В рамках программы «Гостеприимный Крым» туристский информационный центр несколько раз в месяц проводит бесплатные экскурсии по Симферополю. Теплым осенним днем жителей и гостей крымской столицы пригласили прогуляться по скверу на бульваре Ленина. Встречаемся на железнодорожном вокзале. И сразу узнаем историю главных ворот Крыма.
Железнодорожная ветка была проложена относительно поздно - в 1870-е годы. Проложил ее магнат Петр Губонин. Он владел Гурзуфом и понимал: чтобы развивать курортную деятельность, нужна транспортная доступность. Дорогу построили за 4 года. Так, 665 километров соединили Крым с большой землей.
- Изначально железнодорожная ветка должна была пройти мимо Симферополя, за 20 километров отсюда, прямо в Севастополь, - уточняет экскурсовод Евгения Щитенко. -Это смутило городской совет Симферополя, где подумали: как это через наш город не пройдет ж/д ветка? Проект пересмотрели. Надо сказать, что тогда эта местность была не застроена, но с появлением железнодорожной ветки все стало развиваться быстрее.
До сегодняшних дней не сохранилось старое, дореволюционное здание вокзала, оно было разрушено в годы Великой Отечественной войны. А современное здание появилось уже в 1951 году.
А был ли Сталин?..
На привокзальной площади, в начале бульвара, находится памятник Ленину, вокруг которого ходит немало споров: был ли рядом Сталин или же его здесь никогда не было? Попробуем пролить свет на эту историю.
- Парные памятники существовали во многих городах Советского Союза, и в Симферополе подобные тоже были, - рассказывает Евгения Щитенко. - Вариант памятника, где на скамье сидели Ленин и Сталин, появился в конце 1930-х годов, сначала в Москве, в сквере Химкинского вокзала, затем их стали штамповать по всем городам. В Симферополе было два парных памятника этим известным личностям: в сквере Победы, возле собора Александра Невского, Ленин и Сталин сидели на скамье рядом. Второй вариант находился рядом с городским садом - Владимир Ильич все так же сидит на скамье, а Иосиф Виссарионович стоит рядом. Оба эти памятника демонтировали в конце 1950-х - начале 1960-х годов.
Привокзальный памятник Ленину появился в начале 1960-х годов по проекту скульптора Нины Петровой, которой часто заказывали образ вождя. Данный вариант отличался от классических монументов вождя, где он призывает куда-то на баррикады. В Симферополе Владимир Ильич представлен как человек, который просто присел отдохнуть, словно он гость полуострова. И он всегда был один.
Проходя вглубь сквера, стоит обратить внимание на постройку, напоминающую техническое здание. Это трансформаторная подстанция 1914 года, которая осталась от трамвайной ветки Симферополя. Сам трамвай пришел в крымскую столицу уже после того, как его запустили в Севастополе и Евпатории. Настояло на строительстве бельгийское анонимное общество.
- В первые годы существования это был далеко не дешевый вид транспорта, - подмечает экскурсовод. - На билете было написано, что деньги идут на нужды семьям участников Первой мировой войны.
Трамвай пережил немало ударов судьбы. Во время революции трамвайная ветка была национализирована, вновь открылась только в 1924 году. Во время оккупации города немцами трамвай не ходил, фашисты вывозили все, что можно было переплавить. К концу войны от трамвая ничего не осталось. А потом его заменил конкурент - троллейбус.
Пока город потихоньку застраивался, эта территория оставалась заброшенной. А все потому, что данная местность была заболочена, здесь рос камыш, шла охота на диких уток. Развивать будущий сквер начали после строительства железной дороги. Внимание на эту местность обратил русский ботаник шведского происхождения Христиан Стевен - основатель и первый директор Никитского ботанического сада.
- Он подумал, что эту землю хорошо использовать для создания древесного питомника, - знакомит с историей Евгения. - Стевен хотел, чтобы Никитский сад специализировался на южных культурах, а в Симферополе культивировали декоративные породы деревьев и кустарников. И у него это хорошо получалось. Здесь было множество плодовых, декоративных деревьев, продавались саженцы. В 1920-х годах здесь проложили дорожки, сформировали прогулочную зону, появился сквер.
Посредине сквера стоит небольшой мемориал, посвященный памяти жертв депортации народов Крыма. Именно с этого места в 1941 году были депортированы русские немцы, которые жили здесь со времен Екатерины II. Через год депортировали итальянцев, в 1944-м - крымских татар, турок, цыган, армян, греков, болгар. Их вывозили в отдаленные республики Советского Союза, где они жили в спецпоселениях.
- После войны и депортации население Крыма уменьшилось практически втрое. Если в 1939 году на полуострове проживало чуть более 1,1 млн человек, то после всех потрясений - менее 400 тысяч. Численность жителей и экономика Крыма смогли восстановиться только ближе к 1960-м годам, - рассказывает Евгения.
Дерево «слоновьих ушей и обезьяньих хвостов»
Неспроста в сквере стоит памятник святителю Луке. Здесь мы затронем историю религии и медицины, которые тесно сплелись как в фигуре святителя, так и в нашем медицинском институте.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в 1877 году в Керчи. Медицинское образование он получил в Киеве. Представитель дворянского рода мечтал лечить обычных крестьян. Судьба привела его в Ташкент, где в теплом климате он надеялся вылечить жену от туберкулеза. Спасти супругу не удалось, и Валентин Феликсович уходит в религию, принимая сан священника и продолжая управлять больницей. Начинается череда гонений, ссылок, но, где бы он ни оказывался, везде собирал людей, которые устремлялись к нему за советом, медицинской помощью.
