Крым заполонят яхты

Развитие яхтинга в Крыму может существенно пополнять казну полуострова

29.07.2014 в 13:17, просмотров: 6307

Крымчане, как представители российских субъектов федерации, впервые принимали участие в Международном форуме «Морской туризм». Как пояснил вице-президент Ассоциации подводной деятельности Крыма и Севастополя Игорь Тамойкин, в Санкт-Петербурге собралось более 300 представителей федеральной и региональной власти, круизного бизнес-сообщества, профессиональных союзов и коммерческих организаций, представлявших 40 регионов России и 6 иностранных государств.

Крым заполонят яхты

Основная цель форума – поиск новых путей развития морского и речного туризма в нашей стране. Вместе с ним, Крым представляли севастополец, яхтенный капитан Виктор Малько и ялтинец, зампред ОО «Аквасфера» Алексей Марков. По итогам поездки они поделились информацией с «МК в Крыму».

- Попытки создания программы развития яхтинга в Крыму у нас уже были раньше, - рассказывает Игорь Юрьевич. – Последняя - в 2011-м. Но та программа была направлена на обслуживание интересов олигархических кланов (создание стоянок для судов крупных капиталистов Украины) и не учитывала интересы крымчан. А самое главное, она строилась на дотационном принципе (государство должно было выделить более 300 млн. евро для строительства сети из 11 марин, по сути, закрытого типа, 4 яхтенных стоянок и 4 заправочных станций). Эти серьезные недостатки перечеркивали все достоинства программы. Крыму же необходима такая государственная программа, которая учитывала бы интересы инвесторов, всех судовладельцев и экипажей, местного населения и туристов. Она должна быть рациональной и менее затратной, конкурентоспособной с программами других государств.

- А какова общая емкость Крымского побережья с учетом Севастополя?

- Реально у побережья Крыма могут разместиться от 3000 до 5000 яхт и от 13000 до 17000 катеров и лодок постоянного базирования и транзитных. Но это только при реализации общекрымской программы. Приблизительный совокупный годовой доход от эксплуатации марины с развитой инфраструктурой на 100-300 яхт – до 3 млн. $.; базы-стоянки маломерного флота с развитой инфраструктурой на 100-300 судов – до 500 тыс. $.

- Где и как должны размещаться яхтенные марины?

- Строить новые или реконструировать существующие можно вдоль всей береговой черты на расстоянии до 50-60 миль между стоянками (однодневный переход парусной яхты при средней погоде) и при наличии между маринами 1-2 портов-убежищ. Так на западе Крыма первую стоянку нужно делать в районе озера Донузлав, порты-убежища - в пгт. Черноморское и в Евпатории. Вторая марина в Севастополе и в Балаклаве, порты-убежища в бухте Ласпи и в Симеизе. Третья - в Ялте, порты-убежища в Артеке и Гурзуфе. Четвертая - в Алуште, порты-убежища в Партените и в Судаке. Пятая - в Феодосии, порт-убежище в пгт. Курортное. Шестая марина в Керчи может обслуживать и часть побережья Азовского моря. Такая концепция обеспечивает безопасное хождение судов на участке от бухты Ярылгачская на западе Крыма до Керченского пролива на востоке. При этом уже частично имеются предпроектные или проектные изыскания, гидротехнические сооружения или их элементы, а на всём побережье работает большое количество баз-стоянок маломерного флота. Актуальность проекта возрастает с принятием решения о создании сети яхтенных марин на Черноморском побережье Кавказа РФ, перспективами освоения Азовского моря и общим развитием международного яхтинга в Черном море.

- Достаточно сложно осуществлять взаимодействие таким большим количеством баз. Как можно управлять процессом?

- На самом деле механизм управления прост. Создаютмя две управляющие бизнес-структуры с государственным участием - «Крымский яхтинг» и «Севастопольский яхтинг». Они централизованно проектируют, реконструируют, строят, управляют и эксплуатируют сетьи полноценных круглогодичных яхтенных марин, портов-убежищ и баз-стоянок маломерного флота в границах Крыма и Севастополя. И все это при минимальном государственном финансировании и учёте требований государственной безопасности. Пример успешного существования подобной структуры - хорватская АО с государственным участием «Adriatic Croatia International Club», контролирующая более половины всех яхтенных стоянок в стране.

- Сегодня есть условия для развития яхтинга в Крыму и в Севастополе?

- Условия есть, но работа требуется большая. Среди благоприятных условий наиболее важными остаются климатические условия для морского туризма и оздоровления, обеспечивающих сезон в течение 7 месяцев (как во Франции); наличие хорошо защищённых природных бухт. Но нужна безотлагательная ревизия гидротехнических сооружений и других прибрежных объектов с целью прогноза их дальнейшей эксплуатации. Создание единых управляющих компаний с государственным участием позволяет в кратчайшие сроки достичь нужных результатов в организации целостной сети стоянок для прогулочных судов с развитой инфраструктурой при минимальных государственных вложениях, сохранении интересов всех существующих собственников и требований государственной безопасности. Можно прогнозировать увеличение поступлений в бюджет, развитие морского туризма, увеличение благосостояние граждан, занятых в этой сфере.

МК КСТАТИ

В теме морского туризма нужно четко понимать терминологию, поскольку яхтинге порой возникает путаница в названиях и определениях. Терминология уже стала общепринятой и эксперты специально для «МК в Крыму» пояснили значение основных терминов.

* Марина - яхтенный порт (стоянка) с инфраструктурой, на акватории которого обеспечивается круглогодичная (без экипажа) стоянка плавсредств (парусно-моторных, моторных яхт, катеров и лодок), а также гарантированное предоставление определенного комплекса услуг.

* Яхтенная стоянка – то же, что и марина, но без части присущих марине услуг.

* Яхт-клуб – собрание яхтсменов по интересам, в т.ч. и в месте дислокации их судов.

* База-стоянка маломерного флота – то же, что и марина, но без возможности полноценного приёма судов, более 10 метров длиной, без пункта оформления пересечения границы.

*Порт-убежище - охраняемая акватория, доступная для захода яхты в период навигации для обеспечения защиты при штормовых условиях.