Крымские тайны Высоцкого: концерты, круизы, кино...

Крым оставил заметный след в жизни Владимира Высоцкого, отразился в его поэтическом творчестве как автора стихов и исполнителя песен

55 лет назад актер и поэт впервые побывал в Крыму с киносъемочной экспедицией. В  день памяти (25 июля) Владимира Высоцкого «МК в Крыму» вспоминает обо всех его визитах на полуостров...

Крым оставил заметный след в жизни Владимира Высоцкого, отразился в его поэтическом творчестве как автора стихов и исполнителя песен
фото: crimea.mk.ru

Основу публикаций на эту тему составляют сведения Марка Цыбульского – врача-психиатра, автора нескольких содержательных книг, который переехал в США и там продолжил изучать жизнь и творчество поэта. Но вместе с тем, сегодня добавились и некоторые новые свидетельства, появившиеся совсем недавно.

Первые кадры, первые песни

Судя по всему, в детстве и юности побывать в Крыму Высоцкому не пришлось. Но в своей поэме для детей «Про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню Дыховичного» (1970-1971) он отразил детские впечатления, как от Крыма, так в частности и от Евпатории. Сделано это от лица Вани, но, как известно Иван Дыховичный – реальное лицо, одно время близкий друг Высоцкого, актер Таганки. Возможно, эти строки поэмы навеяны его рассказами.

Больше сведений известно о приездах Высоцкого в Крым на съемки кинофильмов. Впервые это случилось в Севастополе в связи с его участием в фильме «Увольнение на берег». Как установил Цыбульский, это происходило 55 лет назад, в июле 1961 года. Но благодаря сохранившемуся на фонограммах устному рассказу Высоцкого узнаем, как на борту крейсера «Кутузов», где проходили съемки, и где он проживал как обычный матрос, он «видел в лицо и разговаривал с Гагариным и Титовым». Это событие раздвигает временные рамки его пребывания в Севастополе почти до конца августа. Одно время среди высоцковедов шла дискуссия, не было ли это придумано Высоцким. Однако удалось установить, что именно во второй половине августа 1961 года после успешного полета Титова оба космонавта неофициально отдыхали в Крыму и тоже побывали в Севастополе на этом крейсере. Сообщений в советской прессе об этом, естественно, не было.

           В Севастополе произошло и другое знаменательное событие 55-летней давности: первые песни Высокого «Татуировка», «Красное, зеленое…» создавались тогда же. В июле 1961 года второй режиссер фильма Левон Кочарян, друг детства и юности Высоцкого, в своем гостиничном номере впервые записал его исполнение на магнитофон. Тем самым начался знаменитый «магнитиздат» песен, о которых сам Высоцкий впоследствии рассказывал: «И вдруг через очень короткое время я их услышал из других источников, переписанные на магнитофоны. Тексты как-то стали быстренько расходиться между людьми, и в один прекрасный день много-много людей узнали эти песни. И я вынужден был это дело продолжать, хотя и с удовольствием».

В 1965 году Высоцкий побывал в Ялте на досъемках картины «Я родом из детства» («Беларусьфильм»). Они проходили с конца ноября того года до начала февраля следующего, но сцены с Высоцким, снятые в Ялте, при монтаже вырезали. Тем не менее, хорошие отношения с режиссером Виктором Туровым сохранились и продолжились.

С особой теплотой вспоминал сам Владимир Семенович свою роль белогвардейcкого поручика Александра Брусенцова в фильме «Служили два товарища» (Одесская киностудия, 1968). Фильм стал классикой советского кино. Это одна из лучших ролей Высоцкого, которая получилась как главная, но ее «урезали» до второстепенной из-за «идеологии». По оценке актера: «К сожалению, от того, что я сыграл, осталась третья часть. <…> Я думал, что это будет лучшая роль, которую мне удастся сыграть вообще когда-нибудь в кино». Из публикаций в прессе известно, что съемки проходили в Измаиле.

Съемки фильма "Увольнение на берег" на борту крейсера "Кутузов"

Однако по сведениям крымских киноведов, были съемки и в Крыму, на Арабатской стрелке. Как они считают, сцены отплытия последнего парохода из Крыма снимались в Севастополе. Персонаж Высоцкого стрелялся и падал с 4-х метрового борта корабля лицом вниз. Сохранился рассказ Высоцкого: «Мы снимали в самом начале марта. Хоть это и Черное море, но в том году даже бухта замерзла. Только что сошел лед. Температура воды – 2-3°. Я долго уговаривал режиссера: «Давайте я сам упаду. А то неудобно. Все поймут, что это замена. Режиссер долго не соглашался, а потом говорит: «Ладно. Принесите спирту – растирать его и сухую одежду». Первый раз прыгнул. Меня растерли, переодели. Второй раз прыгнул. Растерли, переодели. После третьего дубля говорю: «Евгений Ефимович! Еще хочу. Море по колено!» – Он отвечает: «Ты, наверное, не прыгать хочешь, а просто еще? Так и скажи!..» Спирт прошел сквозь поры…». Было это в Крыму, или все же в Одессе или Измаиле, предстоит уточнить, но в любом случае действие фильма происходит в Крыму.

В 1969 году в Крыму снимался фильм «Белый взрыв». Режиссер Станислав Говорухин и консультант фильма, спортсмен-альпинист Леонид Елисеев подружились с Высоцким еще на фильме «Вертикаль». Елисеев вспоминал: «В один из дней совершенно неожиданно для меня в Алуште появились Володя Высоцкий и Марина Влади. Как выяснилось, они гостили на теплоходе «Аджария» у капитана Назаренко, а потом решили заехать к нам. На завтра во второй половине дня мы вчетвером поехали на пляж недалеко от Алушты. Володя сказал, что хочет молока. Остановились у лотка, и я взял две литровые бутылки. На пляже оказалось не так много купающихся. Володю и Марину никто не узнавал».

Говорухин предложил Высоцкому сняться в эпизодической роли капитана на командном пункте батальона. Эпизод снимали неподалеку от Ангарского перевала, через который проходит шоссе Алушта – Симферополь.

По дороге на съемки машина попала в дорожно-транспортное происшествие, но все закончилось благополучно. Кроме машины, никто не пострадал. Во время съемок Высоцкий работал, как обычно. И только когда он уехал, чтоб подбодрить Леонида Елисеева, Говорухин пошутил: «А знаешь,  мы с тобой могли бы прогреметь на весь мир! Представляешь, газеты напечатали бы: «Вчера на горной дороге Алушта – Симферополь в автокатастрофе погибли звезда французского кино Марина Влади и известный певец-поэт Владимир Высоцкий, а также режиссёр-постановщик Говорухин и консультант фильма Елисеев».  У обоих настроение улучшилось оттого, что не  прогремели раньше времени на весь мир. Высоцкий и Влади отдыхали в Алуште несколько дней, совершили морские путешествия по Крыму.

С режиссером Иосифом Хейфицем на съемках фильма "Плохой хороший человек"

Евпаторийское вдохновение

В 1972 году Высоцкий приезжал в Крым для участия в фильме режиссера Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек» по повести А.П. Чехова «Дуэль». Как и в предыдущих случаях, сведения об этих событиях сохранились в основном в воспоминаниях участников съемочной группы: второго режиссера Е. Татарского и осветителя С. Жолудева. Съемки проходили в Евпатории и окрестностях, в старом городе и на морском берегу между Евпаторией и Саки. Характерно, что очевидцы из городских жителей, видевшие съемки с участием Высоцкого, на призыв поделиться воспоминаниями, так и не откликнулись. Сведения о том, что Высоцкий проживал у одной из местных жительниц, и даже давал «квартирник», к сожалению, нельзя признать достоверными. Документально свидетельствуют о съемках в Евпатории только кадры фильма с Высоцким на улицах города.

Не удалось повидаться с Высоцким и его другу детства, проживающему в Евпатории, Владимиру Николаевичу Чиркину. В то же время он встречал в городе других участников фильма – Анатолия Папанова и Олега Даля, живших в главной городской гостинице. Как оказалось, Высоцкий из-за съемок в другом фильме наведывался в Крым кратковременными самолетными «скачками» из Прибалтики. Из Симферополя его срочно везли в Евпаторию, срочно проводили съемки, и актер отправлялся обратно. Это не помешало Высоцкому создать в этот период одно из своих лучших произведений «Черные бушлаты». На это его вдохновил известный памятник на берегу моря морякам Евпаторийского десанта 1942 года, большинство участников которого трагически погибли в этой неудачной военной операции.

Кроме Евпатории, съемки этого фильма проходили в Ялте и Феодосии, но подробностей об этом не имеется. Например, житель Феодосии А. Теренин, изучающий материалы о Высоцком из крымской прессы, ничего по этому поводу сообщить не мог.