После войны Войно-Ясенецкий возвращается в Симферополь, где окончательно теряет зрение. Однако, как вспоминают очевидцы, в этом состоянии святой не только не утратил бодрости духа, но и не потерял способности самостоятельно приходить в храм, прикладываться к святыням, участвовать в богослужении. Похоронили его на старом симферопольском кладбище, а после канонизации мощи Луки перенесли в Свято-Троицкий собор. Так мы плавно переходим к истории медицинского института.
Изначально здесь было первое женское епархиальное училище, где учениц обучали как религиозным предметам, так и общим, включая физкультуру, танцы, вышивание. Мест не хватало, и в 1870-е годы стали строить полноценное здание. Сегодня это правое крыло медицинского института.
- Институт переехал сюда в 1930-е годы, когда его решили выделить в отдельное направление, скажем так, отколоть от Таврического университета, - рассказывает экскурсовод. - За весь период своего существования институт выпустил немало талантливых профессоров, академиков, врачей. Входил в топ 10 самых крупных медицинских вузов Советского Союза.
На месте нынешнего СИЗО на улице Павленко во второй половине XIX века находилась… тюрьма. Рассчитана она была на 250 мест, но по факту заключенных было больше.
Так как мы находимся в сквере, то нужно рассказать о коренных его жителях - деревьях. Полноростных дубов в Симферополе не так уж и много. Но если посмотреть на карту города конца XVIII века, то можно увидеть, что правую сторону реки Салгир украшала сплошная дубовая роща.
- Дубов раньше было много, но их постепенно начали вырубать для строительства, - отмечает Евгения. - В Севастополе нужно было строить верфи, склады, причалы. Чтобы не завозить стройматериалы, искали местные. Но когда поняли, что дубов становится все меньше, стали использовать их древесину только там, где без нее не обойтись. Например, для оконных, дверных перекрытий.
Хорошо прижились в столице платаны. Если в приморских городах можно видеть, как стволы шелушатся: платан сбрасывает кору, это помогает ему переносить жару, то в Симферополе он менее оголенный. Деревья могут жить 500-600 лет, выдерживают засоление почвы, недостаток воды, стерпят загазованность воздуха. Это прекрасная городская растительность. Нашим платанам примерно лет 50.
Следующее интересное дерево на нашем пути - это катальпа. Родом из Центральной и Южной Америки. В Россию впервые попала в 1730-х годах, а в Крыму появилась во второй половине XIX века. Катальпа - теплолюбивое дерево, достаточно благоухающее, является хорошим медоносом. Распускает свои листья достаточно поздно, ближе к концу мая, и, когда все уже ожило, а катальпа все еще держится голой, создается впечатление, что дерево погибло. Просто у него свой график цветения. В быту за внешний вид листьев катальпу называют деревом «слоновьих ушей и обезьяньих хвостов».
- Есть китайская легенда о двух соседних деревнях, - с улыбкой рассказывает гид. - В одной жили обезьяны, в другой - слоны. И они между собой враждовали. Когда в схватке побеждали слоны, то у обезьян обрывали хвосты и вешали их на деревья в знак своей победы. Когда побеждали обезьяны, то обрывали слонам уши и вешали рядом со своими хвостами. Так и появилось дерево «слоновьих ушей и обезьяньих хвостов». Такая немного жестокая легенда. В Европе это дерево называют шнурком, макаронным деревом.
Подземный тоннель под ротондой
Через дорогу от сквера хорошо видно здание с надписью «Дом в память 1905 года». Построено оно было в 1930-е годы архитектором Борисом Белозерским. Раньше это было имение потомственных врачей Симферополя, здесь же был первый детский сад, но постепенно здание пришло в запустение. Отстроили его уже в советский период. Очень долго здание не имело порядкового номера, и адрес звучал так: бульвар Ленина, «Дом в память 1905 года», квартира 6.
- Говорят, что здание построили из камня, который остался после разрушения собора Александра Невского, взорванного в 1930-е годы, - знакомит с городской легендой Евгения. - Мол, камень остался, почему бы его не использовать с пользой?
Завершающая точка экскурсии, сердце бульвара - ротонда. Появилась она в 1930-е годы, когда жители Симферополя вышли на очередной субботник и решили навести порядок: засыпали дорожки щебнем, установили лавочки, высадили кустарники, поставили ротонду. На старых фотографиях видно, что раньше здесь еще был бюст Ленина, а перед самой ротондой - мраморные львы, вокруг которых тоже много разговоров. Кто-то говорит, что львы перекочевали из усадьбы Воронцова в Ботаническом саду, кто-то утверждает, что они потом оказались возле другой усадьбы, за остановкой железнодорожного вокзала. И хотя сегодня отследить перемещение львов сложно, но это факт, что они передвигались по городу.
- Здесь же, от вокзала в центр города, под сквером проходил тоннель внушительных размеров: 3 метра в высоту, почти 3 метра в ширину, - говорит Евгения Щитенко. - Это был коллектор, который начинали строить в 1980-е годы днепропетровские метростроевцы. Когда пару лет назад строили уже современный коллектор, инженеры решили оценить, можно ли использовать старый. Поняли, что он сильно устарел, и оставили только 30 метров от его трех километров. А тоннель залили специальным раствором, чтобы здания по улице Долгоруковской не стали проседать. Кстати, в свое время на улице Долгоруковской стояла застава, по-современному - шлагбаум, преграждающий въезд гужевому транспорту.
На этом наша экскурсия по бульвару Ленина подходит к концу. Надеемся, что сумели открыть для вас что-то интересное и новое.