МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

В Симферополе состоялась премьера спектакля "Кабала святош"

О времени и о судьбе

Это надо видеть. Даже тем, кто зачастую приходил в театр лишь отвлечься и развлечься, ну и чуточку попереживать сценическим страстям с благополучной развязкой.

Сцена из спектакля Владимира Магара "Кабала святош".

Надо видеть хотя бы уже потому, что спектакль «Кабала святош» в сценической версии Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького, поставленный по пьесе Михаила Булгакова, по выразительности и цельности находится в ряду с лучшими работами столичных театров - и превосходит всё, что представлено в этом жанре гастрольными труппами.

Увидеть и очароваться

По моему мнению, «Кабала святош» на сегодняшний день является самой значительной постановкой заслуженного деятеля искусств России и АРК Владимира Магара на сцене театра им. Горького. Уверен, что к этому мнению присоединятся и многие крымчане, которым есть с чем сравнивать, и россияне, к которым спектакль, надеюсь, попадет по программе культурного обмена. Конечно, потребуется преодолеть немало сложностей для перевозки на другие сцены столь многолюдного спектакля, и особенно его интереснейшего художественного оформления, созданного в творческом содружестве народного художника России Бориса Бланка и заслуженного деятеля искусств города Севастополя Ирины Сайковской, но хочется, чтобы не сотни, а тысячи зрителей увидели его «вживе» и попали под его магию.

Поскольку эта пьеса не относится к самым известным произведениям М.А. Булгакова, следует сказать несколько слов о сценической версии, созданной театром. Самое очевидное и понятное всякому зрителю - введение персонажа «Булгаков», предваряющего и завершающего действие, по необходимости комментирующего его (преимущественно мимикой и пластикой) и логично «не замечаемого» почти всеми прочими исполнителями. Ассистент постановщика, заслуженный артист России Виталий Таганов весьма убедительно передает известный облик Михаила Афанасьевича «образца 1926 года», времени создания «Мольера» и начала трудной литературной и сценической судьбы пьесы. Его появление в спектакле - необходимая ступень в системе условности, принятой в постановке.  Сергей Ющук в роли Мольера.

Менее очевидное, но логичное при сведении четырех актов исходной пьесы в двухактный спектакль длительностью чуть больше двух часов, сжатие концовки и некоторых эпизодов, - в оправданном расчете на выросший за почти столетие образовательный и культурный уровень зрителя.

Кроме «сжатия», произведено и некоторое изменение текста, особенно заметное в образе Муаррона (засл. арт. РК Алексей Кубин). Возможно, сам Булгаков не стал бы особо возражать против введения евангельских мотивов в это произведение, - намеки на такую возможность можно проследить и по тексту, например, по инфернальной окраске образа де Шаррона, и по самым знаменитым поздним произведениям Булгакова. Это же относится и к мотивам политическим, к тому, например, что безусловный и всевластный владыка, «Солнце Франции», Людовик Великий попадает в кабалу выпестованной им самим «Кабалы», возглавляемой умным и хитрым политиканом де Шарроном.

Спектакль в полной мере выдержан в жанре театра представления. Здесь широко использованы элементы преувеличения (котурны «великих» и шутов, маски, громоздкие парики), буффонады (заседания Кабалы, наряды «актрис театра господина де Мольера» и большинство костюмов), удачные пластическо-танцевальные сцены, что в совокупности с откровенно, намеренно условной сценографией создает ощущение яркого, многоцветного и многообразного вихря, захватывающего внимание зрителей с первых минут спектакля. При этом отчетливо выделяется психологический рисунок эпизодов - например, «допросов» и «исповеди», и большинства ролей. И все это подчеркивает, а возможно, и усиливает трагизм последних сцен, когда сброшены маски и парики, когда уходят в ад, рай или бессмертие герои, перекликающиеся с персонажами мольеровских пьес, и сам главный герой, Жан-Батист Поклен де Мольер.

Мольер и его короли

О главной роли, резко и точно исполненной заслуженным артистом Украины Сергеем Ющуком, хочется сказать прежде всего. Его Мольер - настоящий трагический герой нового времени, весь сотканный из гордости - и предубеждений, вспыльчивости - и готовности к прощению, актерства - и самоосуждения, великой смелости великого Художника - и открытой боли осознания тщеты прижизненных усилий. Возможно, еще и боли затаенной - осознание своей вины в ранней смерти двух дочерей от Арманды. Актер, похоже, принимает, что М.А. Булгаков, врач, разделял версию о невольном инцесте или, возможно, о телегоническом характере происхождения последней жены Мольера.  Арманда Бежар (Кристина Овчаренко) и де Лагранж (Игорь Кашин).

Короля играют, посменно, хорошие молодые актеры. Уже удостоенный почетного звания заслуженного артиста Дмитрий Еременко и воспитанник театральной академии КАРДТ Владислав Молдованов. О, какие это замечательные «короли»! Величественно-статуарные, самовлюбленные и умные, внешне благодушные и злопамятные, щедрые напоказ и безжалостные по сути…

Под стать королю и его «багровая тень» - архиепископ Парижа маркиз де Шаррон в исполнении заслуженного артиста РК Дмитрия Кундрюцкого. Мастерство и вкус актера позволили избежать преувеличений, шаржа, зато выявили психологическое умение и дьявольскую изворотливость персонажа.

Заслуженный артист РК Алексей Кубин в роли Муаррона постарался максимально преодолеть шероховатость, возникающую при переходе к евангельскому сюжету. В принципе, можно принять и такую развязку судьбы персонажа, как произошедшую не только от раскаяния, но и вследствие непереносимого для него унижения со стороны Людовика.

Если не считать полудюжины почти бессловесных, но пластичных и приятных для глаз «актрис театра господина де Мольера» и двоих в общем-то служебных персонажей, Монашки и Мариетты Риваль, в спектакле полноценно играют трое: повитуха/нянька Ренэ, Мадлена и Арманда Бежар.

Прекрасно известные нашей публике заслуженные артистки Украины Валерия Милиенко и Людмила Могилева вложили в образ Ренэ столько добра и сердечности, что заслуженно снискали горячий прием зрителей.

Очень сложную творческую задачу пришлось решать заслуженной артистке Украины Татьяне Павловой, исполнительнице роли Мадлен Бежар. Ее героиня переживает на сцене два тяжелейших душевных перелома. Первый - когда принимает решение взять всю боль на себя, но не мешать опасному или даже обреченному союзу Арманды и Жан-Батиста. Второй - во время исповеди-допроса маркиза де Шаррона. После первого перелома она уходит из дома и театра, но остается в Париже. После второго - уходит в безвестность, куда не доносится даже призыв умирающего Мольера.

Задача молодой заслуженной артистки РК Кристины Овчаренко кажется более простой, на первый взгляд. Но в роли Арманды ей надо показать не менее явно, чем ее главном партнеру, что прошли годы от демонстрации девичьей влюбленности до финальной сцены, годы, омраченные виной и самым страшным горем - потерей малюток-дочерей.

Почти о каждом из трех десятков персонажей спектакля можно говорить еще много, но главное - не забыть сказать об ансамбле, в который органично влились и король, и шут, гений-комедиограф и простые комедианты, веселые красотки и жуткие святоши. Об ансамбле, благодаря которому во многом состоялось настоящее произведение сценического искусства.

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах