Проект задуман для изучения и презентации модных традиций народов, населявших Крым в разные времена. Десять талантливых дизайнеров воссоздали в современных интерпретациях национальные наряды греков, болгар, немцев, караимов, азербайджанцев, армян, скифов, итальянцев, а также русскую, молдавскую, белорусскую и крымско-татарскую моду с отсылкой к стилю бохо и язычеству.
Чем вдохновляются дизайнеры
По словам идеолога проекта Виктории Марченко, у него несколько целей. Первая - отдать дань уважения всем народам полуострова, вторая - установить тренд на крымскую моду.
- Представлено 12 показов: 11 взрослых и один детский и около 100 нарядов, - рассказала Виктория. - Несмотря на историческую принадлежность, наряды достаточно стильные и универсальные, их можно носить в повседневной жизни. Все пошито из натуральных тканей российских и белорусских производителей.
Дизайнера Валентину Казакевич из Ялты на создание уникальных винтажных платьев вдохновляют дети. Валентина - мама 10 детей!
- Все началось с них, - смеется дизайнер. - Сначала шила детям, а потом мои работы заметили, и меня пригласили на ярмарку. Это моя первая коллекция. Хоть мои работы выполнены в винтажном стиле, я создаю повседневную и нарядную одежду. Работаю только с натуральными тканями: хлопок, лен, батист. Использую вышивку, бисер, вязаные кружева и различную тесьму. Большой популярностью пользуются платья в стиле бохо. Вставки в виде кружева - это не только красиво, но и естественная вентиляция в жаркое время. Одеваю не только женщин, но и мужчин: шью рубахи в русском стиле с машинной вышивкой.
А крымский дизайнер Лиля Фейзулла для одной из коллекций создала одиннадцать пар кукол в костюмах народов Крыма. По словам Лили, работать с маленьким костюмом сложнее, чем с полноценной моделью: много деталей, маленькие стежки. Но результат порадовал всех.
Вероника Скорнякова представляет объединение мастеров и вязальщиц, швей и дизайнеров «Таврическая мануфактура». Творят они в селе Добром Симферопольского района. На коллекцию вуалей и будуарных шалей Веронику вдохновило творчество Антона Чехова. Говорит, его рассказы - лучшие вдохновители. А женщины, которые выбирают шаль, способны сами стать музой.
- Шаль - это аксессуар, который раньше всегда был в гардеробе у женщины. Как только она накидывала на себя шаль, становилась женственнее, пластичнее, излучала нежность и желание обнять за плечи. Я уверена, что этот элемент одежды нужно возвращать в гардероб наших модниц, - заявляет Вероника.
Шали вяжут из французского кружева, украшая серебристыми элементами. Средняя цена - 5-7 тысяч рублей. Есть вещи премиум-класса от 10 тысяч. И каждая шаль неповторима.
Мастерицы сотрудничают с музеем Чехова и работают над коллекционной сувенирной шалью, которую представят на конкурсе «Крымский сувенир».
Вдохновлялась творчеством другого русского писателя Александра Пушкина и другая дизайнер, в прошлом филолог, - Алена Ершова.
- Я черпаю идеи из нашей литературы и свою коллекцию посвятила Татьяне Лариной. Мы делаем отсылку к главной героине «Онегина» в начале произведения, где перед нами предстает несформированная девушка. Со временем, влюбляясь, она превращается в леди. Эту трансформацию мы показали в коллекции, преображая модели в женственные платья, - делится Алена.
А нынешнюю любовь молодежи к оверсайзу Алена объясняет последствиями пандемии ковида: это пижама, в которой мы засиделись дома и вышли на улицу, чуть приправив ее модными девяностыми.
- Мы не можем быстро уйти от оверсайза, - пожимает плечами дизайнер. - Уже привыкли к нему. Как надо принять и тот факт, что мы еще долго не встанем на очень высокий каблук. Моду диктует современный мир, в котором мы все время спешим, куда-то бежим. Но женственность берет свое и пробивается в образах: корсетах, приталенных силуэтах, балетках.
Дизайнер, историк русской моды из Симферополя Татьяна Матюшкина представила коллекцию «Саржа» - повседневные и праздничные вещи из денима, окрашенные вручную. Вся одежда с элементами славянской этники.
- Я считаю, что этника никогда не выходит из моды. Более того, через такой костюм мы рассказываем о своем народе, культурных ценностях, - говорит Матюшкина. - Как историк моды я выступаю за возрождение традиций женского рукоделия, потому что раньше узоры, орнаменты имели обереговое значение. Когда женщина создавала одежду, она закладывала в это определенный смысл.
Для одного из показов болгарская община Крыма передала веночки из роз. Для демонстрации костюмов крымчаков был передан наряд из народного историко-этнографического музея крымчаков имени И. В. Ачкинази. А караимский наряд доставил на ярмарку глава молодежного сектора крымских караимов-тюрков Александр Журочко.
Показы сопровождали вокал певицы-народницы Любови Болякиной, живое звучание бубнов ручной работы в славянском стиле.
Работы модельеров можно было приобрести прямо во время показа. Уникальный костюм в единственном экземпляре можно было купить в пределах 5-10 тысяч рублей.
Дегустируем Крым
В этот день внимание привлекал не только подиум, но и прилавки ремесленников, которые буквально «примагничивали» к себе внимание посетителей самыми разными изделиями, способными украсить любой интерьер и порадовать самых изысканных гурманов.
Николай Прилипко 8 лет назад переехал в Крым из Донецка. Поселился в Бахчисарайском районе, увлекся изготовлением крафтовой аджики и авторских соусов, произведенных из самых острых перцев, выращенных на своем огороде.
- Я люблю и умею готовить, - объясняет появление своего увлечения Николай. - Когда был в Грузии, попробовал местную аджику, привез с собой, но она быстро закончилась. Я захотел повторить, разобрал ее буквально на атомы, благо я инженер-электронщик. В результате получилась аджика со своим вкусом. Много экспериментировал, угощал гостей. Стал получать отзывы, что этим надо делиться.
Начинал Николай с трех видов аджики, сейчас у него около двадцати: «Поцелуй дракона», «Жгучий пекун», «Ткемали с огоньком», «Вяленые перцы»…
А девушка с загадочным именем Ананди Лихогра создает своими руками обереги, известные как ловцы снов.
- Я делаю их из ракушек, лозы ивы, перышек, бусин - только натуральные материалы, - рассказывает мастерица. - Самое главное - плести их с добрыми мыслями и любовью. В каждый амулет я вплетаю конкретные символы, которые будут работать во благо. Ошибочно считать, что задача оберега лишь защищать от бед. Совсем не обязательно. Он может работать на вдохновение.
Как сообщил в завершение партнер этнопроекта, руководитель Бельбекской ярмарки Дмитрий Бунин, такие показы станут регулярными и будут проводиться каждый сезон. Сама ярмарка работает каждые выходные с 16 часов.