Северный флот. Но Кривину не суждено было уйти с ней - супруга офицера страдала тяжелой сердечной болезнью, и его оставили с семьей в Крыму. Назначили помощником командира на А615 проект. Это 27 бригада в Балаклаве. Полтора года безупречной службы и вновь учеба на высших специальных командирских классах в Ленинграде. По возвращении в Севастополь был назначен на 436 резервный экипаж, где были зарезервированы три подводные лодки 615 проекта. Два года Кривин командовал этим экипажем. Был назначен на подводную лодку М298 и прослужил на ней пять лет. За эти годы лодка трижды признавалась лучшей в бригаде. На 615 проекте Виктор отслужил пять лет.

Охотник за Брежневым

Как-то в канун 9 мая к параду лодки были выстроены в кильватер вдоль Севастопольской бухты.

- Утром командир прибыл на лодку, дежурный докладывает о том, что все в порядке, нарушений нет, - вспоминает ветеран флота. - Личный состав строится на палубе. Ожидали прибытия Брежнева. Лодки за двое суток в бухте выстраиваются. Были случаи ухода матросов в самоволку. Раздевались, прыгали за борт и гребли к берегу. Ну а потом обратно таким же путем. Командирская интуиция подсказала проверить личный состав и в этот раз. На вахте внизу стоит один, второй посменно отдыхает. Все остальные должны быть на палубе. Проверили – одного нет. Боцман лично по отсекам прошел. Нет морячка и все тут. В центральном посту нет, в рубке нет, в отсеках нет. Но командир – материалист. Не мог матрос пропасть бесследно. Нашли его в надстройке. Спрятался он с фотоаппаратом. Хотел Брежнева сфотографировать!

Значительно позже, когда Кривин уже прощался с подводными лодками и уходил в штаб флота, особист бригады живший в Балаклаве по соседству на лестничной клетке, за рюмкой чая сказал, что знает о лодке все. Поспорили. Тут Кривин все и выложил. Особист за голову взялся: «Да неужели так могло быть?» Фотоаппарат на подводной лодке, как правило, был. Но помощник командира выдавал его матросам в увольнение. По возвращении на лодку фотоаппарат возвращается помощнику командира. Матрос фотоаппарат не вернул, за что и был «выпорот».

Добрейший адмирал

С удовольствием и часто вспоминает Кривин начало службы на Дальнем Востоке.  

- Я прибыл на лодку, - рассказывает Виктор Иванович. - Экипаж только с моря вернулся, обедать собрались. Доложил командиру о прибытии. Тот пригласил к столу. На столе графин стоит, как будто с компотом. Или с вином. Разлили по стаканам. Командир предложил тост за представление нового офицера. Все выпили. Я тоже… И тут слезы из глаз, дыхание сперло. В графине оказался слегка подкрашенный спирт! Но все сделали вид, что не заметили. А командир говорит: «Офицер он, видимо, неплохой. Но пить совершенно не может».

Потом уже в Балаклаве они встретились. Кривин в качестве командира лодки, а Владимир Герасимов – командира бригады. И говаривал не раз Герасимов: «Ну, Виктор, главное нам до адмиралов дожить». И он получил звание адмирала. И он же уже в этом звании дал рекомендацию Кривину на должность помощника оперативного по разведке. И все время своей службы Виктор Кривин уклонялся от участия в инспекциях подводных лодок в Балаклаве. А тут вдруг начальник разведки КЧФ контр-адмирал Чаадаев дает команду ехать в Балаклаву, посмотреть дивизию и бригады.

- Встречает меня Герасимов: «Ну, Виктор, садись!» и коньяк достает, - рассказывает Кривин. - Дежурному команду дает: «Все! Меня нет!» А я рвусь посмотреть дивизию. И добился своего. Походил, посмотрел, замечания сделал, за устранением проследил. Возвращаюсь к Герасимову: «Все нормально». «Ну, вот теперь садись и рассказывай, как у тебя дела»,- приглашает комдив.

