Ужас нашего городка
Историю «самых неожиданных воплощений зла на земле» написал 20 лет назад белорусский драматург Андрей Курейчик. Когда ее прочитал продюсер Ренат Давлетьяров, сразу же решил, что это обязательно и безотлагательно надо снимать.
- Я прочитал, и мне стало страшно, - рассказывал на съемках в Крыму Ренат Давлетьяров. - И я понял, что страшно будет всем. Страх - это такой же рефлекс, как смех. Одни люди любят в кино смеяться, другие - чтобы их пугали. Но я не поклонник триллеров, специально этот жанр не выбирал. Просто история очень интересно рассказана. И тогда же мне пришла в голову парадоксальная идея - пригласить режиссера Александра Стриженова, который до этого сделал две успешных комедии («От 180 и выше», «Любовь-морковь» - прим. авт.). Все придут посмеяться, а мы их напугаем с ним!
По словам продюсера, вариант сценария Курейчика назывался «Юленька. Зло». От «зла» в названии он избавился сразу же, но оно то и дело до самой премьеры всплывало в информационном сопровождении проекта. Но в прокат картина вышла с подстрочником «Юленька. Смертельные уроки».
- Никаких аналогий кроме совпадения имен нашей главной героини с именем премьер-министра Украины, - объяснял Ренат Фаварисович еще до выхода картины в прокат. - Название - это такая условная вещь, которая появляется случайно и в самый последний момент. Так же было с нашей комедией «Любовь-морковь». Весь рабочий период картина значилась совсем под другим названием - а потом раз, так незатейливо и «Любовь-морковь»... С выбором места съемок у меня сомнений не было - это Крым. Я как-то подсчитал, что здесь я прожил два года и восемь месяцев своей кинематографической жизни. Здесь снимать - мне не привыкать. У нас по сценарию просто провинциальный город, где говорят по-русски. И мы нашли такую Ялту, которую, думаю, и сами ялтинцы на экране не узнают. Это такая готика в домах, улицах, переулках…
Закрытый санаторий
Помещения гимназии выстраивали и оформляли под руководством художника-постановщика картины Павла Пархоменко в сером, мрачноватом здании заброшенного корпуса санатория «Долоссы». Эту здравницу возвели в горах над Массандрой (в 10 км от Ялты) еще в 20-х годах прошлого века - специально для больных с открытой формой туберкулеза, поэтому она до сих пор изолирована от населенных пунктов. В «Долоссах» до сих пор лечат туберкулезников, и, прежде чем привезти туда актеров, большинство из которых девочки 10-11 лет, администрации фильма на всякий случай пришлось организовать тщательную проверку декораций с привлечением специалистов СЭС. Палочек Коха не обнаружили. Псевдоготическую архитектуру картины дополняют здания из такого же серого бутового камня на территории знаменитого Ялтинского института винограда и вина «Магарач».
Учителя Юленьки сыграл Марат Башаров. Такой профессии в кино у него еще не было. Из взрослых актеров вместе с ним снимались Ирина Купченко - в роли сурового завуча гимназии, куда волей обстоятельств устраивается герой Башарова, и сам Александр Стриженов. Режиссер придумал для себя небольшую роль чудаковатого следователя, который расследует серию убийств и своей настырностью очень раздражает главного героя, каждый раз при встрече разговаривая с ним о трупах. А вокруг взрослых - актеры-дети, которые составляют ударную силу этого фильма. В классе гимназисток учителя литературы Андрея Белова восемь юных актрис из Москвы и 13 из Ялты. Из сотен кандидаток на роль Юленьки - девочки-монстра - выбрали на тот момент 11-летнюю ученицу московской физико-математической школы Дашу Балабанову. Ее подругу по злодействам Марину сыграла звезда рекламных роликов «Моя семья» - 12-летняя Диана Шпак (сейчас - Диана Лилит - прим. авт.), та самая девочка, которая чуть не лопнула от сока - с фразой «А ты налей и отойди!».
Учитель литературы
В Ялте на съемочной площадке Марат Башаров отметил свое 33-летие и снимался тогда с перерывами для работы в качестве ведущего телепроекта «Ледниковый период». Каждый вторник улетал в Москву и пару раз возвращался с коньками, но размяться ему в Крыму было негде - крытых катков на полуострове еще не построили. Сейчас-то уже, благодаря Илье Авербуху, кататься можно даже в Уютном…
- Здесь я преподаю девочкам русский язык и литературу, - рассказывал в дни съемок о своей роли Марат Башаров. - У меня самого, кстати, в школе с этими предметами проблем не было. Гораздо хуже у меня обстояло дело с химией, физикой и математикой. Мой персонаж - Андрей Белов - приезжает в провинциальный город. Он преподавал в столичном университете студентам и тут волею случая попадает в гимназию к детям. Казалось бы, человек опытный, а вот с детьми-то возникли сложности… Но это не педагогическая поэма, а кино, которого у нас точно еще не было. Я бы даже не сказал, что это триллер. Для меня триллер - это когда тебя пугают постоянно, а тут никто никого не пугает, но напряжение остается с первой и до последней минуты. Моему учителю так достается! И гореть он будет, и собаки его будут драть, в хорошем смысле слова… Но и это еще не самое страшное, что с ним произойдет по пути на тот свет. Особенно страшно то, что все это с ним делают дети!
Несмотря на жутковатую атмосферу декораций и жанр фильма, на площадке было много смеха, потому что в эпицентре событий находился Марат Башаров. Шутками-прибаутками он веселил и своих подопечных гимназисток, и съемочную группу - не в ущерб работе. Почти каждая сцена в его исполнении заканчивалась аплодисментами.
- Марат - очень приятный человек, - делилась своим впечатлением от сотрудничества со звездой Даша Балабанова. - Я хотела бы, чтобы и в школе у меня на самом деле был такой же учитель. Девочкам, которые со мной снимаются, он тоже очень нравится. Когда я пришла на пробы, то не рассчитывала, что меня выберут главной героиней. Но режиссер меня увидел и выбрал... Моя героиня, как и я, учится в 5-м «Б». Это девочка такого характера, очень сложного, и уже считает себя взрослой. В жизни я тоже иногда бываю такой, как она, это не очень хорошо, но все равно я чем-то похожа на нее.
Неприятная история
Предыдущий опыт сотрудничества сценариста Курейчика, продюсера Давлетьярова и режиссера Стриженова оказался достаточно успешным. Их комедия «Любовь-морковь» (2007) собрала в прокате СНГ более 13 млн $ и стала самой прибыльной на то время комедией в новейшей истории российского кино. А с «Юленькой» пришлось рискнуть, радикально меняя жанр.
- Меня тронула эта история, и я за нее взялся без долгих раздумий, - рассказывал в Ялте Александр Олегович. - История неприятная, но она заставляет задуматься: почему маленький человек доходит до такого состояния, когда ему хочется убивать, хочется мстить? Что мы с ним такое делаем? Почему непорочная душа маленького человека становится порочной? Если схематично, то по сюжету это противостояние девочки и учителя, который, как ей кажется, каким-то образом провинился перед ней. Он все время говорил об ответственности за свои поступки, а потом сам совершил безответственный поступок, и она стала его прессовать так по-взрослому, по-настоящему. Мы уже сняли психологически очень сложную сцену, где ее допрашивает социальный психолог и женщина-следователь берет у нее показания. Девочка обвинила учителя в педофилии… Каждый взрослый человек, у которого есть дети, испытает эмоцию сродни моей - мне хочется убить сразу. Вот педофилов я бы казнил. А с другой стороны, я понимаю, что у нас есть мораторий на смертную казнь, а то бы казнили невинного человека, как вот в нашем случае. Так вот все неоднозначно, но это интересно. И еще, почему я взялся за этот жанр? Мне показалось, что если я с детьми смогу сработать, то мне потом уже вообще ничего не страшно будет в кино.