Территория детства: история создания Детского парка в Симферополе

19 мая 1958 года в Симферополе состоялось торжественное открытие Детского парка

Это место в Симферополе хорошо знакомо и детям, и взрослым. Все мы родом из Детства. Одни только набирают запас ярких эмоциональных впечатлений, другие уже с ностальгией вспоминают свои счастливые мгновения в этом парке – аттракционы, мороженое, тир... История этой территории относительно коротка – всего-то 57 лет, а вот ее предыстория берет свое начало в далеком прошлом, и не менее интересна.

Сад легенд

Вдоль берегов Салгира тянулся когда-то древний дубовый лес. В конце XVIII века с возникновением Симферополя – нового центра Таврической области – лес стал постепенно уступать место людям. В начале XIX века земельный участок между современными улицами Ленинградской и Шмидта приобрел российский подданный из французских дворян профессор химии Феликс Антонович Дессер. Он выкорчевал вековые деревья и разбил на их месте большой фруктовый сад. И, возможно, в память о древнем лесе сохранил он два дуба. Самый старый из них – 700-летний великан, знаменитый «Богатырь Тавриды» в 1972 году был объявлен памятником природы. В конце XIX века наследники Дессера продали сад симферопольскому промышленнику Петру Семеновичу Щербине – гласному симферопольской думы и члену попечительского комитета сиротского дома Фабра. После революции фруктовый сад площадью 13 гектаров был национализирован и передан симферопольскому филиалу Никитского ботанического сада, а в начале 1957 года Крымской областной станции юных натуралистов. К 36-летию пионерской организации в 1965 году городские власти решили сделать симферопольской детворе подарок – устроить на территории фруктового сада пионерский парк. Он стал вторым в мире после Тегеранского детским фруктовым парком.

По словам заслуженного архитектора Крыма, архитектор Детского парка в 1956-1958 гг. Ефима Крикуна, парк строили очень быстро и это было событие общегородского масштаба.

- В горсовете поделили объекты парка на строительные организации, которые были в то время в городе, - вспоминает Ефим Васильевич. - Строительство начали с разбивки аллей. Первой была главная аллея. Она была не такая нарядная, как сейчас, потому что был фруктовый сад слева и справа. Надо было выбирать междурядья, чтобы не уничтожать черешню, которая в то время уже начинала плодоносить. Сейчас это всё уже другое, а тогда дорожки были посыпаны песком, считалось, что асфальт вреден детям, а лучше всего щебёночно-песчаное покрытие. От этой первой главной аллеи сохранились фонари, а все остальное там уже новое.

Но не только фонари центральной аллеи остались прежними с тех пор, как в мае 1958 года Детский парк впервые открылся для симферопольских ребят. Неизменной осталась и его ограда со стороны улицы Шмидта – знаменитая чугунная решетка разрушенного в сентябре 1930 года Александро-Невского кафедрального собора.

В раскидистых ветвях «Богатыря Тавриды» хранится не одна легенда. Самая известная из них связана с приездом в Симферополь Александра Сергеевича Пушкина - в сентябре 1820 года. Он несколько дней жил в доме Дессера на улице Мюльгаузеновской (ныне это улица Киевская) вблизи фруктового сада. Возможно, во время своих прогулок вдоль берегов Салгира он отдыхал возле этого могучего дуба, и именно здесь к нему пришли знаменитые строки поэмы «Руслан и Людмила»: «У Лукоморья дуб зелёный. Златая цепь на дубе том…».

Когда-то давно эти строки читали нам наши родители. А потом мы читали их нашим детям и внукам. И приводили их в этот волшебный уголок Детского парка на встречу с пушкинской сказкой.

Создатели сказки

Более полувека в Детском парке находятся сказочные персонажи вокруг дуба. Но сегодня мало кто знает имена их создателей – тех, кто вложил в эти скульптуры частицу своей души.

