Тайна одного из самых удивительных памятников на полуострове

Сталинский динозавр по среди крымской степи вызвал огромный интерес у туристов и местных жителей

Маленький курортный городок Саки по числу уникальных достопримечательностей может дать фору многим мегаполисам. И местные жители в рейтинге своих предпочтений, упоминая уникальное соленое озеро с лечебными грязями, водную обсерваторию профессора Головкинского, храм Святого Ильи, мечеть «Янъы Джами» или единственный в мире музей истории грязелечения, самой любимой достопримечательностью называют памятник Бронтику. Так ласково горожане называют скульптурную композицию «Борьба бронтозавра с цератозаврами».

Познакомиться поближе с Бронтиком можно на территории Курортного парка, недалеко от корпусов санаториев им. Бурденко и «Саки». Напротив памятника, рядом с озером, где находились старые соляные промыслы (деревянные сваи стоят в воде до сих пор) — здание бювета минеральной воды, которая подается там прямо из скважины. Но все курортно-исторические подробности остаются лишь фоном, когда впервые видишь фигуру исполина юрского периода. Впечатляют и размеры, и идея композиции, и местоположение в пространстве – по сути среди сакских степей. Вполне вероятно, что это первый в мире памятник динозаврам и появился он в суровые сталинские годы, что только придает загадочности его происхождению.

В начале 30-х по всей стране широким фронтом устанавливали памятники вождям, пролетариату и крестьянам, а также безымянным девушкам с книгами и веслами. И тут вдруг — бронтозавр! Публике он был представлен в 1932 году. Два года спустя о памятнике упомянул в своем путеводителе по сакскому курорту геолог и краевед, профессор Алексей Дзенс-Литовский: «В новом пруде за 1-м санаторием в живописной группе представлен бронтозавр с нападающими на него ихтиозаврами - морскими ящерами». Но автор этого произведения Сергей Лихошерстов — крымский художник и скульптор под мелкими хищниками подразумевал цератозавров, как и указано в названии скульптурной композиции.

Исполин из ксилолита

По словам директора историко-краеведческого музея в Саках Марины Задорожной, в создании памятника Лихошерстову помогал местный парковый смотритель Константин Водзинский:

- Известно, что Водзинский, не являясь профессиональным художником, занимался этим по собственной инициативе. Ему было просто интересно помогать. Он рассказывал, что Лихошерстову поначалу дали задание — соорудить памятник «Рабочий на постаменте». Что он и сделал быстро, а потом взялся за воплощение своей собственной идеи с этим ящером, которую ему удалось реализовать вроде бы без официальных разрешений.

В своей книге «Исцеление на курорте Саки» историк и краевед Людмила Юдина уточняет, что изваяние было выполнено из ксилолита - древесных опилок, смешанных с магнезиальным цементом, который тогда выпускал Сакский химзавод. Эта пластическая смесь при добавлении раствора хлорида магния быстро превращалась в белую твердую, но в то же время легко полируемую массу.

«Эту смесь придумал сам Лихошерстов, - в своих воспоминаниях рассказывал сын Водзинского – Виктор Константинович. – Мне было тогда шесть лет, но я помню, что он часто приезжал к нам. Они с отцом рассматривали эскизы и макеты. Предполагалось делать скульптуру из ксилолита. У нас в семье хранился медвежонок, сделанный из того же материала. Помню, когда Сергей Александрович его принес, то с размаху бросил на пол, я испугался, думая, что он разобьется, а медведю все нипочем. До войны в Саках стояла еще одна скульптура Лихошерстова - «Рабочий на постаменте», находившаяся недалеко от грязелечебницы».

Лихошерстов и Водзинский вместе с рабочими курортного парка спешили воплотить свою идею, иногда работая даже по ночам, при свете факелов и фонарей.

- Они очень хотели поскорее закончить памятник, - говорит хранитель фонда музея Анастасия Хорошутина. - Видимо, боялись, что запретят. Возможно, по этой же причине он не поставил его в Евпатории. Вообще, достоверно никто не знает, почему «Бронтозавр» стоит именно в Саках и зачем он был возведен. Есть только догадки.

Сотрудники краеведческого музея иронизируют по этому поводу:

- В то время ставили памятники так сказать, партийным монстрам — Ленину, Сталину. И в это же время появился огромный ящер. Может, автор неспроста выбрал именно бронтозавра, а хотел что-то этим сказать? За это он мог и пострадать!

Находка с впечатлением

Но, кроме шуток, конечно же, есть и серьезная версия.

- Незадолго до появления памятника был сильный шторм, который разрушил берег Николаевки. И там вымылись останки доисторических животных. Когда приехали ученые, они собрали все кости, которые к тому времени уже растащили по домам местные жители. По ним специалисты определили, что это мамонты. И так как Саки был более или менее цивилизованный населенный пункт, то было решено провести лекцию, — поясняет директор музея. — Из нее народ впервые и узнал о ящерах, мамонтах и всех тех, кто раньше населял нашу планету. Представляете, какое впечатление это произвело на людей, которые кроме песен по радио ничего не слышали? Возможно, это и вдохновило Лихошерстова на создание подобной скульптуры.

Крымская писательница, поэт и краевед Галина Печаткина в своих воспоминаниях размышляла на эту тему: «Что руководило авторами проекта, осталось тайной. Во всем этом видится что-то загадочное и символичное. Почему человек такой мирной профессии, как садовник, заболел идеей создать монументальное произведение и воплотить свои мечты и видения? Может быть, извечное: борьба добра и зла, беззащитности и агрессии? Раздумывая над этой загадкой, я даже предположила, что при осушении озера под застройку или когда перекапывали землю, были обнаружены части скелета древнего животного. Ведь соленая вода, а тем более рапа, долго сохраняет предметы. И почему садовник и скульптор так спешили, создавая свою композицию? Боялись, что им запретят возводить столь безыдейную скульптуру? Или дело в материале, из которого она создавалась? И как уцелел «Бронтик» во время войны?»

«Бронтик» действительно чудом уцелел во время фашистской оккупации – его лишь слегка зацепило осколками, в отличии от другого памятника Лихошерстова, который был немцами взорван.

Бетонный реализм

Из письма друга скульптора – Николая Сикорского к первому директору Сакского краеведческого музея Анне Федоровне Косовской, написанному в 1973 году (хранится в музейном фонде), известно, что Сергей Александрович родился в 1894 году в Евпатории. Он окончил университет - естественник по образованию, был изобретателем, при этом писал сценарии, делал объемные макеты из папье-маше в Евпаторийском краеведческом музее, где с 1925 года он работал научным сотрудником; увлекался лепкой скульптур и барельефов. Умер в 40-м, в Севастополе. На старом евпаторийском кладбище найдены могилы его отца и деда.

Спустя полвека после установки - в 1982 году по инициативе главврача объединения санаторно-курортных учреждений А.Н. Пилецкого было решено провести реставрацию скульптурной композиции. Работа была поручена мастерам Крымского художественного комбината ваятелю Нине Петровой и чеканщикам Черкасову и Шевчуку, которые, немного подправив пропорции, изготовили динозавров из бетона, "одев" их в кованую медь. Таким он сейчас и предстает перед нами в центре декоративного пруда в курортном парке. Об этом Нина Петровна рассказывала: «Прежде чем приступить к реставрации, мы тщательно изучили имеющуюся литературу, где даны описания бронтозавров, ознакомились с фотографиями и материалами, имеющимися в местном музее. Было решено, сохранив в основном прежнюю композицию, в деталях несколько изменить ее с целью максимального приближения к натуре».

- К тому времени у бронтозавра были сильно повреждены хвост, голова и бок, - говорит директор музея Марина Задорожная. – Симферопольцы во главе с Петровой вернули скульптурную композицию к жизни, сделав ее реалистичнее. До этого фигуры из ксилолита красили каждый год - как сейчас помню, к Пасхе краску обновляли. И бронтозавр был ярко-зеленого цвета, а на шее красная полоска — стекающая кровь.

И сегодня «Бронтик», которому перевалило за 80 лет, остается главным символом города и продолжает радовать жителей и гостей города-курорта.

Справка «МК» 

Памятник динозаврам в черноморском городе-курорте Саки появился 70 лет назад, но на официальном гербе изображение бронтозавра появилось относительно недавно. На сегодняшний день ни один из европейских городов не может похвастать тем, что среди его символов есть исполин мезозойской эры – самое большое из известных обитателей Земли. Мифических драконов на гербах много, но бронтозавр — только у крымчан. Официальный герб города Саки с изображением динозавр на геральдическом щите, был утвержден решением горсовета от 29 апреля 2005 года. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру