Конкурс «Новые символы российской моды» организован Ассоциацией участников швейного производства Крыма «Развитие», соорганизатором конкурса стала Региональная школа дизайна и шитья в сотрудничестве с Российским государственным университетом имени А. Н. Косыгина. Участие в конкурсе бесплатное, возрастные ограничения отсутствовали: самому юному дизайнеру одежды всего 5 лет, самой старшей - за 70.
Впервые в Крым приехал дизайнер из Италии Сильвериюш Станиславски, который не верил, что на полуострове есть мода. Приехал за свой счет, чтобы подтвердить это мнение или опровергнуть. Как понимаете, с ним случилось второе.
Возрождаем свое
- Этим конкурсом мы хотим показать, что у нас есть прекрасные российские дизайнеры и мы достойны продаваться наряду с западными брендами. Хотим, чтобы русский бренд зазвучал, поэтому назвали конкурс «Новые символы российской моды», - рассказала генеральный директор Ассоциации участников швейного производства Крыма «Развитие», дизайнер, директор Региональной школы дизайна и шитья Ирина Аксаева.
Коллекции делились по номинациям: «Традиции и современность», «Спорт», «Многокультурное наследие традиций в современной стилизации», «Авангард», «Высокий стиль», «Прет-а-порте», «Стиль кэжуал». Жюри оценивали соответствие той или иной номинации, качество тканей и пошив, оригинальность, но самый важный критерий - носибельность одежды: коллекции имеют шансы попасть в торговые центры по всей стране.
В числе участников показа были команды, представившие коллекции адаптивной одежды. Одежда отличается продуманной эргономикой: удобные молнии, элементы трансформации, особые крои - все, что позволит человеку с ограниченными возможностями не только чувствовать себя комфортно, но и сохранять чувство стиля.
Гостей и жюри конкурса сразила коллекция «Русский платок» Елены Лесовец из Луганска. В центре внимания - традиционный аксессуар, который объединил официальный стиль с народным колоритом.
На показе впервые свои коллекции продемонстрировали выпускники Региональной школы дизайна и шитья. В подтверждение таланта молодежи Ирина Эдуардовна демонстрирует работы учеников. Качественные, носибельные вещи с элементами ручной работы. Их уже можно забирать на продажу.

По словам дизайнера, в России живут и трудятся сильные мастера, которым не хватает государственной поддержки и узнаваемости.
- Мы устали от Запада, Китая. Хочется своего, - говорит Ирина Аксаева. - Почему же мы не гордимся одеждой российского производства? Да, за границей, в том же Китае, сильно развита легкая промышленность, швейное производство. У нас началось возрождение. Но начинать надо с самого начала - с производства оборудования, фурнитуры и сырья. Куда ни глянь, ткани у нас турецкие, иголки, ножницы, нитки китайские. Я когда увидела, что швейная машинка российская, на радостях сразу купила, не разбираясь, что она из себя представляет. Знаете, хорошая техника.
Фразу «мы так благодарны санкциям» можно услышать от дизайнеров. Региональные модельеры будто вышли из тени с готовностью заполнить освободившуюся нишу после побега импортных брендов. Они будто все это время ждали, тихонько оттачивая мастерство и одевая узкий круг знакомых. Что еще бы помогло нашим мастерам, так это поддержка в реализации одежды. По словам Ирины Эдуардовны, сейчас выставлять свою продукцию в торговом центре Москвы доступнее, чем в Крыму, где за место нужно заплатить от 300 тысяч до миллиона рублей.
- Нам от государства нужна поддержка, а мы на себя берем кадры и закрываем вопросы по импортозамещению, - деловито говорит организатор конкурса. - У нас заключено соглашение с Российским государственным университетом имени А. Н. Косыгина. После окончания учебы учащиеся получают два диплома государственного образца: нашей Региональной школы дизайна и шитья и РГУ. Нам хочется выпускать специалистов самого высокого уровня полного цикла: от умения делать лекало, шить любое изделие до понимания, как реализовать свою продукцию. Задача конкурса - вывести на передний план талантливых создателей одежды, чьи работы заслуживают широкого признания.
В каждом регионе нашей страны мода отличается, что связано с разнообразием культурных кодов, особенностями климата и истории. Москва демонстрирует экстравагантную многослойную моду. В то время как Крым подготовил летнюю, воздушную одежду, Новосибирск мерзнет, поэтому привез коллекцию шуб, а у Владивостока капюшоны, перчатки, сапоги. Погода отражается и на Питере -прямолинейный крой с холодными оттенками.
Шить как дышать
Ирина Аксаева проводит экскурсию по своей мастерской. Здесь молодые люди постигают азы швейного дела. Люди приходят с нулевым образованием, ничего не умея, но уже со второго занятия начинают шить.
Сосредоточенно делает выкройку Ярослав. Преподаватели отзываются о нем как о талантливом дизайнере с золотыми руками, он толково шьет, и к нему еще будет стоять очередь из желающих получить эксклюзивную вещь. Ярослав немногословен, он не отрывается от работы. Удается узнать, что в семье шила мама, видимо, гены передались и сыну. Ему нравится шить брюки, причем неважно - мужские или женские.

Ирина Эдуардовна убеждена: чтобы шить, надо шить. А процесс шитья она сравнивает с волшебством: как иначе назвать действие, когда из кусочка ткани создается шедевр!
Рядом жужжат машинки у двух школьниц - Златы Бобыкиной и Анастасии Морозовой.
- Я с детства шью, - улыбается 14-летняя Злата. - Сначала наблюдала за мамой, как она шьет, просила меня научить. Мама увидела мое рвение и отправила на курсы к Ирине Аксаевой. Шью с удовольствием и подумываю сделать это своей профессией.
Способности дочери отметили и родители Анастасии. Мама научила немного шить, а папа нашел для дочери школу. Насте 17 лет, и ей нужно уже определяться с будущим призванием. Глядя на ее творения, не сомневаешься, кем будет эта девочка.
Сама Ирина Эдуардовна переехала в Крым из Санкт-Петербурга. Сколько себя помнит, всегда шила. Мама говорила, что она родилась с ножницами в зубах. В детском саду шила куклам, в школе пыталась одевать себя, изрезала столько маминых платьев, занавесок.

- Я шью, как дышу. Это мое любимое дело, - воодушевленно делится Ирина Эдуардовна. - Это игла, в хорошем смысле, с которой сложно слезть. Мой любимый предмет в школе - труды, где нас учили шить. Я и в школу, наверное, ходила только ради этого предмета. А какая замечательная учительница была: все время хвалила. Я считаю, что девочек надо всегда хвалить. Вы не представляете, я могла шить сутками. Но мама сказала, что портниха - это не профессия, и заставила меня выучиться по специальности станков и инструментов, хотя я так далека от этого. В итоге я окончила несколько учебных заведений, постоянно повышала квалификацию. Когда чувствовала, что мне не хватает знаний, записывалась на частные занятия. Полгода стажировалась на Западе. Мне 60 лет, и я продолжаю учиться. А еще люблю учить других. Скажу так: у меня шьют все, кто попадает в мои руки.