Как и почему симферопольский Дом кино превратился в рынок

Из здания – визитной карточки города, важнейшее из искусств ХХ века вытеснила торговля ширпотребом.

В симферопольском Доме кино давно не продают билеты на сеансы показов фильмов. На подступах к нему не встретить ни одной афиши. Зато реклама круглогодичной ярмарки висит на почетном месте. Какая связь между искусством и торговлей, с первого раза догадается не каждый. Но стоит переступить порог парадного входа, все вопросы отпадают… 

Из здания – визитной карточки города, важнейшее из искусств ХХ века вытеснила торговля ширпотребом.

Вместо просторного холла с зимним садом и галереей портретов любимых киноартистов гостей встречают рыночные ряды. Завидев «свежую кровь», точнее, новый кошелек, торговцы навяливают свой товар, величая всех без разбору панибратским прозвищем «девочки».

- Девочки, духи, девочки, украшения, - по мере продвижения к кабинету директора «девочкам» рвутся впарить и нижнее белье, и  норковую шубу.

Наконец, директорская дверь, надежно прикрытая рядами ширпотреба, стоит перед глазами, как лист перед травой. Стучим, надеясь на поворот в абсурдном сценарии, но получаем большой облом.  Сцена у двери сражает предсказуемостью: директора на месте нет

Ах, дайте городу эстета

Впрочем, было бы искренне жаль господина директора Дома кино, окажись он, как и положено чиновнику, на рабочем месте в разгар рабочего дня. Что можно ответить журналисту, когда он спрашивает крайне неприятные вещи. Куда подевалось кино? Почему в учреждении культуры торгуют портками и шлепанцами? Под каким соусом взимается рыночный сбор с торговцев и в какую казну он попадает?  Чем измеряются арендуемые площади – посадочными местами или обычными метрами ? Вопросов к директору у «МК в Крыму» накопилось немало. Ни за какие доходы от ярмарочного балагана отвечать на них никому не хочется. Видимо, и директор понимает всю тягостность своего служебного положения и под любым предлогом спешит покинуть стены кабинета. Даже вездесущие дамы – технички не посвящены в тонкости мудреного графика руководства. Или же им выдана четкая директива – мыть, молчать и наблюдать.

Что касается торгового люда, то он на чужаков, задающих вопросы, смотрит косо. Дело ясное: сравнительно недавно с карты Симферополя исчез стихийный рынок с обидным прозвищем «Козлятник». В минимально сжатый срок с улицы Козлова, где долгие годы бушевала барахолка, исчезли даже намеки на нее. На карте появилась чистая просторная пешеходная улица, по которой приятно пройти на высоких каблуках с приличным спутником под руку.

Что тогда говорить о ярмарке в Доме кино? Без сомнения торговцы каждое утро начинают с молитвы о том, чтобы среди столичных чиновников не появился эстет, знающий толк в хороших фильмах. Захочется такому служителю народа посетить с семейством, скажем, «Розовый зал», дабы убедиться, что корабль великого Феллини все еще плывет, а вместо корабля всплывут торговцы. «Девочки, носки, девочки, колготки, - благородное семейство государственного мужа испытает глубокое разочарование. И повторит тогда ярмарка из Дома кино маршрут небезызвестного «Козлятника». Заметим сразу, что подобный сценарий событий пришелся бы по вкусу многим горожанам, в чьих сердцах не угасла надежда на «хэппи энд» в реальной жизни.

Печальные моменты из переписки с чиновниками

А теперь вернемся к нашим вопросам, дополнив список очередным. Как действующее законодательство расценивает размещение торговых площадей на территории архитектурного памятника? Настоятельно просим соответствующие органы власти потрудиться и дать на него ответ. К большому сожалению,  получить какие – либо разъяснения в Министерстве культуры Крыма не удалось. Где – то в недрах его пресс – службы уже «отлеживается» список наших вопросов, способных пролить свет на действо, творящееся в Доме кино. По совершенно непонятным причинам с недавних времен процесс взаимосвязи журналистов и чиновников принял эпистолярный характер. Сложно, а зачастую, при отсутствии дружеских отношений, просто не возможно прийти с удостоверением в государственную инстанцию и пообщаться с чиновником в «живом» режиме. На смену блокноту и диктофону пришли официальные запросы в письменной форме, ответы на которые, очень часто, сражают своей некомпетентностью. Организаторы письменного диалога, отгородившись от назойливой прессы стеной бюрократизма, напрочь позабыли народную мудрость о том, что написанное пером не вырубить и топором. Что ж, зато у пишущих коллег появилась возможность коллекционировать «перлы». Опыт использования чиновничьих высказываний накоплен немалый. Настал черед цитатника из чиновничьих  «выписываний».

