Привет из дома
Корреспондент «МК в Крыму» познакомилась с Татьяной Килиянчик, которая нашла Чернушку.
- Я гуляла со своим псом, когда увидела собаку в траве. Подумала, что она греется на солнышке, - вспоминает Татьяна. - Она подняла голову и опять легла. Я присматривалась, подошла погладить, она была вся холодная и недвижимая. Я начала искать телефоны волонтеров. Откликнулась одна Татьяна Большакова. Под ее руководством я принесла собаку в одну севастопольскую ветклинику. Что там происходило, не хочу вспоминать. Выплакала все слезы, когда просила о помощи. Мне дали коробку и выставили предварительный счет в 10 тысяч рублей. У меня не было таких денег. Если честно, уже думали об усыплении. Собака лежала безжизненно, в неудобной позе и маленькой коробке. Но приехала Татьяна.
Зоозащитница примчалась на такси. Пока решали, что делать, заметили, что собачка дышит. Татьяна Большакова взяла ее в охапку и зашла в клинику. Дальше началась борьба за ее жизнь.
- Истории с обретением дома бывают разные, - рассказывает Татьяна Большакова. - Бывают счастливые, когда животное пристраивается к ответственным людям и мы получаем приветы из дома. И это, конечно, всегда радует. Но бывают и другие ситуации. Буквально сегодня произошла вопиющая история с одним из щенков, которых мы пристроили. Мужчина из Бахчисарайского района взял щенка, мы передали для собаки лекарства, обработку от клещей. В результате он ничего из этого применять не стал, плохо кормил щенка и в конечном итоге больного выставил за забор. Мы забрали песика, занимаемся им, он находится в очень тяжелом состоянии.

Интересуемся у Татьяны, как в Севастополе обстоят дела с обещанным приютом для животных. И тут ее голос мрачнеет: никак!
- Говорят, места под него нет. То есть деньги на строительство выделены, но где его будут строить, до сих пор не определено. А вот животных на улице меньше не становится. Сейчас еще ожидаем «урожай»: после окончания дачного сезона люди уезжают по своим домам, бросая прирученных на лето питомцев.
И в этом вопросе волонтерам хотелось бы помощи со стороны государства, чтобы привить людям ответственность за тех, кого они приручили, через наказание. Вроде есть закон о жестоком обращении с животными, но только в реальности он не работает.
- Сколько раз мы приходили в полицию, показывали видеозапись с номерами машины, которая сбила собаку и уехала с места происшествия. Не составляет никакой сложности определить владельца, но эти дела никогда не доводятся до конца. Напоминаю, сбитое животное - это ДТП. Но люди остаются безнаказанными и напрямую говорят, что им ничего за это не будет. Почитайте форумы в Интернете, - разводит руками Татьяна.
Место чуду
Следующая боль волонтеров - это вылечить искалеченное животное. Далеко не все ветеринарные клиники положительно относятся к бездомным животным. Притом что за них готовы платить деньги. Ветеринары опасаются, что волонтеры финансово не справятся и не смогут оплатить счета, которые начинаются от 20 тысяч рублей. В прошлом году неравнодушным людям лечение бездомной собаки обошлось в 250 тысяч рублей.
Счетчик не перестает «капать» и после окончания лечения собачки или кошечки. Отдельная статья расходов - передержка, обработка от клещей, блох, паразитов, стерилизация. Зато, получив четвероногого друга из приюта, семья может быть уверена в его здоровье.
Говоря о пристраивании, Татьяна отмечает, что в их деле есть место чуду.
- Иногда кажется, что собаки ждут своего человека. Так было с Чернушкой. Мы везде разместили объявления, и обычно маленькие собачки быстро пристраиваются. Но нашу девочку будто не замечали. А тут ее увидела семья, влюбилась и забрала к себе в Евпаторию. Знаете, как люди между собой соединяются, так же магически притягиваются люди и собаки.
За годы своей волонтерской деятельности Татьяна скопила базу полезных контактов. Она знает, где сильный УЗИст, а где хороший кардиолог и онколог, куда ехать к ортопеду, спасшему конечности не одного животного так, что они даже не хромают, и кто в городе лучший гематолог. Кошек она отвезет в одну клинику, собак - в другую.
- Бывали ли случаи, что ветеринар забирал себе животное, которое лечил? - интересуемся чудесными историями «приветов из дома».
- Были такие случаи. Но они редкие. Это как с волонтерами. Мы часто слышим в свой адрес: вот вы жалеете кошек, собак, забирайте их к себе домой. А у волонтеров, как правило, животных уже полный дом. Хотя вот вам история. На Фиоленте сбили собаку. Очень сильные повреждения, в задние лапы вставили пластину. На лечение собирали деньги через фонд, назвали Малыш. Им занималась одна женщина, которая на лето приезжала в Севастополь из Москвы. Так она приезжала не одна, а с тремя собаками. И эта женщина так прикипела к Малышу, что взяла его четвертой собакой.
Не пройти мимо
Волонтеры - это обычные люди, только сердце у них большое. Им никто не платит за то, что они делают. Когда они не заняты спасением, они ходят на работу, готовят ужин, занимаются воспитанием детей.

