В последние годы при Украине статистика возгораний в лесах Крыма ползла вниз и отчасти это было связано с тем, что некоторые пожары умышленно не регистрировали, чтобы не портить статистику. Теперь же по словам председателя Госкомитета по лесному и охотничьему хозяйству РК Василия Чебанова все работают по-честному. С главным лесным и охотничьим госинспектором республики мы поговорили о проблемах охраны лесов от огня, незаконной вырубки и переменах в самой лесоохотничьей отрасли полуострова после «крымской весны».
Уроки из пожаров в Хакасии должны вынести все
— Василий Анатольевич, противостоять возможным лесным пожарам готовы?
— А как же! Чтобы реагировать на возможные возгорания к ним нужно готовиться загодя, что мы и делаем каждый год уже с весны. Несмотря на то, что в конце мая за двое суток только в Симферополе выпала двухмесячная норма осадков, прогнозы синоптиков на предстоящее лето не дают повода расслабляться. Мы полагаем, что в лесах, особенно хвойных, установится звенящая жара. И ничего хорошего в пожарном отношении нам ждать не приходится.
Собственно, в этом году у нас уже было два возгорания. Один низовой пожар возник на площади 1 га в районе Партизанского участкового лесничества под Симферополем, где сельхозпроизводители запалили стерню, дабы не опахивать поле трактором и сэкономить на топливе. Второе возгорание произошло в Ялтинском горно-лесном природном заповеднике на Пасху. Тогда сгорело 50 соток лесной подстилки и было зафиксировано четыре (!) очага возгорания.
— То есть это не удар молнии или загорание, допустим, от осколка стекла, а какой-то, скажем так, хулиган спичками баловался?
— Отдыхающие увидели вдалеке подозрительного человека с канистрой, о котором они сообщили нам по телефону. Лесная охрана выехала на место пожара сразу, в первые часы огонь удалось локализовать, но, увы, поджигателя не поймали. Да, и такие деятели у нас бывают. Трудно сказать, повеселиться он хотел или где-то в психдиспансере стоит на учете. Хорошо, что люди не остаются в стороне и когда видят беду в лесу, сообщают куда следует и даже сами тушат мелкие возгорания. Должен отметить рост самосознания населения в вопросах сбережения леса, что не может не радовать: большинство понимает, что лес — это общее богатство и беречь его должен каждый.
— Знаем, в таких случаях лесники шутят: «На граждан надейся, а сам не плошай». Какими ресурсами нынче располагает Госкомлес для тушения пожаров?
— На уровне нашего комитета и МЧС Крыма утвержден сводный план действий при тушении лесных пожаров на территории Республики Крым. В случае чрезвычайных ситуаций он позволит всем службам оперативно и сообща реагировать на очаги возгорания.
Мы выполняем большой комплекс противопожарных мероприятий, так как любое возгорание легче, как известно, предупредить, чем ликвидировать. Чаще всего к лесным пожарам приводит человеческая беспечность, будь то непотушенный костер или брошенный окурок. Однако почти половина пожаров возникает по вине сельхозпроизводителей, которые палят стерню. Чтобы оградить лесные массивы от огня с полей, вокруг них делается опашка и создаются защитные минерализированные полосы. Приоритет дается участкам, где ранее не раз возникали возгорания. Этой весной проложено 307 километров новых минполос к ранее обустроенным 2650 км. Опашку надо проводить ежегодно, так как за год минполосу может засыпать листвой и хвоей. Тут мы идем по пути комбинирования: делаем одну полосу, потом после разрыва делаем вторую полосу, чтобы в случае возгорания огонь не перескочил дальше.
— Тем более, что есть недавние примеры бушевавших пожаров в Хакасии, где вероятной причиной называют несанкционированный пал травы…
— К сожалению, да. В Хакасии люди допустили определенную безалаберность. Там существовала такая культура земледелия, что леса вокруг населенных пунктов не опахивались. Хотя отмечу: свою роль сыграли также огромная скорость ветра и высота травы. Даже если минполоса шириной шесть метров, при таких неблагоприятных погодных условиях пламя легко перескочит и ее: верхняя часть травы обгорает и валом перекатывается. Тут хоть 20 метров полосу сделай – не преграда. Но уроки Хакасии нужно вынести всем: у них за два дня выгорело 90 тысяч гектаров леса, а половина лесного фонда Крыма. Мы себе не можем позволить такого масштабного бедствия. И если такая беда произошла с кем-то, это может произойти и у нас. Это как техника безопасности, написанная кровью. Если говорится «Не влезай — убьет!», значит, кого-то уже убило. Соответственно, если говорят не жечь стерню, значит не надо этого делать.