В 50-60-е годы имя Сергея Карниколы было хорошо известно симферопольским театралам. В то время в русский драматический театр ходили специально на Карниколу. Талантливый комедийный и драматический актёр он сыграл десятки ролей в пьесах Шекспира и Антакольского, Лопе де Вега и Фурманова, Чехова и Погодина. Царевич Федор в «Борисе Годунове», Петька в Чапаеве, Урбино в «Благочестивой Марте», Руже в «Хищнице» и многие другие.

Участник Великой Отечественной войны, Заслуженный артист УССР Сергей Иванович Карникола отдал театру более 50 лет своей жизни не только как актер, но и как театральный художник и декоратор. В 1957 году именно он стал автором первого эскизного проекта Уголка сказок в Детском парке.

Создание пушкинского уголка было поручено творческой группе скульпторов художественного фонда. Все они в разные годы окончили симферопольское художественное училище им. Самокиша, были членами Союза художников УССР.

Автор Черномора и витязей Степан Семенович Карташов был одним из старейших симферопольских скульпторов. Еще до войны он окончил художественную студию, которой руководил Николай Самокиш.

Печальную царевну и Серого волка вылепила Нита Дмитриевна Солощенко, выпускница Ленинградского высшего художественного промышленного училища им. В. И. Мухиной.

А в кроне дуба летели на ковре-самолете Иван-царевич и Марья-искусница. Всего пару лет гостили они в нашем «Уголке сказок» и, говорят, были очень красивы. Создал их скульптор Николай Антонович Бедниченко. После окончания Ленинградской Академии художеств им. Репина он преподавал в художественном училище им. Самокиша, а в середине 50-х годов был его директором. Иван да Марья сидели в ветвях дуба до 1966 года. К сожалению, они были сделаны из недолговечного папье-маше.

Когда-то Владимира Илларионовича Спичака, преподавателя художественного училища им. Самокиша называли «мастером нечистой силы»: Свирепая Баба Яга и добродушный Леший (20) – это творение его рук.

Конечно, эта нечисть не позировала лично автору, а вот у другого персонажа сказочного уголка есть реальный прототип... Знаменитая голова сказочного великана. Помните, как в детстве мы пытались подергать живописные усы и пощекотать в могучем носу? Кстати, первые усы и борода нашей головы были сплетены из веревок и канатов. Эту богатырскую голову создал прямо на поляне известный симферопольский скульптор Владимир Иванович Солощенко.

Творческой работой в Уголке сказок руководил Заслуженный художник Украины Леонид Семенович Смерчинский, автор статуи Руслана. Он учился у Николая Самокиша, затем окончил Ленинградскую Академию художеств им. Репина. Воевал, дошел до Берлина, расписался на Рейхстаге. И на всю жизнь сохранил память о войне.

Ему, как рассказывает скульптор Инна Смерчинская, образ Руслана был очень близок, как героя, мощного, отважного.

- Он воевал много, погибали его товарищи, и он говорило – мой долг передать в скульптуре образы этих людей, - говорит Инна Александровна. - А Руслан тоже герой. Работал он очень уверенно, быстро и увлечённо, с утра до ночи. Его нужно было вытягивать из мастерской, чтобы он не переутомлялся. Руслана на коне Леонид Семенович выполнил в своей мастерской у нас дома. Мастерская у нас большая, но скульптура Руслана на коне была настолько велика, что не помещалась в мастерской и хвост пришлось лепить уже на месте, прямо в парке. Он его лепил из бетона с крошкой, как из глины.

Прототип Руслана

Своего Руслана Леонид Семенович лепил с реального человека – нашего земляка, известного в то время тяжелоатлета Ивана Гавриловича Мальцева. Его после войны называли Левшой, подковавшим штангу. Богатырь Иван Мальцев был 11-кратным рекордсменом мира, 19-кратным чемпионом СССР, его мировой рекорд, установленный в 1949 году – 114 кг левой рукой – до сих пор еще никто не повторил!

- Иван Гаврилович был похож на былинного героя – был крепкий, сильный, могучий блондин с голубыми глазами, - рассказывает мастер спорта, заслуженный тренер Украины Яков Давыдович Раскин. - Он прожил тяжелую жизнь: участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен, сумел восстановиться. Это был замечательный человек, большой души, человек, достойный уважения. В 40-50-е годы тяжелая атлетика была очень популярна и у нас в Крыму, и в целом по Союзу.. Советские атлеты были чемпионами мира, Европы, олимпийских игр. А в Крыму была прекрасная тяжелоатлетическая дружина, возглавлял которую Мальцев. Иван Гаврилович был замечательный спортсмен, он только за один 1949 год установил 7 мировых рекордов! Отличный тренер и прекрасный человек – добрый, порядочный, он любил тяжелую атлетику, любил ребят, которые тренировались у него.

По словам скульптора художественного фонда 1954–1992 гг. Нины Котолуповой, не обошлось без нареканий по поводу того, что Русалка обнаженная

- Но, ведь, Русалка – это дитя природы, богатство Ундины – волосы, - говорит Нина Петровна. - Поэтому я старалась сделать наиболее богатый образ, похожий на драгоценные образы Врубеля. В течение многих лет я реставрировала «Уголок сказок» не потому, что это была работа, а потому, что я, да и мы все очень любили этот «Уголок сказок» и старались его подольше сохранить. Создавая «Уголок сказок», мы вложили в него всю душу, как будто воссоздавали то время, те сказки.

Скульпторы, создавшие пушкинских героев, оставили свой след в крымском монументальном искусстве не только благодаря «Уголку сказок». В Симферополе в районе аэропорта «Заводское» стоит памятник воинам-освободителям работы Степана Карташова. Одна из скульптур Владимира Спичака украшает вестибюль кинотеатра им. Шевченко. В сквере возле разрушенного кинотеатра «Мир» установлен памятник крымским подпольщикам работы Владимира и Ниты Солощенко. В Севастополе есть памятник участникам восстания 1905 года. Его автор – Николай Бедниченко. В Крыму есть много известных памятников работы Леонида Семеновича Смерчинского. Он автор барельефа Кутузова на знаменитом Кутузовском фонтане, бюстов адмирала Нахимова, вице-адмирала Панфилова и хирурга Пирогова на здании севастопольской Панорамы, памятника «Подвиг пяти» на Сапун-горе, а также соавтор мемориального комплекса «Жертвам фашизма» в селе Дубки.

Администрации Симферополя стоило бы почтить память создателей Детского парка и установить мемориальные доски с именами архитекторов, скульпторов, художников – создателей Детского парка.

За наше счастливое детство...

С момента открытия Детского парка в мае 1958 года еще не все задуманное было воплощено в жизнь. Аллея пионеров-героев была создана при закладке парка, но бюсты юных героев появились тут позднее, в начале 60-х. В 1961 году в парке было построено здание детской обсерватории с телескопом. Здесь работали юные астрономы из СОЛА – симферопольского общества любителей астрономии, созданного еще в 1949 году. Более 50 лет бессменным руководителем СОЛА был Василий Васильевич Мартыненко. СОЛА входило в состав Малой Академии наук Крыма «Искатель».

Среди множества развлечений для детворы создатели Детского парка задумали и детскую железную дорогу – настоящую узкоколейку с паровозом, пассажирскими вагонами, кондуктором и железнодорожными билетами. Начинаться она должна была на площадке возле колеса обозрения.

- Она должна была пройти по трем сторонам – по улицам Шмидта и Киевской и завернуть по проспекту Кирова, - уточняет архитектор Детского парка Ефим Крикун. - Должны были быть несколько остановок: аттракционы, Аллея героев, площадка общественных игр, тихие игры.

Железную дорогу тогда так и не построили, а на ее месте в 1979 году был организован Уголок безопасности движения. Его создателем был майор милиции в отставке Владимир Иванович Сериков. Был в Детском парке и павильон «Аквариум».

- Когда мы проектировали этот парк, мы не забывали о том, что здесь дети должны познавать то, что в школе не преподают, чтоб было в парке больше познавательного, - рассказывает Ефим Васильевич. - К примеру, когда мы делали аквариум, то хотели, чтоб не только внутри, где будут разные рыбки, черепахи и другие водоплавающие, но хотелось, чтобы и на фасаде это было отражено. Карниз наверху был сделан в виде волн, а под карнизом коньки морские. Произошёл такой курьёз. Я запроектировал и дал шаблоны настоящих морских коньков. Когда я пошёл посмотреть вылепленные скульптуры у лепщика, а он уже заканчивал работу, я увидел не коньки, а лошадиные морды. Я удивился, возмутился, сказал, что надо переделать, возник спор. В конце концов, я согласился с его доводами, пожалел его работу, и их так и поставили.

В павильоне тихих игр парка раньше была библиотека, и собирались юные шахматисты. В 50-60-е годы в стране был настоящий шахматный бум. Это было время Михаила Ботвинника и Василия Смыслова, Тиграна Петросяна и Михаила Таля, Бориса Спасского и Виктора Корчного. Тогда в шахматы играли везде – в поездах и самолётах, на пляжах и в кафе и, конечно, в многочисленных шахматных секциях. Во Дворце пионеров юных шахматистов в то время тренировал Анатолий Иванович Чернов. Он был студентом медицинского института, а окончив его, стал врачом отоларингологом.

- Мои ученики были талантливыми ребятами, - рассказывает Анатолий Иванович. - Один из них – Леонид Чуманский, стал врачом, кандидатом медицинских наук. Другой ученик, Саша Бангиев, стал мастером спорта, работает в Германии, тренирует лучших шахматистов этой страны. Многие стали врачами, учителями. Я очень рад за них. Конец 50-х – время расцвета шахмат. К нам в Крым приезжали великие шахматисты. С чемпионом мира Михаилом Талем мы встречались в городском парке. Сеанс проходил поздно, до 2-х часов ночи и закончился со счетом 22:11 в пользу Таля. Это очень почетно, так как это все же чемпион мира! Эта игра произвела очень сильное впечатление, и шахматы у нас больше расцвели в связи с приездом великих шахматистов. Детский парк для меня – воспоминания молодости. Тогда мне было 22 года, и время было очень хорошее и интересное.

Крым славится не только виноградниками, но и садами. Сначала в классе, а потом и в саду Детского парка юные натуралисты овладевали мастерством садоводов. Участки просторного сада были разделены между всеми школами города. 4 тысячи фруктовых деревьев - отличное живое пособие. И уже с первых лет существования парка юные садоводы собрали около 8 тонн персиков, абрикосов, слив. А цветы? С весны до глубоко осени они украшают клумбы парка.

22 апреля 1970 года в Детском парке состоялось торжественное открытие нового Дворца пионеров. Оно было приурочено к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. До этого областной Дворец пионеров и школьников находился по ул. Гоголя, 26 в старом каменном здании. Новый Дворец пионеров стал центром детского творчества. Туда перекочевали многочисленные кружки и секции Детского парка: юные актёры и декламаторы, фотографы и краеведы, автолюбители и планеристы.

За Аллеей героев находился мичуринский домик. В нем до 1970 года работал кружок юных садоводов. А на втором этаже была студия изобразительного творчества. Вел ее педагог Владимир Алексеевич Сутормин.

- С ним было интересно заниматься, - вспоминает заслуженный художник Крыма Татьяна Шевченко. - На своих уроках он заряжал нас особой творческой энергией. Мы многому научились у него. Трудно даже представить себе нашу крымскую художественную школу без его учеников. Среди учеников Владимира Алексеевича могу назвать скульптора Виктора Гордеева, автора памятника Суворову за гостиницей «Украина», художник Александр Шуринов, Сергей Поляков. Я помню, как Владимир Алексеевич, сидя за столом, брал наши дневники и ставил отметки. У него был особый рисунок отметки «5»: пять, пять, пять, пять… как утята шли. Это был серьезный учебный процесс, который не отличался от школьного. Работы своих учеников он посылал на выставки, мы занимали призовые места на международных выставках. Я помню, выставки были в Чехословакии, в Германии, в Москве. Он не был большим художником, но он был классным преподавателем. Классный преподаватель – это не просто профессия, не просто призвание. Это – миссия. Человек пришел на землю с этой миссией.