- Бывает, получаем звонок от прохожего, который нашел, например, сбитую кошку, - говорит Татьяна Большакова. - Чтобы не терять время, просим отнести животное в ближайшую клинику, даем адрес, говорим, что никаких финансовых затрат не будет. В клинике их будут ждать, а волонтер уже выезжает. И как часто мы слышим: нет, вы - волонтеры, вы и должны.
А порой происходят совсем вопиющие случаи. Недавно к волонтерам обратилась женщина, чью собаку сбила машина. И если с первой просьбой ей охотно помогли - написать заявление в полицию, то вторая просьба вызвала оторопь. На лечение пострадавшего требовалось 30 тысяч рублей. У собаки есть хозяйка, у хозяйки есть семья, взрослые дети - в общем, поддержка, которая могла взять на себя расходы на лечение своего питомца. Но никто не готов был платить.
Еще один миф, что все волонтеры живут на гранты. Татьяна опровергает это:
- Во-первых, чтобы написать грант, нужно иметь фонд. Далеко не все волонтеры его имеют. Во-вторых, не каждый проект финансируется фондами. Например, строительство приюта фонд не финансирует. В-третьих, получить грант - это ответственность, отклонение от финансового плана может грозить уголовным делом. Представьте, заложила я в план первичный осмотр у ветеринара 10 тысяч рублей. Грант мы получили через полгода. Цена посещение врача выросла до 15 тысяч. А деньги перекидывать с одной статьи расходов на другую нельзя.
В конце беседы спрашиваю у Татьяны, знает ли она, как сложилась судьба собаки, которой требовалась операция, но хозяйка не хотела платить.
- Не знаю и, если честно, боюсь звонить, - тихо говорит зоозащитница. - Потому что, во-первых, сильно расстроюсь, во-вторых, понимаю, что не смогу пройти мимо этой истории. А мои возможности, к сожалению, небезграничны. Бездомных животных, которым нужна помощь, невероятное количество. Я им нужнее.
Полис ОМС для хвостатых
Роман Мачкевский - ветеринар и совладелец севастопольской клиники, где у Татьяны Большаковой кредит доверия. Роман сразу оговаривается, что на таких условиях они работают не со всеми. Только с проверенными волонтерами.

Что касается бездомных пациентов, то кошек и собак приходится поровну. Чаще всего помощь нужна животным, сбитым на дороге. На втором месте - инфекционные заболевания.
- Средний чек на травмированного зверя начинается от 20 тысяч рублей. Как мы объясняем владельцам, кураторам животных, от перелома костей умирают редко, умирают от сопутствующих травм. И зачастую, прежде чем оперировать животное, нужно его стабилизировать. Перед этим пройти полный комплекс диагностики: УЗИ органов брюшной полости, рентген, анализ крови… Вот откуда столько расходов.
- Рассматривалось ли в ветеринарном сообществе что-то подобное полису ОМС, только для животных, или выделение квот на лечение бездомных хвостатых?
- Однозначно это должно рассматриваться на государственном уровне. Инициатива должна исходить от правительства. Вопрос достаточно сложный с точки зрения оплаты труда врачей. У нас были случаи, когда волонтеры подвисали с оплатой, и врач оставался без заработка.
Ветеринаром Роман работает более 20 лет. По его словам, за это время увеличилось количество стерилизаций животных, то есть люди становятся ответственнее и гуманнее.
В клинике Романа есть скидки для бездомных животных.
- Операция для кошек стоит от 2 тысяч рублей, - объясняет ветеринар. - У собак стерилизация проходит технически сложнее и все зависит от веса: маленькая собачка - от 3,5 тысяч рублей. Пациенту важно после операции хотя бы дня три отлежаться. Поэтому нужна передержка. Мы можем на сутки оставить животное у себя, если оно не разносит стационарный бокс. Собакам мы накладываем скрытые, несъемные швы, которые им трудно будет разгрызть. С кошками в этом плане проще.