В Республиканском пресс-центре состоялась презентация новых «общественно значимых» изданий, выпущенных при поддержке Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым.
Если в 2015 году была, по моему и не только моему мнению, настоящая «звезда» - документально-художественная книга о крымчанах-участниках Великой Отечественной войны, то в 2016 году особо примечательных изданий сразу несколько.
Прежде всего, хотелось бы сказать о книге «Брега Тавриды. Избранное», - собранные в хронологическом порядке рассказы, стихотворения, литературоведческие, культурологические, исторические, философские эссе и статьи, опубликованные в «толстом» журнале-долгожителе за четверть века. Естественно, далеко не все публикации, - 496 страниц явно недостаточно, - но, тем не менее, они дают отчетливое представление о творческом уровне и тех, кого уже нет с нами, и о тех, кто продолжает жить, думать, творить в Крыму, ради нашего общего духовного роста или хотя бы духовного благополучия. А еще о том – что представляется особо интересным – как изменялись за эти непростые, во многом переломные годы и мироощущение, и эстетические привязанности, и духовные устремления.
Очень хорошо, что эта книга, выпущенная при поддержке Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым, отпечатана достаточным тиражом для размещения во всех публичных библиотеках и, тем самым, станет доступной крымчанам. И для многих, надеюсь, станет путеводителем в нашем литературном мире.
Не все в «Избранном» ровно, а кое что и спорно в выборе имен и текстов из весьма обширного запаса публикаций «Брегов Тавриды». Но и то, что есть, равно как сам факт появления книги, наглядного свидетельства того, что Крым Духовный – хотя бы часть его – жил и живет, - важно и прекрасно.Книга Людмилы Обуховской «Достояние Республики Крым» - удачное продолжение и ее собственного «Достояния республики», вышедшего в 2014 году, и традиций, заложенных крымскими краеведами, писателями и журналистами в прошедшие десятилетия (особо надо отметить Е.Г. Криштоф, В.П. Терехова, В.Я. Маковецкого).
В основе книги – многочисленные публикации Л. Обуховской в периодике, но в большинстве своем они расширены и отредактированы автором, и удачно размещены по шести разделам, к каждому из которых предпослан поэтический эпиграф. И в каждом из разделов небольшие, но достаточно емкие очерки посвящены и «хрестоматийно» известным людям, так или иначе связанным с Крымом (Паллас и Маркевич, Мицкевич и Пушкин, Волошин и Цветаева, Чехов и Самокиш…), но и замечательным деятелям культуры, литературы и искусства, в меньшей мере охваченным предыдущими публикациями. Порой – вовсе не широко известным, как четыре поколения Арендтов, или Н. Суслова, или Р. Подуфалый. И наряду с историческими и искусствоведческими очерками (только о художниках Крыма, действующих или ушедших на просторы своих картин, помещено 25 материалов), во всех разделах в виде отдельных публикаций или же авторских сентенций есть слова о важности сохранения наследия, развития культуры, преодоления того негатива, который, увы, весьма нередок в современном обществе.
Книга Людмилы Анатольевны, в общем-то, для взрослых, не разучившихся думать и стремящихся разобраться, откуда они пришли, кто и что есть в мире и Крыму, но ее смело можно было бы рекомендовать как факультативное чтение для старшеклассников, - и тут уже тысячного тиража маловато будет.Третье весьма примечательное издание – второй выпуск «Крымского приключения», сборника, составленного по итогам интернет-конкурса, объявленного по инициативе крымской редакции «Московского комсомольца», МСПК и литстудии «Депо Пегаса».
Всего на конкурс было принято 237 заявок из 12 стран: России, Украины, Белоруссии, Молдавии, ДНР, Казахстана, Узбекистана, Литвы, Германии, Нидерландов, Израиля и США.
Из России участвовало более 30 субъектов федерации (большинство Москва, Санкт-Петербург, Сибирь, Дальний Восток). Из них в книгу вошло 44 - те, которые составители сочли наиболее интересными, точнее соответствующими тематике конкурса и, не в последнюю очередь, дополняющие или расширяющие жанровое многообразие, в сравнении с предыдущим, первым выпуском. Отбор был достаточно «жестким», тем не менее объем публикации существенно увеличился: теперь «Крымское приключение» захватило 10 глав и достигло 410 страниц.
Крымские авторы представили 37 работ, из которых три удостоились лауреатских дипломов: «Беженцы» Вероники Батхан (Феодосия), «Линза» Александра Грановского (Симферополь), «Самый краешек России» Николая Столицына (Евпатория). А победила в конкурсе Светлана Волкова из Санкт-Петербурга - автор рассказа «Джентльмены и снеговики».
В этом году появился жанр «хоррор» и изменились условия конкурса, - была снята верхняя планка возрастного ограничения. Самым юным авторам 18 лет, самому возрастному – Антуанетте Константиновне Файбусович 14 февраля исполняется 88 лет!
Нельзя не отметить, что произведения «зрелых» авторов во многих разделах стали своеобразным камертоном остальных рассказов и повестей.
Более подробный рассказ об итогах конкурса, предваряющий издание книги (а она «с порога», несмотря на тысячный тираж, наверняка станет библиографической редкостью) был опубликован в «МК» еще в ноябре...К удачам в работе Издательского совета и Министерства следует отнести большой фотоальбом Валерия Рябцева «Край фиолетовых гор». Хороши фотографии – в большинстве своем настоящие произведения своего жанра, отличающиеся, помимо цветовых и композиционных достоинств, оригинальностью объектов, точек съемки и ракурсов. Уверен, даже хорошо знающим Крым открываются, на этих фото, множество «красот и чудес», не оцененных ими прежде, а то и не увиденных так или вовсе. Но В. Рябцев создал не просто набор фотографий; альбом удачно структурирован по разделам («Ущелья, реки, водопады, озера», «В глубину веков», «Крым героический», «Шедевры дворцовой архитектуры» и т.д.), группы фотографий снабжены лаконичными аннотациями, а в отношении некоторых предприняты попытки дополнения изображения поэтическим текстом.
В целом этот альбом – даже не «реклама» полуострова, хотя и в таком качестве он займет самое видное место на любых тематических презентациях, сколько поэтический рассказ о нашей прекрасной, уникальной земле. И призыв – в том числе и прямой, текстуальный, - беречь ее, такую неповторимо-прекрасную, сохранить для мира, для современников и потомков.Книга Николая Назаренко «Сыны Отечества», в которой собраны стихотворения, рассказы, песни и репродукции нескольких пейзажей, вызывает неоднозначное впечатление. Прежде всего потому, что сборник никак не укладывается в понятие «Социально значимой литературы»,поскольку глубина и полнота постижения материала, тем паче эстетическая и тем самым воспитательная ценность едва ли достигают даже среднего уровня. Очень ли это «крымские» произведения? Вряд ли. Крым представлен эпизодически, в десятке рифмованных текстов, которые поэзией назвать весьма сложно. Кстати, некоторые тексты повторены как вставки в прозаические рассказы и справедливо «выданы» за творчество непрофессионалов (полицейских, напр.) Песни, по уверению издателей, поют и здесь, и там – но это ну никак не свидетельствует об их качестве. У нас, увы, и хитами становятся – хоть и ненадолго – «шедевры», которые даже не пародируют, просто эстрадные остряки читают тексты вслух – к вящему веселью аудитории. Что касается репродукций, то они, даже с учетом качества офсетной печати частной типографии, вряд ли превышают уровень художественной самодеятельности. Старательность и сознательность полковника в отставке, конечно, заслуживают уважения, но вот тиражного издания за бюджетные средства – сомнительно.Симпатичное издание подготовили поэтесса Лидия Огурцова и художница Надежда Кириленко. Это – книга для детей младшего (а возможно, что и среднего) школьного возраста «Путешествие Даши по Волшебному Крыму». Автором выбран удачный посыл: на основании нескольких «традиционных» легенд (приятно, что их составители указаны в выходных данных) создан маршрут путешествия юной героини с волшебным спутником по Крыму. Каждая глава украшена – именно украшена – цветным рисунком в «детском», но современном стиле, вполне гармонирующем с мягкой интонацией повествования. А когда заканчивается «волшебное путешествие», на дюжине страниц размещены стихотворения и стихотворные пейзажные зарисовки Л. Огурцовой, перемежаемые набором традиционных фотографий. С текстами и по форме, и по содержанию, - как говорится, все в порядке, они поэтичны, осмыслены и избавлены от навязчивой лозунговости. А вот качество печати фотографий – или же их допечатная подготовка, - заметно ниже и возможностей, и общего уровня ГУП «Таврида».
И еще одно замечание или, скорее, пожелание. Спрос на хорошие (и не слишком дорогие) детские книги достаточно высок, несмотря на мощный натиск видеокультуры. Эта книга окажется в библиотеках – но главным предназначением ее является домашнее, семейное чтение. Понятно, что издание за бюджетные средства не предполагает ни массовый тираж, ни свободную реализацию. Но в некоторых случаях – таких, как этот, например, - Издательский Совет может порекомендовать и последующее, «коммерческое» издание (не за бюджетные средства) с распространением в системе книжной торговли. Уверен, к такой рекомендации прислушаются.Сборник «95 лет КРЫМЧК», подготовленный Управлением ФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю, не осядет мертвым грузом на библиотечных полках. Он будет интересен не только историкам, профессионалам и любителям, но очень многим согражданам, задумывающимся о том, где истоки ряда наших сегодняшних проблем, чьими именами названы наши улицы и скверы, кому установлены памятники, а кого до сих пор стараются не вспоминать.
Большая часть книги, почти 190 страниц большого формата, отведено на «Годовой отчет Крым ЧК за 1921 год» и «Доклад уполномоченного Крымской ударной группы Управления Особых отделов» М.П.. Якишина за тот же период. Приводится также несколько десятков документов того времени – фотокопии плакатов и агитационных материалов, приказов и телеграмм, воспоминаний и оперативных донесений, таблицы и протоколы. Достаточно обширный «Годовой отчет…» дает нечастую в настоящее время возможность понять и прочувствовать, что такое подлинный «классовый подход» и практика революционной диктатуры.
Завершают книгу фрагменты воспоминаний ветеранов ЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ, в том числе И.Папанина, Ф. Фомина, - весьма различные по литературным качествам и степени достоверности в оценках и самооценках, но существенно дополняющие картину исторического периода, по сравнению с которым наши сегодняшние проблемы и потрясения видятся как в перевернутый бинокль…