Кроме того, наши леса патрулируют лесная охрана и полиция. В местах, где часто происходили возгорания, а это пересечения туристических маршрутов, территории, где примыкают хвойные массивы, выставят 122 стационарных поста, на которых будут дежурить 350 сотрудников пожарно-химических станций, выполняющих функции пожаротушения и визуального контроля.
— При Украине существенный вклад в борьбу с лесными пожарами оказывала авиация. Летал лесопатрульный вертолет, при надобности привлекалась «вертушка» МИ-8 МЧС и самолет АН-32 давали военные. Кто закрывает воздушный фронт сейчас?
— По линии МЧС в районе Севастополя базируется вертолет К-32 с водосливным устройством. Два месяца назад в Ялтинском заповеднике у нас проходили совместные пожарные учения с его участием. В рамках плана совместных мероприятий он может быть задействован и сбрасывать делать забор почти пяти кубов воды. Еще есть пожарный самолет Бе-200, также проявивший себя во время учений очень эффективно. Авиатехникой управляют высококвалифицированные пилоты: я сам был приятно удивлен, видя, как они мастерски делали забор воды, заходили на тушение на предельно низких высотах и сбрасывали воду на площадь условного пожара.
— Чем, соответственно, представлены наземные силы?
— У нас имеется 322 человека лесной охраны, 144 пожарных бойца, 44 пожарных автомобиля, 10 пожарных модулей и две водовозки. Благодаря руководству республики мы получили оставшуюся в Крыму от Украины автотехнику со складов, передали ее некоторым подведомственным предприятиям для вывозки древесины. В основном это автомобили повышенной проходимости ГАЗ-66. Также получили передвижные водонакопительные емкости объемом восемь кубов, которые установили в проблемных участках: в случае пожара они пополнят запасы воды пожарных машин до подхода главных сил.
Борьбу с нарушениями начали с себя
— Расскажите, пожалуйста, как идет борьба с нелегальной вырубкой леса? Ведь лесорубы представляют собой не меньшую угрозу, чем огонь.
— Для начала следует пояснить о структурных изменениях в работе отрасли при переходе в правовое поле Российской Федерации. В любом деле наводить порядок нужно начиная с себя. Этот принцип распространяется и на лесозаготовку. Если крымские лесхозы раньше были субъектами хозяйственной деятельности и лесной охраной в одном лице, то сейчас полномочия разграничены. Сами понимаете: если человек сам рубит, и сам же контролирует — это неправильно. Лесхозы стали государственными автономными учреждениями, они ведут хозяйственную деятельность, рубки ухода, санитарные рубки, противопожарные мероприятия. Отдельно у нас появились государственные казенные предприятия — «Северо-западное объединенное лесничество» и «Юго-восточное объединенное лесничество», чьи работники занимаются охраной леса: осуществляют отвод лесосек, ведут контроль за правильностью ведения рубки и вывозом леса, борьбу с лесонарушителями, незаконным выпасом скота. Только они как выделенное подразделение лесной охраны имеют право составлять протоколы и привлекать нарушителей к административной ответственности.
— Вы хотите сказать, что внутри самой лесной отрасли Крыма стало больше порядка?
— У нас выстроена система контроля за заготовкой и упорядочена ценовая политика. Сейчас машина дров с нижнего склада задекларирована для всех субъектов хозяйствования в размере 7000 рублей. А раньше были случаи, когда предприниматели умудрялись выписывать по 60-70 машин на одно лицо! О чем это говорит, думаю, вы понимаете. Теперь же при любом отпуске древесины фиксируются данные о лице, выписывающем дрова и если кто будет уличен в особой частоте выписки дров – с ним будут разбираться фискальные органы.
Вновь-таки раньше лесхозы привлекали к заготовке дров частных предпринимателей, что было основной предпосылкой к разным серым схемам. Ведь человек, который «подряжался» на заготовку, не ставил перед собой задачу сохранить лес, а хотел как можно больше напилить и продать, в том числе ликвидный лес. Система контроля ослабла и обнажились серьезные проблемы. Когда мы вникли в них, я сразу ввел ряд новшеств жестким административным путем. Подведомственным предприятиям нашего комитета было четко сказано, что они могут привлечь предпринимателей на перевозку дров или какую-то технологическую операцию, но не более. Ведь когда одни и те же люди пилят, вывозят и реализовывают лес, это уже коррупционная составляющая. Из-за подобных схем в прошлом были потеряны определенные сегменты в работе. Например, рабочий транспорт наших госпредприятий под любым предлогом распродавали и списывали. Потому наша основная задача — полный технологический цикл только силами наших предприятий. В идеале здесь не должно быть вообще посторонних людей.