В 1976 году Высоцкий приезжал в Крым на съемки фильма «Ветер надежды» (Одесская киностудия). Режиссер Говорухин попросил написать песни, и пять из созданных шести и еще переработанный вариант песни «Ну вот исчезла дрожь в руках…» вошли в фильм. Песни записывались под оркестр на Ялтинской киностудии. Наибольшую известность приобрела шуточная песня «Одна научная загадка или почему аборигены съели Кука», которую Высоцкий с большим успехом исполнял на концертах.

Можно сделать вывод, что поездки Высоцкого в Крым, связанные с кино, внесли заметный вклад в его актерское и песенное творчество. Фильм «Плохой хороший человек» был отмечен престижной зарубежной премией именно за роль в нем Высоцкого. К сожалению, с концертной деятельностью в Крыму у Высоцкого, как говорится, не сложилось. Никакой документальной информацией о его выступлениях в крымских городах исследователи не располагают – нет ни фонограмм, ни фотографий, ни газетных публикаций…

Сомнительные моменты

Из опубликованных воспоминаний очевидцев (иногда это могут быть «очевидцы») первое относится к Ялте. По рассказу известного гитариста Ю. Андриянова летом 1966 года Высоцкий приехал в Ялту без гитары, и директор филармонии все же уговорил его выступить. Гитара Андриянова Высоцкому не годилась, имела слишком широкий гриф, и «после короткой репетиции в театре имени Чехова Высоцкий дал концерт в филармонии под аккомпанемент» рассказчика. Концерт, конечно же, прошел на «ура». В этом рассказе, опубликованном в тульском журнале «Горизонт» (№3, 1995) много сомнительных моментов. Сам Высоцкий о своих концертах в Крыму никогда не упоминал. В Ялте имеется музыкальное училище, и маловероятно, чтобы нужной гитары не нашлось. Высоцкий был самоучкой, и искусством игры овладевал в молодости на обычной гитаре, которые свободно продавались в магазинах. Например, как вспоминал Давид Карапетян, о поездке в Ереван: «Гитары у нас с собой не было – сразу же отправили Ревика <двоюродного брата Карапетяна> на поиски. В конце концов, он нашел подходящий инструмент у своих друзей». В другом случае, из рассказа известного писателя-фантаста Бориса Стругацкого узнаем, что будучи у него в гостях «ВВ все рвался у каких-нибудь соседей по лестнице «стрельнуть гитару» и попеть». 

Под чужой аккомпанемент Высоцкий ни до, ни после никогда не выступал, хотя и записывал свои песни. Их нотные записи он в то время вряд ли имел, и вряд ли возил с собой, поэтому Андриянов после «короткой репетиции» должен был со слуха воспроизвести целый песенный концерт? При этом сам он сознается, что песен Высоцкого до этого не знал и не играл.

Другие устные сведения относятся к Севастополю. В них у вспоминающих тоже много сомнительных моментов и противоречий. В 1976 году, по рассказу администратора В. Гольдмана, в Севастополе анонсировали крупные эстрадные концерты на местном стадионе. «Звездой программы» должен был стать Муслим Магомаев. Но он в последний момент отказался, и устроители пришли в ужас – без него концерты принесли бы одни убытки. Гольдман вылетел в Москву, встретился с Высоцким, а еще до встречи рискнул: позвонил в Севастополь и заказал афиши. В итоге риск оправдался, согласие было получено, далее, по словам Гольдмана «в Севастополе все билеты были проданы в течение полутора часов – ведь на афише появилось имя Высоцкого!».

И вполне вероятно, что выступление Высоцкого в Севастополе все же состоялось. Однако воспоминания других очевидцев не совпадают со сведениями Гольдмана, да и сами противоречивы. Один из них называет дату единственного концерта (в этом сходятся все рассказчики) в Севастополе – 11 августа 1976 года. Но при этом в известных рассказах можно найти и некоторые совпадения. Например, друг Высоцкого Всеволод Абдулов, по его словам тоже участвовавший в этом концерте, говорит совсем не о стадионе, а о зале с разношерстной публикой, где «аудитория – научные работники и последний алкаш, который сэкономил на портвейне и купил за дорогую цену билет». Преподавательница местной школы вспоминала: «Билеты продавались по очень дешевой цене – по 2 рубля. Подругам достался 10-й ряд в... Матросском клубе». Но в то время такая цена билетов была близка к стоимости бутылки портвейна, так что здесь можно усмотреть совпадение и согласиться с заключением из книги В. Бакина «Высоцкий без мифов», наиболее подробном описании биографии поэта и исполнителя: «… было выступление Высоцкого 11 августа 1976 года в Матросском клубе». Сведения Гольдмана о выступлениях на стадионах Севастополя ничем не подтверждены.

Концерт в Матросском клубе по некоторым данным был официальный, с афишами, двухчасовой. После него состоялся импровизированный концерт для моряков на плавбазе «Мария Поливанова».

Для проверки этих сведений была изучена севастопольская пресса, в частности газета «Слава Севастополя». В 1976 году в ней регулярно печатались объявления о концертах приезжих «звезд», в том числе и в Матросском клубе. Но никаких анонсов о «концертах на стадионе» или выступлениях Магомаева не было. Так что это выдумка Гольдмана. В Матросском клубе в 1976 году выступали такие известные артисты, как Эдуард Хиль, Валентина Толкунова, Юрий Гуляев, Махмуд Эсамбаев… Но если и был концерт Высоцкого, то как обычно, без объявлений в прессе. После концерта Ю. Гуляева 4 августа до 27 августа объявлений о концертах в Матросском клубе не было, что не противоречит возможному выступлению Высоцкого 11 августа, но конечно, вопросы остаются и требуются дальнейшие поиски.

Концерт «на ГРЭСе»

Сравнительно недавно опубликованы сведения, что в начале 70-х годов Высоцкий с концертом выступал в «Красном уголке» механизированной колонны № 63 в пригороде Симферополя – поселке ГРЭС по приглашению начальника колонны Зайдмана. Это был частный концерт, без афиш и билетов. На этом концерте присутствовала работавшая в механизированной колонне бухгалтером Маргарита Нерсесьян. Об этом в своей книге «Пока звучат надежды струны: откровения крымского барда» (Симферополь: Антиква, 2011) пишет Владимир Грачев – крымский поэт-бард. Наиболее вероятно, что это было в 1972 году, когда Высоцкий часто прилетал в аэропорт Симферополя и далее следовал в Евпаторию на съемки фильма «Плохой хороший человек». Поселок ГРЭС расположен недалеко от аэропорта, и, наверное, там как-то сумели договориться о концерте.

Можно сделать вывод, что пока не существует документальных свидетельств о концертах Высоцкого в Крыму, а ввиду их немногочисленности (Высоцкий за свою жизнь дал тысячи концертов в самых различных аудиториях, а в Крыму только два-три, не считая сомнительных) можно предположить, что в этом смысле существовало негласное «табу». Крым в те времена представлял собой «идеологизированный заповедник», сюда часто приезжали на отдых высокопоставленные партийные и советские работники. Севастополь был закрытым городом, военно-морской базой, в него даже советских граждан впускали по спецпропускам. В Крыму было много советских военных и военно-морских баз и частей, закрытых космических объектов и научных учреждений.

Разрешение на проведение официальных концертов с афишами и объявлениями в газетах было возможно только с согласия местных партийных и советских руководителей – секретарей горкомов, председателей исполкомов и пр. Иногда это происходило без их ведома, иногда они закрывали на это глаза, но чаще Высоцкому приходилось выступать по стране «подпольно» или полуподпольно, неофициально. В Крыму из-за повышенной идеологической «строгости», как видим, и это удавалось Высоцкому очень редко.

В то же время обо всех его «просто посещениях» Крыма полной информации, наверное, пока не собрано. Так, Вадим Туманов вспоминал без подробностей: «Вместе мы с Володей осенью 75-го проехали на машине: Сочи, Ялта. Просто проехали». Ранее по сведениям Давида Карапетяна была их краткая поездка в Ялту в конце марте 1970 года (вскоре после общения с Хрущевым). Высоцкий пытался прервать период депрессии, вызванный творческими причинами, запретами на спектакли и на участие в фильмах, ссорой с Мариной и ее отъездом в Париж... Но для Высоцкого Ялта и его друг режиссер Туров, к которому он ехал, не стали панацеей для души. Последовали несколько дней, по словам Карапетяна, «хмельного угара» и возвращение в Москву. Вернуть жизнь Владимира в более-менее нормальное русло удалось только с помощью врачей-наркологов и Марины. В последующие 1971-1973 гг. они вместе каждое лето проводили в круизах по Черному морю, где были желанными гостями друзей-моряков. По воспоминаниям, это были шестидневные круизы Батуми-Сочи-Новороссийск-Ялта-Одесса и обратно, на теплоходах «Аджария», «Шота Руставели», «Грузия»…

Даже из упомянутых эпизодов можно сделать вывод, что Крым оставил заметный след в жизни Владимира Высоцкого, отразился в его поэтическом творчестве как автора стихов и исполнителя песен. Но подробный рассказ об этом еще предстоит...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 20 июля 2016

Заголовок в газете: Крымские путешесвтия Высоцкого

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру