Идея, которую предложили редакция «МК в Крыму» и керченская литстудия «Депо Пегаса», при поддержке Министерства внутренней политики, информации и связи РК удалось не просто реализовать, но и вывести уже на международный уровень. Первую книгу с интересом встретили читатели – тираж востребован, «лишние экземпляры» спрашивают до сих пор. Вторая книга будет не только объемнее, но и увлекательнее. Из 237 конкурсных заявок (одиннадцать признанных и непризнанных стран – Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, США, Германия, Израиль, Литва, Молдова, ПМР и ДНР) по решению редакционного совета «под обложку» попадают 44 (из них 14 крымских авторов).
И если с общим победителем II Открытого Республиканского литературного конкурса «Крымское приключение-2016» у экспертов особых разногласий не было – лавры достаются Светлане Волковой из Санкт-Петербурга, автору рассказа «Джентльмены и снеговики», то по части лучших в номинациях споры были долгие и не всегда компромиссные.
Как и в прошлом году, так называемый «корпус текстов», поступивших на конкурс, был разбит на жанровые главы, но в этот раз подразделение книги будет и качественно и количественно несколько иным. Так, например, в этом году детективный жанр не сложился вовсе – всего пара работ, которые детективными можно было назвать с большой натяжкой и, с учетом исторической загадки, положенной в основу «расследования», проще было отнести даже к романтической новелле (как, скажем, «Виллу в горах» Ольги Кунавиной), где таких полумистических исторических загадок было много, но… Увы. Как на подбор, эти сокровища стоили куда больше своей литературной оправы – оттого-то Ольга, с ее легкостью пера, выхватила из рук «романтиков» первенство. И в таком духе…
Сейчас же, понимая и сострадая нетерпению участников конкурса – перейдем к заочному знакомству с итоговым сборником «КРЫМСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ-2»
Вообразим себе, после лихорадочного листания склеенных страниц и сученья ногами под стулом его содержание.
Глава 1. «Крым на горизонте времен» (игры со временем)
- «Беженцы», Вероника Батхан (Феодосия), ЛАУРЕАТ
- «Эксперимент», Арсений Ярушевский (Севастополь).
- «Солнце Ак-Мене», Марина Комарова (Херсон).
- «Через века» Вадим Павленко (Киев).
«Беженцы» - качественно, технично, мастерски, в исполнении; в замысле – похвальная оригинальность для такого-то «заезженного» сюжета.
Глава 2. «Крым в фантастической дали» (фантастика)
- «Я помню», Инна Ким (Новокузнецк). ЛАУРЕАТ
- «Тарас и море», Сюзанна Кулешова (Санкт-Петербург).
- «Поговорить с прошлым», Валерий Цуркан (Сызрань).
- «Зачем спасать чужие миры…», Татьяна Левченко (Керчь).
- «Давай еще раз?», Елена Осолоткина (Петрозаводск).
«Я помню» - сумбурненько в смысле конструкции, - но зато самобытно, что в фантастике большая редкость; спорно в отправной точке, – но тем более интригующе, и плюс большой плюс – свежесть живописи.
Глава 3. «Крым на лирической волне» (про любовь)
- «Королевский гамбит», Полина Колесникова (Екатеринбург). ЛАУРЕАТ
- «Подземелье смерти», Михаил Остроухов (Тула).
- «Их крымское приключение…», Валерия Клещук (Санкт-Петербург).
- «Башня», Светлана Кочерина (Феодосия).
- «Тунис. Крымская история», Андрей Кавадеев (Москва).
Претендентов было более чем достаточно, и надо было изрядно скрепить сердце, чтобы выбрать между драматическим «Тунисом» Кавадеева и трогательной «Башней» Кочериной и поэтому первенство было отдано, удивительному правдоподобию «дневника чувств» Полины Колесниковой.
Глава 4. «Крым в страшном престрашном сне» (horror)
- «Линза» Александр Грановский (Севастополь). ЛАУРЕАТ
- «Бабайка», Анастасия Протасовицкая (Керчь).
- «Мертвая лошадь», Евгения Зубова (Волгоград).
- «Ужас за окном», Татьяна Буденкова (Красноярск).
Рассказ «Линза» - тут читатель и хорошо подготовлен, чтобы напугаться, и напуган хорошо, и отпустило вовремя, чтоб не перепугаться за автора. Отличная вещь. И, пожалуй, ничуть не хуже в смысле нужного эффекта «Ужас за окном», взятый из натуралистических наблюдений «за окном» Татьяны Буденковой из Красноярска, но – только тем и уступил, что «вот вам крест!»
Глава 5. «Крым при романтической свече» (романтическая новелла «сказка для взрослых»)
- «Вилла в горах», Ольга Кунавина, (пгт. Яя, Кемеровская обл.). ЛАУРЕАТ
- «Братство кольца», Дмитрий Ржанников (Санкт-Петербург).
- «Вальс богов», С. Г. Малиновски (Сергей и Галина Малышевы), (Симферополь).
- «Совет великого мариниста», Валерия Норченко (Феодосия).
- «Проклятое колье», Александр Петренко (Краснодар).
- «Марина и птенец», Сергей Редков (Тула).
- «Чудовища морских дорог», Ирина Девятьярова (Санкт-Петербург).
Не хочется повторяться, что истории, легшие в основу каждой из новелл, либо авторский замысел, не дотянули своим литературным исполнением до полноты «воплощения». За исключением, разве что, «Виллы в горах» Кунавиной, написанной ровно и просто, и, может быть как раз и поэтому, - на уровне.
Глава 6. «Крым озаренный улыбкой» (в ироническом духе)
- «Федрон, персики и томик Оскара Уайльда», Игорь Смирнов-Охтин, Санкт-Петербург. ЛАУРЕАТ
- «Рисующие поэты», Сергей Савинов (Симферополь).
- «Репка 2. Гибридная война», Михаил Свиридов, (пос. Багерово, Крым).
- «Дежурство», Вячеслав Килеса (Симферополь).
- «Якорь светлой памяти», Лев Ефремов (Керчь).
…Армейский юморок в пропагандистском противостоянии лично Свиридова и Америки (Керчь. «Репка 2») и гротескный танец Савинова на «знакомых мозолях и мозолях знакомых», - хороши. Но сразу, как попались на глаза «Федрон, персики и томик Оскара Уайльда», пальма первенства бесспорно нашла подходящий бюст. Это ж как удалось столько задорного и зубастого, воистину молодого, сарказма сохранить, не впадая в, приличное почтенному возрасту автора, брюзжание? Завидно, ей богу.
Глава 7. «Крым в мистической дымке» (мистика и мистификации)
- «Спасатель», Татьяна Маховицкая (Донецк). ЛАУРЕАТ
- «Грех по наследству», Грицюс Зенонас (Шауляй, Литва).
- «Запах полыни», Татьяна Михалева (г. Добрянка, Пермский край).
- «Энергия», Андрей Диченко (Минск, Беларусь).
Ни один из текстов, по правде, не удался полностью в смысле, как ни странно, антуража. Тот случай, когда и декорации на сцену выставлены вроде как подходящие, и туману нагнано из мехов, и свет таинственен и музыка Вагнера … а атмосферы все одно – нет. Единственным исключением стал дневниковый пересказ Татьяны Маховицкой «Спасатель» из столицы Донецкой народной республики, где ничего такого априори не требовалось, но, тем не менее, - получилось, прямо-таки в разговорном жанре.
Глава 8. «Крым в дыму сражений» (в памяти войн)
- «Самый краешек России», Николай Столицын (Евпатория). ЛАУРЕАТ
- «Море помнит», Лейла Савилова (с. Нежинка, Оренбургская область).
- «Не потешный расчет», Гера Фотич (Санкт-Петербург).
Чуть ли не кинематографическая раскадровка крупных планов по ходу диалогов героев в рассказе «Самый краешек России» Столицына, диалоговодновременнонезначительных и судьбоносных, как само то время, - дает редкое ощущение личного присутствия… «в дыму». Наш прошлогодний победитель, в этом году – скромный лауреат.
Глава 9. «Крым в будни вечного праздника» (обыкновенно необыкновенные приключения)
- «Джентльмены и снеговики», Светлана Волкова (Санкт-Петербург). ЛАУРЕАТ и ГРАН-ПРИ
- «Последний рейс греческой галеры», Александр Никитин (Ялта).
- «Вознаграждение за расплату», Валентина Кравченко (Сочи).
- «Запасливый Рекс», Антуанетта Файбусович (Феодосия).
- «Ой, мамочки!», Сергей Дорохин, (Новомосковск. Тульская обл.)
Это та самая номинация, которая рождением своим обязана наплыву в этом году «простых, житейских» приключений сродни литературы мемуарной. И, тем не менее, победителем заслуженно стал рассказ, который к мемуарам отнести никак нельзя, хоть и бежит тут читатель вприпрыжку за Танюшкой Ратниковой, суется вместе с ней во всякую дырку и прореху бытия… как по собственному детству-отрочеству. За что и спасибо лауреату и победителю конкурса Светлане Волковой и ее «Джентльменам и снеговикам».
Глава 10. «Крым в лабиринте истории» (криптоистория)
- «Крым Остров», Виталий Винтер (Цойленрода-Трибес, Германия) ЛАУРЕАТ
- «Время Братства», Станислав Янчишин (Кирьят-Шмона, Израиль) ЛАУРЕАТ
Текстов тут подобралось всего два и, по странному стечению обстоятельств оба с дальних окраин Русского мира – Германии и Израиля, и оба – что в глаза бросается, - слабо закольцованные отрывки из романов, примерно равного литературного качества. Так что, хоть жребий бросай. Но в любом случае с удовольствием помянем патриотический порыв Виталия Винтера и Янчишина Станислава.