- На тот момент в стране была тенденция создания тяжелых авианесущих ракетных крейсеров, - вспоминает бывший заместитель командира 311 полка по безопасности полетов Николай Ряба, - В Саках действовал центр боевой подготовки и переучивания летного состава. Сначала мы осваивали самолеты ЯК – 38 и МИГ – 21. После снятия с вооружения аварийных «Яков» основной силой полка стали штурмовики СУ – 25.
Помимо 311 Дальневосточного полка у истоков палубной авиации стояли 279 полк ВВС Северного флота и 299 Сакский полк. Летчики боевых машин после обучения в Крыму брали курс на Север и Восток, взяв с собой воспоминания о Крыме и взлетной полосе, ставшей стартовой в новой вехе развития авиации. Сакский военный аэродром еще до установки тренажера «Нитка» был для летающей братии связующим звеном между небом и родной землей.
Взлетная полоса
Военный аэродром в Саках известен во всем мире с победоносного 1945 года. На нем приземлились самолеты участников Ялтинской конференции - президента США Рузвельта и премьер – министра Великобритании Черчилля. Данное событие, вписанное в мировою историю, стало добрым знаком для нашей авиации. Сначала с него штурмовали небо летчики 311, 279 и 299 полков. Затем после принятия решение о создании испытательного учебно – тренировочного комплекса «Нитка», появилась новые цели и задачи. Так, шаг за шагом, от взлета до посадки возникло летное братство, непобедимое в воздухе, на воде и на земле.
- Летчики – это очень простые в общении и одновременно героические люди, - рассказывает депутат Новофедоровского поселкового Совета Ольга Коркина, - Они умеют преодолевать трудности и дорожат дружбой. Честь офицера, верность присяге и взаимовыручка – вот главные черты характера, общие для каждого из них.
Не был исключением из правил летного братства и муж Ольги Александровны – летчик Валерий Коркин. Его штурмовик ЯК - 38, как и боевые машины товарищей, поднимался в небо и садился на взлетную полосу по вертикали. Тогда никто из летчиков не думал об опасности управлять «сырыми» Як – 38. Как признался бывалый летчик Николай Ряба, в авиации рискуют все. К его словам стоит добавить, что риск никого из летчиков не останавливает.
С риском для жизни, но отважно и с уверенностью в достижении поставленной цели взмывали в небо над Саками летчики корабельной авиации. 4 ноября - на сороколентие 299 полка - военный аэродром снова соберет их на крымской земле. Как и сейчас, на празднике 311 полка, боевые товарищи, чьи судьбы переплелись с небом, морем и аэродромом на крымской земле, вспомнят все, что пришлось преодолеть за годы полетов. И пусть на висках серебрится седина, а сердце отвыкло от перегрузок, память хранит имена и события, без которых не было бы гордости страны – палубной авиации…
С корабля – в небо
Точкой нового отсчета стало 27 октября 1989 года. В небе над авианосцем ВМС СССР «Тбилиси» летчик – испытатель конструкторского бюро имени Сухого, Герой Советского Союза Виктор Пугачев провел самолет на двадцатиметровой высоте над палубой. Участники события, наблюдавшие за ним с полетной палубы, испытали то, что нельзя описать словами. Рев истребителя и иллюзия неотвратимого столкновения с ним заставили позабыть об инструкции по безопасности. Приказ «немедленно очистить палубу» вернул людей в реальность, а летчик Пугачев, сделав еще пару кругов, взял курс на Саки. Истребитель улетел на «Нитку», но расставание с палубой «Тбилиси» затянулось всего на считанные дни.
1 ноября 1989 года после устранения возникших неполадок, выявленных в полетах, командование приняло решение испытать результат долгих тренировок на «Нитке». В небе над «Тбилиси» летчик Пугачев услышал команду: «Виктор, работаем по полной!». Сбросив излишки керосина для максимального облегчения машины, он направил машину на нитку палубы. И чудо свершилось: гак истребителя уцепился за тросы тормозных машин, истребитель остановился в тридцати метрах от передней кромки угловой палубы. «Тормозить на авианосце легче, чем на «Нитке», - отрапортовал героический летчик. Началась кропотливая работа в рамках программы по подготовке палубных летчиков под руководством Виктора Георгиевича Пугачева.
- Особое место в этой истории занимает друг нашей семьи, Герой России и безгранично преданный любимому делу человек - Тимур Апакидзе, - рассказывает Ольга Коркина, - Трагическая гибель Тимура на показательном полете стала невосполнимой потерей для всей палубной авиации России. Тимур остался в нашей памяти, его ученики занимают почетные места в летном братстве.
Тимур и его команда
Свою первую посадку на палубу летчик Апакидзе совершил в непростое время – рушился СССР, над палубной авиацией нависла угроза исчезновения. Последний авианосец трещащей по швам могущественной страны – «Кузнецов» - мог за бесценок пополнить ряды ВМС чужой державы. Дорогостоящая программа подготовки летчиков – палубников на «Нитке» могла обернуться провалом, и Виктор Пугачев принял решение посадить на палубу авианосцев истребитель. 26 сентября 1991 года Тимур Апакидзе завершил тренировочный полет над «Кузнецовым» и по команде главкома возвращался на базу в Севастополь. Команда Пугачева «над палубой с касанием» прозвучала неожиданно и для летчика и для моряков. Многотысячные тренировки на «Нитке» не оставляли сомнений в мастерстве летчика. Апакидзе справился с задачей, и тогда Пугачев приказал выпустить гак и приготовиться к посадке на палубе.
- Посадку с зацепом на третий трос Тимур произвел блестяще, - пишет в книге воспоминаний вдова героя Лариса Северикова, - Были радостные лица, поздравления и подбрасывания в воздух счастливого Тимура!
Самым тяжелым для летчиков и их семей стал 1992 год. Авианосец «Кузнецов» ушел в Североморск, туда же последовал Тимур Апакидзе и 15 летчиков, его учеников, вместе с восемью десятками специалистов инженерно – технического полка. Верность присяге и стремление сохранить палубную авиацию для страны повели этих людей в далекий поход. «Отчего эти птицы на Север летят?» - писала о покидающих «Нитку» летчиках асс крымской журналистики Нелли Сухачева. Покидая Крым, Тимур Апакидзе и его команда верили, «что заварушка не на долго», что скоро все наладится, и жизнь на «Нитке» пойдет своим чередом. В гарнизоне оставались семьи патриотов России – тыл, без которого нельзя ни в небе, ни на земле.
***
Крымская весна 2014 года расставила все по своим местам. Сверхзвуковые самолеты разрывают воздух на тренировочных полетах, заставляя задерживать дыхание гостей на праздниках у летчиков. Вернулось все, но, к сожалению, не все. На показательном полете близ города Остров погиб Герой России Тимур Апакидзе. Он не нажал на кнопку катапульты – спас чужие жизни, уведя от них свой самолет. Но имя Героя всегда будет жить в памяти его друзей. Вместе с аэродромом в Саках оно вписано в летопись самой молодой республики России, ставшей малой родиной для летчиков корабельной авиации.