По мнению Кривина, Герасимов был добрейшим, умнейшим, скромнейшим и самым человечным из всех адмиралов, с которыми его судьба сводила. Приятно было с ним служить. Как-то, подводя очередные итоги, проверяющий и говорит офицерам, что не дело жить в Севастополе, вдали от лодок. Нужно переселяться поближе. Герасимов возразил, что все офицеры укладываются в нормативы, прибывают по тревоге на лодку вовремя. Сам Кривин на «Москвиче 408» в экспортном исполнении (верх бежевый, низ вишневый) подбирал еще двух командиров и ехал в Балаклаву. В Балаклаве в 1961 году было всего три легковушки. «Победа» легендарного водолаза мичмана Каргаева, «Москвич» Кривина и трофейный «Опель». Так что машину командира лодки в Балаклаве знали все.

Жизнь на берегу

Брат Виктора Кривина Владимир дослужился до капитана первого ранга, был награжден орденом «Красной Звезды». Он занимался ядерным оружием, прослужил 38 лет на Дальнем Востоке. Получил квартиру под Москва и жил там. Сын Виктора – Валентин, тоже стал подводником. Мичманом служил на подводных аппаратах. Сейчас уже на пенсии.

После Балаклавы Виктор Кривин получил назначение на командный пункт Черноморского флота помощником оперативного дежурного по разведке. И прослужил он там 5 лет. Самыми запоминающимися для Виктора Кривина были учения в Средиземном море, где была пятая бригада. Разведчики отвечали и за Черное море, и за Средиземное, и за участок океана. Все собранные сведения разведка обрабатывала и направляла в штаб. Интенсивность работы во время учений была колоссальной. Сутками приходилось не покидать КП...

Уйдя на заслуженный отдых, Виктор Иванович свободное время проводил с семьей, занимался дачей. Это лучшие годы его жизни. Но дома не сиделось. Устроился на работу в СОМИС. Там была 899-я группа. В ней 13 лет отработал Виктор Кривин начальником кранового хозяйства.

На кителе своем среди прочих наград и медалей и Виктор Кривин особо ценит знак Командира подводной лодки. Он введен был в апреле месяце 1942 года. Его вручали командирам, сдавшим экзамен на самостоятельное управление подводной лодкой. Чуть позже такие знаки стали вручать старшим помощникам и помощникам командиров подводных лодок, сдавшим такой же экзамен. И некоторые командиры боевых частей пять, сдавшие экзамен, получили  такие знаки. В случае чрезвычайной ситуации они могли заменить командира лодки на его боевом посту.

- Знак командира вручался совершенно бесплатно, - говорит командир Кривин. Горько улыбается и добавляет. -  А вот юбилейную медаль к 100-летию подводных сил предлагали недавно за деньги купить. Слава Богу, спонсоры нашлись. Оплатили часть медалей…

Вспоминая годы службы, Виктор Кривин называет их нелегкими. Но служили тогда по вдохновению, по зову души. Помощником командира подводной лодки Кривина служил Юрий Георгиевич Пыхин, который в 1973 году получил звание Героя Советского Союза. С ним служил и Валентин Евгеньевич Соколов, получивший назначение командиром атомной подводной лодки, удостоенный в 1976 году Золотой Звезды Героя Советского Союза. Много орденоносцев вышло из балаклавской 27-й бригады лодок А615 проекта. Там начинал службу и капитан первого ранга, командир подводной лодки Алексей Иванович Лушников, ныне - председатель Совета ветеранов подводников Севастополя. Командиры наших лодок осваивали и атомные ракетоносцы, с честью служили, внося весомый вклад в обороноспособность Родины.

Справка «МК»

Виктор Кривин в селе Каширино Курганской обл. 2 июля 1928 г. В семье было пятеро детей. В 49-м поступил в Тихоокеанское Высшее Военно-морское училище и после его окончания  попал на подлодку «Ленинец» командиром минно-торпедной группы, потом - на Б-13 командиром БЧ. Продолжил службу на строящемся в Северодвинске атомоходе 611-го проекта.  После минно-торпедных офицерских классов в Ленинграде получил назначение в Севастополь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру