Машины для Бунина заказал Учитель
Автомобильная история в кино началась для Валерия Гутника со звонка из симферопольского управления ГАИ: «В розыске старые машины. Киношники из Москвы приехали, будут снимать на полуострове. Они подыскивают что-нибудь древнее, импортное, способное еще своим ходом перемещаться в пространстве. Ты же у нас специалист по автохламу - выручай!» Так в 1999 году пересеклись пути председателя «Астры» со съемочной группой Алексея Учителя. Режиссер тогда работал над картиной «Дневник его жены» - о жизни писателя Ивана Бунина в эмиграции. Южный берег Крыма в который раз уже сошел за Ривьеру, а ялтинские улицы послужили естественными декорациями Ниццы. Для полноты жизни не хватало движения.
- Учитель ознакомил меня со сценарием, - рассказывает Валерий Гутник, - и я имел четкое представление о временных рамках. Под эти «годы» и стал подбирать машины, какие были у нас в Крыму. Всего в картине засветилось пять наших машин - два «Мерседеса», «Wonderer», BMW-340, выпуск 1948 года, и «Опель-Адмирал» кабриолет 1940 года. У каждой машины своя интересная история. Например, «Опель» по легенде принадлежал начальнику симферопольского гестапо. И его якобы при отступлении немцев бросили. Мы потом проверяли - у него действительно был именно такой автомобиль, но по номеру никаких записей нет. На съемках машина не подвела, «сдалась» чуть позже - видно, не хотела покидать съемочную площадку в Ялте. Ее можно хорошо рассмотреть в финале картины, когда идут титры. Перед отъездом в Симферополь у «Опеля» полетело сцепление, полдня его ремонтировали. Только тронулись - полетела прокладка. В общем, шесть часов добирались. А так моей помощи, как автомеханика, на съемках даже не понадобилось, обошлось без форс-мажоров. Мы выбирали старые участки трассы в Ялте и ее окрестностях, где было поменьше транспорта - чтобы не перекрывать и чтобы они были похожи на довоенные дороги. На всех проездах за рулем были ребята из «Астры». Актерам рулить не пришлось. Главный герой в исполнении Андрея Смирнова (Иван Бунин) чаще оказывался на заднем сиденье «гестаповского» кабриолета. Еще его подвозили в такси к вокзалу Ниццы. «Шашечки» мы нарисовали на евпаторийском «Мерседесе». Причем мне пришлось перелопатить гору литературы, чтобы оформление машины, ее номер и даже одежда таксиста соответствовали тому, что было в 1936 году. Я потом даже премию получил за воссоздание антуража. В одном статичном эпизоде мелькнул и мой «Мерседес-230», тоже как такси.
Стоит заметить особо, что непродолжительное появление в кадре этого автомобиля Валерия Гутника стало весьма примечательным событием - машина вернулась в большое кино четверть века спустя. В 1973 году за его рулем сидел Штирлиц, а в салоне кричали дети радистки Кэт!
Какие машины можно считать автостариной?
На Западе авто начинает набирать «возрастные очки», достигнув 20-летнего возраста. Машина вместе с табличкой Classic Саг под лобовым стеклом получает массу льгот - от пониженных налогов до охраны ЮНЕСKO. Существует четкая классификация автостарины: antic (до 1910 г.), carosserie (1910 - 1930 гг.), oldtimer (1930 - 1946 гг.), classic (1945 - 1960 гг.) и junior (1960 - 1982 гг.). В республиках бывшего СССР подобная типология также используется, но только для импортных «старичков». Среди наших автомобилей статус антиквариата среди коллекционеров получают модели, выпущенные до 60-х годов прошлого века.
«Мерседес» Штирлица на задворках Симферополя
Путь шпионского автомобиля в Крым оказался долгим и извилистым. После окончания съемок «Семнадцати мгновений весны» машина Штирлица с набором всевозможных поломок надолго застряла в гараже «Мосфильма». Там бы и пропала, если бы не оказалась востребованной украинскими кинематографистами. В 1979 году ее переправили поездом в Одессу для участия в картине «Мерседес» уходит от погони». Но реанимировать «немца» автомеханики не смогли, и от погони в степях Украины уходил совсем другой автомобиль Бенца - с открытым верхом 290-й модели. А машина Штирлица после съемок так и осталась на Одесской киностудии. Там ее в середине 90-х случайно и приметил для своей коллекции Валерий Гутник. За «убитый» раритет он заплатил 800 $.
- Машина была в ужасном состоянии, - вспоминает Валерий Владимирович. - Ее «убили» еще на съемках «Мгновений». В первую же зиму заморозили двигатель - оставили на ночь с водой, а позже еще и одна из рессор лопнула. В кадр ее уже затаскивали на тросе. Но от машины движения и не требовалось - все ее эпизоды статичные: там, где Штирлиц помогает радистке Кэт с детьми, потом там, где он, возвращаясь в Берлин, останавливается на обочине дороги... Моменты можно долго перечислять. А всего на съемках в СССР и в ГДР было задействовано четыре или пять «Мерседесов» 230-й модели. Даже неспециалист может заметить при просмотре фильма массу отличий - например, дворники: в одном случае они закреплены на лобовом стекле сверху, в другом - снизу.
Кстати, Юлиан Семенов своему герою подбирал машину соответственно рангу партийной номенклатуры и высших чинов вооруженных сил рейха. В его романе Штирлиц колесил по Германии на шикарном «Хорьхе-853».
- Конечно же, режиссер фильма Татьяна Лиознова знала все эти нюансы, - поясняет Гутник. - Но в самом начале проекта администрация съемочной группы поссорилась с единственным в СССР владельцем «Хорьха-853», а потом уже по политическим соображениям решили, что наш разведчик должен ездить на скромном автомобиле. «Мерседес-230» таким и является. Это обычная армейская машина для офицеров уровня командира батальона, но никак не для штандартенфюрера СС.
Сейчас «мерс» Штирлица находится в обычном городском гараже. После всех киношных пертурбаций от машины осталось всего лишь 60% родного «железа». До появления на «Мосфильме» она принадлежала какому-то офицеру, который после войны привез ее из Германии. Технических документов не сохранилось, достоверно известен лишь год выпуска - 1938-й.
- Весь комплект запчастей у меня уже есть, в том числе и «родной» шестицилиндровый двигатель, все приборы, задняя подвеска, - говорит коллекционер. - Пока не решил, стоит ли снимать двигатель ГАЗ-21, но салон восстановлю до мельчайших деталей. В кино машина еще вернется своим ходом - с этой мыслью я и приобретал ее.
«Два товарища» и кузов дров
Сразу же после дебюта в учительском «Дневнике» Гутника пригласил в свою команду режиссер Валерий Пендраковский. В 1999-2000 гг. он снимал в Крыму фильм «Два товарища», и по сценарию ему требовалась техника послевоенного времени. «Транспортному цеху» предстояло смоделировать движение на улицах советского промышленного города 60-х гг. Да так, чтобы снятые кадры создавали иллюзию хроники. Кондиционеры закрывали, рекламные щиты на время снимали, телефонные будки переделывали. В съемках было задействовано около полусотни машин - «Волги» ГАЗ-21, «Москвичи»-400, 403, 407, грузовики и «летучки» ГАЗ-51, списанный из армии вездеход ГАЗ-63, «Виллис» 1948 года выпуска и чешские троллейбусы «Шкода».
- Примечательно, что действие фильма по сценарию разворачивается в конкретном городе - Запорожье, но практически все было снято на улицах Симферополя, - рассказывает Валерий Владимирович. - У нас еще сохранились колоритные места в центре, там и перекрывали движение на время съемок, запуская игровые машины. В один из съемочных дней сквозь кордоны каким-то непостижимым образом прорвался дедушка, который погонял кобылу, запряженную в телегу, и очень органично вписался в наше постановочное движение. А еще на проспекте Кирова построили специальную троллейбусную остановку, и там съемка проходила как раз 7 ноября. Температура была +2, а у нас по сценарию дело к лету, и в кадре пионервожатая, дети с галстуками и в рубашках с короткими рукавами… Камера находилась на удалении, и случайные люди, не видя оператора, тихо возмущались: «Вот, сволочи коммунисты, как над детьми измываются - холодно ведь, мерзнут!» Не обошлось и без курьеза на транспорте. Когда понадобился подходящий грузовик, его вместе с водителем вызвали с автобазы на съемочную площадку. Он у нас заранее был отобран. Все нормально, кроме одного - сценарий внимательно не прочитали. Машина прибыла с полным кузовом дров. У директора картины и режиссера было предынфарктное состояние. Оказалось, что по сценарию герои должны выбрасывать из пустого кузова на землю запасное колесо. И для этих нескольких кадров всей съемочной группе пришлось прямо на улице разгружать дрова, а вечером загружать полный кузов обратно!
«Марсианский» автопортрет Гоши Куценко
К съемкам фильма Анны Меликян «Марс» симферопольскому мастеру пришлось создавать эксклюзивную машину. Ориентирами при проектировании служили не какие-то передовые модели или ретроавтомобили, а один весьма реальный человек.
- Как-то вечером позвонил мне из Москвы оператор Олег Лукичев, - говорит Валерий Гутник. - Мне с ним довелось до этого поработать на картине Александра Хвана «Кармен» и на съемках клипа Валерия Сюткина. Олег рассказал, что намечается экспедиция в Крым и для героев фильма нужен подходящий автомобиль. На нем будет ездить Гоша Куценко. Машина должна быть одновременно и джипом, потому что предстояли съемки в тяжелых условиях, и при необходимости - с открытым верхом. А еще чтобы как у американцев - с «оскалом» впереди, и что-то наподобие носа, как у Гоши. Решение у меня появилось почти сходу. Говорю, давай я к ГАЗ-69 присандалю нос от «Победы». Он сказал: «Хорошо - я об этой идее расскажу нашему художнику Ульяне Рябовой». Потом я нарисовал эскиз и отправил им по электронной почте. Резолюция Ульяны была однозначной: «Нравится, делай». Ну я и сделал машину всего дней за десять.
Фильм снимали два месяца в Балаклаве, Севастополе и Бахчисарае. И на время марсианской экспедиции автодолгоносик Гутника стал любимой машиной всей съемочной группы. Гоша Куценко пару раз отправлялся на этом гибриде в рискованные загородные путешествия... Случилось с машиной и пиротехническое происшествие - чуть не сгорела любимица вместе с актерами.
- Мы заехали по горной дороге к пункту разочарований - там домик, где объясняются друг с другом герои, - рассказывал репортеру «МК в Крыму» Гоша Куценко еще на съемках фильма. - И эта сцена заканчивается пожаром. Но пиротехники хотели сделать все наверняка и переборщили с зарядом. Полыхнуло так, что мы едва ноги унесли из пекла. Но я-то на съемках горел не в первый раз, серьезно не сдрейфил.