В советское время была такая профессия - кондуктор-экскурсовод. Кондуктор обилечивал пассажиров и рассказывал о достопримечательностях по пути следования маршрута. Сегодня экскурсовода с микрофоном заменила спутниковая навигация ГЛОНАСС. Электронная «говорилка» включается четко возле тех мест, координаты которых забиты в ее систему.
- После удачного прошлого курортного сезона мы решили в этот добавить изюминку, которой посчитали нашу троллейбусную линию. Тем более что в этом году маршрут троллейбуса Симферополь - Ялта отметил 60-летие, - рассказывает первый заместитель генерального директора ГУП РК «Крымтроллейбус» Вячеслав Мартынов. - Данный маршрут уникален тем, что это первая горная троллейбусная трасса и самый длинный в мире междугородний троллейбусный маршрут протяженностью 84 км.
В подтверждение его слов из динамика раздается приятный женский голос: «Приглашаем вас в увлекательное путешествие по Южному берегу Крыма. Сейчас наш троллейбус двигается по улице Гагарина. Мы проезжаем мимо набережной и парка им. Гагарина, Аллеи космонавтов. Слева и справа типичные для Симферополя дома - «хрущевки», построенные в период с 1957 по 1963 гг. В отличие от других регионов России, в Крыму эти дома не из панели и кирпича, а из теплого известнякового альминского блока. В народе ходит история, что парк им. Гагарина появился благодаря высокопоставленному чиновнику, которому якобы не понравился парк Тренева в центре города. Зато территория возле реки Салгир ему пришлась по душе. Он заявил, что через год приедет на открытие парка. Поговаривают, что этим высокопоставленным гостем был не кто иной, как Никита Хрущев».
Интерактивную экскурсию ведут лучшие голоса дикторов телерадиокомпании «Крым». Информация подается блоками, точечно, о самых интересных достопримечательностях. Таким образом, она не нагружает пассажиров, но и не оставляет надолго одних.
В этом году будет курсировать два троллейбуса в 11:01 и 17:47 до 1 октября. Но всё зависит от предложений и откликов гостей и жителей полуострова. Цена как на обычном маршруте: Ялта - 183 руб., Алушта - 112 руб.
«Село Лозовое - бывшее Эски-Орда, переводится с крымско-татарского как «старый лагерь». Когда англо-французские войска высадились в Крыму, служивший на Кавказе 20-летний подпоручик Лев Толстой попросил перевести его сюда. Зимой 1854-1855 гг. он проходил здесь службу», - оповещает аудиогид.
Министр курортов и туризма РК Вадим Волченко отметил символизм в том, что один из старейших маршрутов получил современную аудиоэкскурсию с применением технологий ГЛОНАСС.
- Это добавило маршруту туристическую ценность и внимание как туристов, так и жителей Крыма, - сказал он.
«Первые сведения о пещере Кизил-Коба появились в 1803 году. В то время ее посещали со свечами и факелами. Сейчас она оборудована, есть дорожки, подсветка. Кстати, в 1825 году здесь побывал Александр Грибоедов, в его честь назван один из залов пещеры. Рядом с ней находится непересыхающий водопад Су-Учхан, высотой 25 метров. И здесь берет начало главная река Крыма - Салгир», - раздается из динамика.
Поездка в таком троллейбусе комфортная: работает кондиционер, в салоне чисто, светло, через панорамные окна можно наслаждаться крымскими пейзажами.
ГУП РК «Крымтроллейбус» - это крупнейшее транспортное предприятие республики. Сегодня в парке 248 троллейбусов и 347 автобусов. В этом году планируется докупить еще автобусы и расширить транспортную логистику во всех городах Крыма.
- На предприятии работает более 2000 человек, - рассказывает Вячеслав Мартынов. - Но у нас острая нехватка водителей. Мы везде оповещаем, что приглашаем на работу. Сами обучаем, стажируем. Средняя зарплата - 40 тыс. руб., троллейбусники получают 50 тыс. руб. Несмотря на высокую зарплату, мы не можем найти работников. К сожалению, на сегодняшний день утрачен престиж профессии водителя. А в советское время конкурс был 10 человек на место. После космонавта это была вторая популярная профессия среди детей.
Ведет наш веселый троллейбус водитель I категории с 40-летним стажем Наталья Партош. Слетевшие штанги троллейбуса (а в народе - «рога») она лихо ставит на место, взбираясь на каблуках почти на крышу транспорта. И также легко она справляется с управлением такой махиной.
- Водить троллейбус абсолютно не сложно. Учишься и водишь, - с улыбкой говорит Наталья Николаевна. - Что отличает сегодняшнее вождение от советских времен, так это то, что сейчас оно стало более интенсивное, агрессивное, автомобилисты нас не жалуют, не пропускают и при случае готовы высказать свое раздражение.
Проезжая Ангарский перевал, мы узнаем, что свое название он получил от реки Ангары. Справа - памятник первому троллейбусу, установленный в октябре 2012 года. Это легендарный Škoda 9Tr, за время эксплуатации на таких по маршруту перевезли более 20 млн пассажиров.
Еще одну параллель «сейчас и тогда» провела Алла Каталимова - практикующий экскурсовод, бывший преподаватель вуза. Гиды старой закалки сдавали выпускную работу по дороге к морю. Только так проверяли будущих экскурсоводов.
- Сегодняшний электронный текст нужно доработать: больше наполненности, меньше пауз, с логическим переходом можно добавить информацию, чем занимаются в Крыму, что производят. Я говорю как человек, который приехал впервые и хочет больше узнать о Крыме, - дала совет опытный экскурсовод.
Гость вы или крымчанин - воспользуйтесь новым предложением разнообразить ваш досуг и прокатитесь на говорящем троллейбусе. Позитивные впечатления вам гарантированы.