Что касается классического лесного браконьерства, то случаи незаконной вырубки, конечно, фиксируются, и если нарушителей удается поймать, как и прежде выписываются штрафы, считается нанесенный природе ущерб, материалы уходят в суд. Но и сами нелегалы-лесорубы начали понимать: в России работают законы и суды, и прежде чем пойти на нарушение они хорошо подумают: а стоит ли оно того? Руководство Крыма обращает особое внимание на эту проблему. Между нами и МВД также подписан план совместных действий. Машины, груженные дровами, проверяют на постах ДПС и в период лесозаготовок мы рекомендуем работникам наших учреждений дежурить вместе с работниками ГИБДД для проверки документов. Поверьте, если в одной части Крыма задерживают машину с дровами, слух проходит очень быстро.
Новые леса: не пиара ради, результата для
— Если где-то убывает, то где-то должно пребывать. Поговорим о посадках новых лесов. При Украине действовала государственная и региональная программы по созданию новых лесных насаждений. Крымские лесхозы высаживали по тысяче гектаров лесов в год. Правда, широкие круги не знали, что за этой цифрой скрывается много проблем. Киев требовал выполнения программы, но леса часто высаживались на землях, не имеющих госактов. Отсюда возникали многие правовые проблемы у самих лесхозов и даже заводились уголовные дела на лесников. Как стоит вопрос по высадке лесов в российском Крыму?
— Вряд ли кто-то будет отрицать, что антропогенная нагрузка на леса возрастает. Хоть в горах, хоть в городской черте, но количество лесных насаждений уменьшается. Безусловно, от программ посадки лесов и лесовосстановления как таковых мы не должны отказываться. Однако нужно более взвешенно подходить к некоторым вопросам и во всяком случае на данном этапе не гнаться за большими объемами работ, которые к тому же нужно сопровождать бюджетным финансированием. Важно просчитать не только где сажать новые деревья, в каком количестве, но и какие породы. (В одном из номеров «МК в Крыму» подробно разбирал тему массового усыхания сосны крымской — авт.).
Сейчас мы на пробных площадках высаживаем лиственные породы, более устойчивые к засухе, хотим посмотреть, какой будет приживаемость сеянцев. Мы не меньше других крымчан и гостей полуострова хотим, чтобы лес жил веками, а не по 35-50 лет, как это мы видим на примере гибели сосны крымской в лесопосадках, созданных искусственным путем. В общей цепочке сосна крымская, разумеется, имеет право на жизнь. В местах, где она является преобладающей и климатообразующей породой, сосна должна быть. Все туристы едут на ЮБК, чтобы подышать тем морским бризом, который утром дует с моря на горы, покрытые реликтовыми соснами, а вечером обратно — с гор к морю. Это сочетание и формирует тот целебный микроклимат, которым славится Южный берег Крыма. Не зря советская власть отправляла сюда людей с заболеваниями органов дыхания, в частности, с тяжелыми формами туберкулеза. И сосну крымскую стоит высаживать, но может быть не в тех масштабах, что раньше.
Фактически программа лесовосстановления в Крыму пока приостановлена. Как я уже говорил, одно дело посадить много сеянцев, попиариться на этом, а если они усохнут от засухи, списать их. Если спешить за отчетностью и иметь на выходе всего 10% приживаемости лесных культур, а потом делать сумасшедшее дополнение (высаживать на месте погибших сеянцев новые — авт.) это ж неправильно. Это уже не рациональное хозяйствование, а форма воровства денег. Другое дело — посадить лес и получить результат.
Так что план посадок будет выполняться, но с умом. Задач перед лесниками суммарно становится суммарно больше. Есть и другая насущная проблема — в Крыму фактически полностью загублены защитные лесополосы. А лесополосы в свою очередь это залог урожайности, они не дают суховеям уносить плодородный верхний слой почвы и тем самым уберегают сельхозполя. Мы готовы участвовать в восстановлении лесополос. В ближайшее время в правовом плане нужно проводить полную инвентаризацию лесополос, затем выкорчевку пней в местах, где они были вырублены, готовить почву, посадочный материал и только потом производить высадку новых деревьев. При этом просто высадить дерево мало — до шести лет за маленькими деревцами придется ухаживать. Потом, когда насаждения подрастут, их можно будет передавать на баланс сельхозпроизводителям.
История одного пожара
О том, что маленькая спичка может обернуться большой бедой, свидетельствует ряд страшных пожаров в Крыму, повлекших за собой не только гибель природы, но и человеческие жертвы. Один из наиболее резонансных трагических случаев произошел в августе 2007 года на территории Ялтинского заповедника. В том году дождь обходил ялтинский регион стороной несколько месяцев. Турист Сергей Носик из Харькова решил сэкономить на транспорте и взобраться на гору Ай-Петри пешком, уверовав в свои навыки, когда-то полученные в альпинистском клубе. Без снаряжения он стал взбираться на южный склон Ай-Петри, но заблудился. Когда стало смеркаться, спуститься вниз самостоятельно горе-альпинист уже не смог. Запросив помощи у спасателей, для обозначения своего местонахождения горе-скалолаз не придумал ничего умнее, как разжечь сигнальный костер. Горящие головешки с горы полетели упали на уплотненную хвою заповедного леса. Огонь мигом перекинулся на реликтовые корабельные сосны. Подоспевшие спасатели сняли харьковчанина со скалы, но «красный петух» только начал свой зловещий танец.
Кульминация буйства огня была плачевной. Огонь охватил тысячу гектаров заповедного леса, полностью выгорело свыше 300 га. Нанесенный одним человеком ущерб составил 100 миллионов гривен, был уничтожен пожарный инвентарь и дотла сгорел служебный автомобиль. С тех пор с высоты птичьего полета место горельника являет собой огромное ржавое пятно на зеленом одеянии. Но главной потерей были люди: в борьбе с огнем погибли лесничий Ялтинского заповедника Владимир Тареев с женой Ларисой. Они до последнего пытались сдержать натиск огня и не допустить его на границу своего Оползневского лесничества. К несчастью, порывы ветра усилились и начался т.н. «верховой» пожар, при котором огонь способен перекидываться по кронам деревьев со скоростью свыше 60 км/час. Поняв, что дело плохо, супруги Тареевы вместе с другими лесниками прыгнули в служебную «Ниву». Но из-за плохой видимости и сильной задымленности они проскочили нужный поворот. В условиях верхового огня, когда теряются ориентиры и в считанные минуты улетучивается кислород, люди выскочили из машины. Лесникам удалось выбраться из смертельной ловушки, но Тареевы оказались прижаты огнем к скале. Погибших при исполнении служебного долга их нашли утром. В память о супругах Тареевых на территории заповедника коллеги установили памятник.
МК Между тем
Диких животных стало больше
По мнению главного лесника республики после воссоединения Крыма с Россией перспективы развития появились и в охотничьей отрасли. Учет диких животных, проведенный на всей территории их места обитания, показал рост популяции охотничьих видов. Василий Чебанов говорит: в этом году для того, чтобы сохранить численность животных на определенных территориях, охотоведы создали ряд биополей — специальных площадок в лесу, где выращивается корм для диких животных.
— Для крымских охотников один из наиболее желанных трофеев – дикий кабан. Если создать нормальные условия для его обитания, то за три года мы можем удвоить поголовье кабана с помощью тех же кормовых площадок или полувольного содержания, — поясняет Василий Анатольевич. — Вопрос питания важен: самки кабана чутко реагируют на эти вещи в плане размножения. Если корма не хватает, приплод составить одного или двух поросят. А при хорошей кормовой базе самка может привести пять-шесть, а то и девять поросят.
По словам Чебанова «царские охоты в Крыму», когда сильные мира сего били дичь без разбору на охраняемых заповедных территориях, ушли в прошлое.
— Высокопоставленные лица и власть имущие у нас, как правило, не гонятся за трофеями. То есть это не самоцель, а скорее форма отдыха. Для большинства охотников независимо от статуса и должности важно само общение. Собираются, к примеру, 10 человек, и рассказывают друг другу байки у костра. Как форму заготовки мяса или мехов охоту можно рассматривать, пожалуй, в условиях Крайнего Севера, но не у нас. Если там добывать зверя необходимо для выживания, то в Крыму охота это недешевое удовольствие.
Туристам на заметку
В горно-лесной зоне Крыма предприятиями Госкомлеса и другими землепользователями оборудовано 84 туристических стоянки. Также в крымских горах насчитывается 193 туристических маршрута и 26 мест массового отдыха. Стоит отметить, что на 27 объектах природно-заповедного фонда Крыма в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» с посетителей взимают плату от 50 до 300 рублей. Среди них — заказники «Новый свет», «Хапхальский», «Большой каньон Крыма», «Урочище Демерджи» и др.
Названия всех объектов, список платных объектов показа и GPS-координаты турстоянок можно найти на официальном сайте Госкомлеса РК.
Фото автора