Мы так долго готовились к зимним походам, что декабрь наступил неожиданно. Первый выход в горы мы осуществили в традиционно осенней экипировке: футболки, легкие куртки-ветровки, бейсболки и кроссовки. Единственное, что отличало группу от ноябрьского одеяния, - пухнущие свитера и совершенно зимние шапки в прогулочных рюкзаках. Наш девиз по опыту поисково-спасательных работ: «Жареных не находили». Лучше теплые вещи без востребования прогулять по лесу, чем дрожать и стучать зубами при внезапном похолодании.
На старой римской дороге мы далеко не впервые: ходили с околицы села Родникового по пологой тропе мимо памятника партизанам. В этот раз решили посетить площадку у Скельской пещеры и лестницу на склоне. На автопарковке на левом берегу в низовье каньона реки Узунджи, несмотря на ранний утренний час, стояли уже два экскурсионных автобуса и с десяток легковушек. Для любителей точной арифметики отметим, что автостоянка находится на высоте 300 метров над уровнем моря. От этой отметки можно просчитывать весь свой маршрут с набором высоты. Одна группа туристов ушла на прогулку по живописному каньону, вторая - спускалась в недра горного массива по рукотворным бетонным тропинкам. Скельская пещера остается единственной в Севастополе оборудованной для массового посещения карстовой полостью. Пропускная способность ее не велика, но всем желающим находится время и место для любования подземным миром.
Пешеходная артерия древнего мира
Мы решили не создавать излишнюю очередь в подземный мир и сразу направились к оборудованной дощатыми ступенями лестнице, обозначенной как этап Большой Севастопольской тропы. Судя по ее состоянию, лестница пользуется огромной популярностью не только у туристов-пешеходов, но и у простых экскурсантов. Но в это утро на лестнице было пустынно. Видимо мы попали между «ранними пташками» и теми, кто на тропу выходит к обеду.
Ступени вывели на старую римскую дорогу, знакомую нам по прошлогодним походам. Римской ее называют по преданьям старины глубокой, утверждающим о ее протяженности от Херсонеса до Харакса. Эта дорога якобы считалась главной пешеходной артерией древнего мира. Спорить с легендами не стоит. На то они и легенды. Дорога есть и существует не один десяток веков. Правый борт ее вырублен в скале с высотой до 2 метров, левый - укреплен подпорными стенами той же высоты, сложенными из грубо отесанных камней без связующего раствора. На стенах явно видны следы инструмента, которым рвали эти скалы.
Сразу после лестницы, на высоте 380 метров, есть несколько видовых площадок, открывающих обзор на каньон Узунджи. Прямо на север - вершина Курт-Кая (573 м), на восток - Чуваш-Кой (1051 м), на юго-запад - Кара-Даг. Рельеф местности скрадывает от нас вершины двух последних гор, оставляя нам возможность любоваться только их склонами.
Дорога в этом месте достаточно широкая и для повозки, и для вьючных животных, и для ратного строя в две колонны. При желании можно прикрыть глаза и представить караван с товаром в сопровождении вооруженного отряда римлян. Этот участок вырублен в монолитной скале, и мощение его почти незаметно.
Горные ручьи очень коварны. Во время ливней или таяния снегов потоки воды делают их русла непроходимыми, бурными, изобилующими летящими камнями. Потому римляне и предусмотрели каменный мост через самый большой овраг. Сложен он был из каменных блоков без раствора. Последние сотни лет его никто не ремонтировал, деревянный настил смыло, западный бык моста почти полностью разрушился паводками. Восточный стоит во всей красе. У него экскурсанты и проводят очередную фотосессию. Высота - 420 метров.
После руин моста римская дорога проходит по узкому ущелью, ограниченному с двух сторон крутыми скалами. Прокладка дороги здесь проходила с большими усилиями. Скалы рубили, а осколками мостили неровности дороги. Сколько лет она была в эксплуатации, сколько ее полировали сандалии римских легионеров, копыта ослов и лошадей - сказать трудно. Когда-то и туристы принялись ее топтать кроссовками и ботинками. Спелеологи вели свои караваны со снаряжением к многочисленным пещерам. А для них это была еще и кратчайшая дорога на Ай-Петринскую яйлу, изобилующую карстовыми полостями. Брусчатка старой дороги все вынесла. Отправляясь по ней в путь, не забудьте обувь по сезону, с надежной подошвой. Камни скользкие даже летом в сухую погоду. А осенью мокрая листва чуть ли не на лыжи ставит путника, снег зимой добавляет проблем. Двухчасовая прогулка в июне может обернуться четырехчасовым маршрутом зимой.
Двигаемся по бумажной карте
Большая часть дороги проходит среди дубов и можжевельника при яркой зелени плюща и папоротника. Мхи покрывают и камни, и деревья, создавая особый таинственный наряд леса. Солнце здесь нечастый гость даже в ясную погоду. У римской дороги есть одно важное преимущество - на ней нельзя заблудиться. Но, увы, и на такую дорогу найдутся мастера «посусанить». Очень полезна бумажная карта и компас, не зависящие от наличия спутникового сигнала. Иногда такой сигнал есть, а иногда - нет. Мобильная связь также может в этом ущелье подвести. Так что идти лучше своей группой компактно, не растягиваясь по тропе.
Озера Чуваш-Голь находятся на высоте 790 метров. Общий набор высоты от автопарковки составляет около 500 метров. Протяженность маршрута - 5 км. Озера небольшого размера, да и вода в них летом высыхает. А вода в колодце возле озера далеко не питьевого качества. Так что уповайте только на питьевую воду, которую взяли с собой.
Топоним озер очень спорный, но многие краеведы склоняются к переводу слова «чуваш» как «охранник, страж». Тем более что чувашский народ здесь никогда не обитал. Компромиссный вариант - назвать эти водоемы Оленьими. И сразу много вопросов отпадет.
С севера над озерами нависает вершина Тарпан-Баир (1094 м), от которой на юго-восток на 2,5 км тянется практически горизонтальный Тарпанбаирский хребет вплоть до вершины Куняшлы-Баир. По хребту проходит очень видовой маршрут, но для такой прогулки нужно иметь запас светового времени, надежный прогноз погоды и знание тропы для подъема на хребет.
Еще один увлекательный и популярный маршрут от озера через 4 км приведет на вершину Спирады на южных обрывах Ай-Петринской яйлы. Для ориентировки: эта вершина находится над селом Оползневым и над скалой-останцем Биюк-Исар. А на запад от озера до перевала Шайтан-Мердвен (Чертова лестница) - около 7 км в зависимости от выбранного маршрута.
Еще один вопрос по границам троп связан с административными границами двух субъектов Российской Федерации. Крым и Севастополь определили административные границы, но тропы теперь несколько изменили свои очертания. И правила хождения по ним уже отличаются.
В этом районе обитают благородный олень, дикий кабан, косули, лисы, зайцы, мыши. В Севастопольском регионе пока охота запрещена. Зверь идет на эту территорию и чувствует себя в безопасности. Следов его пребывания в тот день мы встретили очень много. Как и следов пребывания туристов. Что смогли, собрали и унесли в город.
Берегите природу! Чтобы было куда пойти в выходные.