Особенно весело было в Детском парке в выходной день. Проводились, например, соревнования среди чемпионов городских детских садов на 3-колесных велосипедах. За победу в спортивных состязаниях нам дарили блестящие кубки, машинки и резиновые мячики. А в кинотеатре «Смена» шли детские фильмы и сказки. На летней эстраде выступали танцевальные кружки.

Шли годы… Парк менялся… На смену персикам, абрикосам, черешням, яблоням приходили кедры, акации, клены, каштаны. Сейчас в парке осталось лишь несколько фруктовых старожилов. Пока существовал старый вход в парк, его ворота закрывались на ночь. Вечером по аллеям ходили сторожа и звонили в колокольчики, выпроваживая запоздалых посетителей. Утром подметали дорожки и готовились к приходу детворы. В начале 80-х ворота сняли. Сторожа исчезли, и парк постепенно стал утрачивать былую популярность. В августе 1989 года симферопольский горисполком принял решение о реконструкции Детского парка.

- В 1986 году был проведен конкурс на реконструкцию Детского парка, и по результатам конкурса был создан творческий авторский коллектив, - поясняет главный архитектор архитектурно-планировочной мастерской КрымНИИпрект в 1985-1989 гг. Игорь Ивашин. - Мне посчастливилось его возглавить. Мы выпустили авторский проект генерального плана парка. Главной идеей парка была идея создания детской страны, детского мира, в котором осуществляются все фантазии ребенка.

По проекту Детский парк превращался в сказочную страну Фантаврию. Там должны были появиться планетарий, новая библиотека, уголок компьютерных игр, летняя эстрада, а еще уютное детское кафе с милым названием «Парасолька».

- Каждый из нас в глубине души ребенок, - говорит Игорь Ивашин. - Кроме того, у каждого из нас были свои дети, и мы хотели для них создать такую чудесную страну. К сожалению, экономические причины не дали реализоваться нашей мечте, все остановилось. Мечта осталась, и мы готовы в любую минуту снова возобновить работу, живем надеждой, что этот процесс продолжится, и мы эту страну Фантаврию реализуем.

И все же, часть этого большого проекта осуществить удалось. С 1990 года центральный вход в парк украшают разноцветные мозаичные буквы и бронзовая девочка на шаре симферопольского скульптора Виктора Гордеева. В середине 90-х был реставрирован и «Уголок сказок».

- В конце 80-х годов Детский парк действительно нуждался в реконструкции, особенно «Поляна сказок», - рассказывает заместитель директора парка по учебно-воспитательной работе Наталья Пермякова. - Она была в плачевном состоянии. Но говорить о том, что весь парк был в запустении нельзя. В разные годы у нас работали энтузиасты, например, Владимир Савельевич Могильников, который был директором парка с кона 60-х и в 70-е годы. При нем начал реконструироваться зооуголок, увеличивались вольеры. Была высажены кедры на аллее пионеров-героев. На центральной аллее был великолепный розарий…

Детский парк... Территория детства... Проходят годы, и от детства у нас остаются лишь пожелтевшие фотографии, да поседевшие друзья – подруги, в которых с трудом узнаёшь тех, с кем когда-то ходил в детский сад, сидел за одной партой, гулял по этим аллеям.

Сегодня трудно подсчитать, сколько ребят прошло через ворота, калитки и, конечно, перелезло через заборы парка. Сколько юных голов вскружено на его качелях и каруселях. Сколько конфет, печенья и орехов скормлено зверушкам в зооуголке. Но всё так же приходят сюда юные симферопольцы, с мамами, папами, бабушками и дедушками. И, по-прежнему, живёт здесь сказка. «И кот учёный всё ходит по цепи кругом…».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру