Это новый подход в реабилитации и абилитации (комплекс мероприятий, направленных на развитие новых навыков или способностей, которых ранее не было - ред.) детей с ограниченными возможностями здоровья.
Путешествия особенных детей
На протяжении 2025 года Реабилитационный центр провел порядка 40 инклюзивных экскурсий, еще 15 планируется провести до конца этого года. Экспериментальной площадкой стал Малый Иерусалим в Евпатории, поскольку город является круглогодичной детской здравницей и городской турмаршрут «Малый Иерусалим» отвечает требованиям доступной среды для проведения подобных экскурсий.
Тестировали маршруты родители, медики и педагоги. На основе выводов фокус-группы были созданы обобщенные методические рекомендации, которые в дальнейшем могут использоваться экскурсоводами и руководителями объектов показа для адаптации объектов и маршрутов к потребностям особенных людей.
- Крым как всероссийская здравница идеально подходит для реализации таких проектов, - отметил министр курортов и туризма РК Сергей Ганзий. - Мы будем представлять разные направления по развитию инклюзивного туризма, в том числе и для взрослых. Скоро свою инклюзивную программу презентует и Крымский федеральный университет.
По словам министра, развитие инклюзивного туризма в Крыму имеет важное значение для культуры гуманного общества, формирования толерантного отношения к людям с особенностями развития, а задача министерства как органа власти - объединить все наработки в этой области для создания комплексного подхода к реализации намеченных планов.
- В методических рекомендациях есть порядок организации экскурсии, советы экскурсоводу, как общаться с детьми в зависимости от нозологии, степени заболевания детей, - рассказывает директор Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Созвездие» Сергей Стрельбицкий. - Также есть рекомендации для родителей, как обращать во благо эмоциональный всплеск ребенка от экскурсии.
Разработки и рекомендации крымских специалистов лягут в основу концепции развития инклюзивного туризма по всей России. По словам Сергея Валентиновича, он не встречал экскурсии, которые проводили бы для детей с ментальными нарушениями.
- Возможно, это боязнь. Хотя экскурсия может стать не просто развлечением, а мягкой реабилитацией, которая позволит детям адаптироваться в социуме. Я всегда говорил, что не надо бояться показывать детям с ОВЗ какие-то вещи, которые, на ваш взгляд, будут им непонятны. Туризм - это уникальный ключ для социализации людей с ограниченными возможностями и их мам. Благодаря возможности путешествий, знакомств и новых знаний они получают стимулы для дальнейшего развития и общения, - подытожил Стрельбицкий.
До конца года в «Школе экскурсоводов» пройдет обучение гидов-экскурсоводов со знанием инклюзивных маршрутов. По итогу около 50 специалистов получат удостоверение государственного образца и смогут работать с новой категорией экскурсантов.

Подготовка к экскурсии
Как проходят инклюзивные экскурсии, показали в развлекательном центре «Знаниум», куда пригласили подопечных реабилитационного центра «Созвездие». Ребята оценили музей гаджетов, где более 100 экспонатов, уникальных современных роботов и технологические решения с искусственным интеллектом. Они с радостью откликались на призыв потанцевать с настоящим роботом-псом, увлеченно нажимали на все кнопки, дергали рычаги, искренне удивлялись технологическим чудесам и наперебой отвечали на все вопросы экскурсовода.
Там мы встретили Эльзару Асрян, с которой познакомились на матче адаптивного хоккея, где занимается ее сын. У 10-летнего Вартана диагностирован детский аутизм. Он посещает реабилитационный центр «Созвездие» и вместе с другими детьми этот год провел на экскурсиях.
- Я являюсь руководителем проекта «Крымская инклюзивная экскурсия», также я педагог дополнительного образования в реабилитационном центре, - рассказала Эльзара. - Наша задача - создать доступную и комфортную среду для детей и подростков с ограниченными возможностями. На протяжении года мы с ребятами посетили порядка 40 экскурсий: дворцы, музеи, развлекательные центры, Генуэзская крепость и т. д. И, как мама ребенка с ментальными нарушениями, могу сказать, что такие поездки положительно влияют на развитие детей. Они становятся более терпеливыми, собранными, у них появляется интерес к жизни.
Особенных гостей встречают экскурсоводы, которые адаптированы под работу с детьми с ОВЗ. Рассказ ведется в максимально доступной форме без уточнения исторических дат и в сокращенном формате. Детей всегда сопровождают родители, они не только следят за своим чадом, но и корректируют экскурсии. Например, в «Знаниуме», в зале Тесла, они порекомендовали не включать оборудование с громкими звуками.
Более того, перед каждой поездкой родители получают словарь с ключевыми терминами и определениями, которые будут звучать на экскурсии, и отрабатывают их дома. Например, для экскурсии по «Знаниуму» детям объясняли такие слова: маятник - это как волшебная палочка с грузиком на конце, которая качается туда-сюда; робот - это как игрушка, только очень умная и умеет делать разные дела сама, без помощи человека; сенсор - это помощник для зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, и все эти чувства он превращает в понятные сигналы.