Момент мистики

Есть в судьбе тихо переведенного в статус крытого рынка Дома кино свой момент мистики. Казалось бы, открыть двери для зрителей 1 апреля – все одно, что начать жить со смехом на устах. Но смех в нашем случае вызывает мысли о клоуне с грустными глазами. Достаточно вспомнить, какую злую шутку сыграла судьба с архитектором Борисом Исаевым. Есть сведения, что в годы постсоветского безвременья этот талантливый человек был отброшен за черту бедности. Подняться со дна жизни Борису Исаеву помогла пожизненная Президентская стипендия, ставшая хорошим дополнением к званию Заслуженного архитектора АР . По совершенно необъяснимым причинам здание Дома кино обходили стороной какие бы то ни было ремонтные работы. Существует версия, что оба зрительных зала – «Голубой» и «Розовый» – никогда не знали капитального ремонта. Что касается фасада, то его жуткое состояние не раз становилось темой симферопольских газет. Реставрационные работы начались в начале 2000-х годов, но так и не переросли в капитальную реконструкцию. Видимо, не было повода вложить деньги в памятник архитектуры. Времена стояли, хоть и смутные, но, все же, мирные. Бомбы, как в грозные 40-е прошлого века, на наш город не падали.

Как бы там ни было, списывать резкую смену профиля Дома кино на отсутствие интереса зрителей не приходится. В конце концов, не стоят пустыми зрительные залы кинотеатров «Спартак» и « Шевченко». Их оборудовали современными системами звука и кинопроката, привели в надлежащий порядок – и зритель пошел на сеансы. Чем не повод задуматься и взять на вооружение? Конечно, куда проще использовать холл кинотеатра в качестве ярмарки, а зрительные залы сдавать в аренду под выставки полуживых змей и чахлых крокодилов. Автору этих строк выпало посетить одно из подобных зрелищ по просьбе малолетнего сына. Что сказать: ребенок сам захотел сбежать домой, не дойдя до последней клетки с несчастным животным.  

Отбрасывая в сторону суеверия и самодурство, хочется верить, новая жизнь, наконец, переступит порог Дома кино. По большому счету, для этого нужно не так уж много: желание. Желание вернуть родному городу то, что он потерял. Струйки очередей у билетных касс, звуки музыки в городском саду ночные огоньки фонарей. Все это было и осталось в памяти не только у жителей Симферополя. Так, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации режиссер Валерий Пендраковский на вопрос, помните ли вы Симферопольский Дом кино, не задумываясь ни минуты, ответил так: «Безусловно. Это визитная карточка Симферополя». На этой возвышенной ноте мы сделаем паузу. О точке в конце повествования речь пока не идет. Хочется верить, что у чиновников дойдут руки до решения накопившихся вопросов, и вещевой рынок «сделает ноги» из никак не предназначенного для него здания.

СПРАВКА «МК»

Дом кино, изначально кинотеатр «Симферополь», появился в планах еще до войны. План в 30-х годах представили московские архитекторы, но в его создании принял участие знаменитый житель Симферополя – Борис Исаев. Он известен тем, что писал картины, достоинства которых оценил Николай Самокиш, и получил диплом Ленинградского градостроительного института. В 1944 году в здание кинотеатра «Симферополь попала бомба. В конце 40-х годов фасад отреставрировали, выдержав стиль неоклассицизма. Деньги выделил «Облкинопрокат», в восстановительных работах участвовали многие городские предприятия. Первый сеанс состоялся 1 апреля 1956 года. В бытность Украины здание Дома кино было включено в государственный реестр архитектурных памятников Крыма.

 

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 16 сентября 2015

Заголовок в газете: Кино здесь больше не живет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру