В Крыму представители турагентств рассказали, какие проблемы стоят перед отраслью

С 1 марта 2025 года вступил в силу закон, согласно которому аттестация экскурсоводов является обязательной и ее отсутствие при проведении экскурсий станет административно наказуемым. На сегодняшний день в Крыму прошли аттестацию 549 экскурсоводов. Республика остается на лидирующих позициях после Санкт-Петербурга и Москвы по количеству таких аттестованных специалистов.

В Крыму представители турагентств рассказали, какие проблемы стоят перед отраслью
Представители туристической отрасли рассказали министру о проблемах

Министр курортов и туризма Республики Крым Сергей Ганзий отмечает, что в украинские времена в реестре значилось около 1200 экскурсоводов. Нынешняя цифра говорит о том, что все еще остается большой теневой сектор.

В Крыму прошли аттестацию 549 экскурсоводов

О том, какие проблемы стоят перед туристической отраслью, министру рассказали сами представители турагентств.

Теплоход уходит без туристов

Председатель Ассоциации «Представителей туристско-экскурсионной отрасли» Анна Зиновьева обозначила ряд вопросов, которые есть в каждом регионе Крыма.

- Это отсутствие мест парковки для туристического транспорта, зоны посадки и высадки экскурсантов в муниципальных образованиях, наличие туалетов вблизи объектов туристического показа, деятельность нелегальных предпринимателей, чья реклама красуется во всех крымских городах.

В Алуште, а точнее в Профессорском уголке, большая проблема с организацией дорожного движения. Стихийную стоянку не останавливают даже знаки «Парковка запрещена».

- Муниципалы знают проблему, но решить не могут, - рассказывает директор «Алуштинского туристического бюро путешествий и экскурсий» Наталья Кургалина. - Затор на этом участке дороги породил следующую проблему. Только в этом районе причаливает теплоход. Добраться до этой точки удобнее всего на электрокарах. Но транспорт попадает в пробку, туристы опаздывают, и теплоход уходит без них.

Знают об этой проблеме и в Государственном совете Крыма. По словам Сергея Ганзия, вопрос принят к сведению и будет еще раз рассмотрен в ближайшее время.

- Парковки - это общероссийская проблема, - признает министр. - В условиях существующей застройки мы не установим парковки. Я изучал опыт многих стран, и мне импонирует Австрия, где автобус подъезжает к объекту показа, выгружает группу и уезжает в место отстоя. Я прошу вас подготовить список экскурсионных объектов, а мы уже совместно с ГАИ, администрацией и Минтрансом отработаем по каждому месту.

Вопрос с парковкой для туристических автобусов начал решаться в Симферополе. По словам руководителя «Туристического альянса Крыма» Светланы Возной, наша столица стала первым городом, на котором отработана данная модель.

- На улице Гурзуфской, возле КФУ, будет выделено несколько мест под большие автобусы. А вторая локация - на улице Пролетарской, возле храма Петра и Павла: дается 15 минут, чтобы высадить группу, - поделилась Возная.

Также министр предложил отработать каждый район республики, где нужны общественные туалеты. Здесь тоже нужна помощь экскурсоводов: они также дают список, а министерство отрабатывает вопрос с муниципалитетами. Главное условие - наличие коммуникации и воды.

На отсутствие удобств жалуется представитель Евпатории, работающий на маршруте Малый Иерусалим. Единственный туалет здесь закрывается на зиму, а на помощь гостям приходит местное кафе.

В XXI веке это звучит странно, но нужда привела к тому, что на Туристическом портале полуострова появилась карта общественных туалетов - их у нас более 120.

- Эта карта будет полезна как для гидов, так и для гостей. Здесь собраны все сведения о режиме работы туалетов, с адресами и данными геолокации, - пишет Турпортал.

Тропы с ограничениями

У российских туристов большим спросом пользуются морские прогулки. А в Крыму по факту всего два причала - в Ялте и Алуште. Остальные портопункты экскурсоводы мастерят на месте. Выглядит это небезопасно: трап кидают на пляж, при этом стоя по колено в воде.

- Причалы - это больная тема для всего Крыма, - признает министр курортов. - От них зависит развитие яхтинга. Часть портов и причальных стенок передана в федеральную собственность, но пока никакой модернизации не произошло. Мы разговаривали с первым заместителем министра транспорта РК Арсением Козловским, чтобы сдвинуть вопрос с мертвой точки. У нас есть интересные проекты, например, по развитию водных такси. Но реализовать все задуманное на уровне республики мы не сможем, нужна федеральная программа.

В свою очередь руководитель «Ялтинского экскурсионного бюро» Анастасия Груша подняла вопрос о закрытии одного из самых популярных у туристов и местных жителей туристического маршрута - Боткинской тропы.

В интервью «Крымской правде» директор «Заповедного Крыма», главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды Артур Мурзаханов объяснил, что причиной закрытия Боткинской тропы стало постановление правительства об обеспечении мер безопасности на тропах.

С недавних пор «Заповедный Крым» отвечает за безопасность каждого туриста

- Нюанс в том, что ФГБУ «Заповедный Крым» отвечает за безопасность каждого туриста. Если кто-то сорвется со скалы, это будет моя персональная ответственность, - говорит Мурзаханов. - Поэтому у нас все тропы должны быть оборудованы перилами. Для понимания, общая протяженность троп у нас - 143 километра. И нам нужно поставить ограждения примерно на 100 километрах из них. Финансирования на это нет. Нужно писать заявки, средства будут понемногу выделять каждый год, то есть мы не знаем, когда закроем этот вопрос. Итог простой: нам остается только закрывать эти маршруты. Например, это касается Штангеевской и Боткинской троп. И подчеркну, что эта ситуация коснулась других заповедников тоже. Требования и стандарты очень жесткие. Например, обрывы нужно обнести в том числе высоким забором. Но мы бы не хотели менять первозданную крымскую природу. Сейчас специалисты ищут решение. Цель - не изуродовать маршруты, но и пустить всех желающих на территорию. Один из вариантов: допускать туристов только с гидом. Мы обсуждаем, ждем, находим оптимальный выход из ситуации.

Также по новым правилам туристические компании обязаны классифицировать маршруты по степени сложности. На маршрутах с категорией сложности 1, 2, 3 туриста (это касается и местных жителей) должен сопровождать инструктор-проводник. А с 1 июля 2024 года действует закон, обязывающий инструкторов-проводников пройти обязательную аттестацию.

Согласно изменениям в законодательстве инструктороы-проводники должны тоже пройти аттестацию

- Согласно изменениям в законодательстве, у нас появляется аттестация инструкторов-проводников и категорирование маршрутов по степени сложности, - комментирует Сергей Ганзий. - Здесь действительно большой пробел: как эти маршруты категорировать, какая должна быть стоимость обучения инструкторов. На сегодняшний день цена 30 тысяч рублей, на федеральном уровне - 50 тысяч. Мы хотим добиться более адекватной стоимости, хотя позиция министра экономического развития РФ, что профессиональная подготовка таких специалистов не может стоить дешево.

Кстати, аттестацию должны проходить и водители «минивэнов», «джипов», которые привозят туристов на маршрут, а также блогеры, предлагающие новые форматы туров. Фактически все они оказывают услуги экскурсоводов.

Что касается закрытых троп, то сделано это в рамках перестраховки, комментирует министр курортов Крыма.

- А все потому, что приняли закон, но не сделали нормативные правовые акты. На выходе мы получили то, что получили, - разводит руками Сергей Ганзий. - Нам, представителям туристической отрасли, нужно объединиться в мощную организацию, которая позволит лоббировать наши интересы на федеральном уровне. Достаточно большое количество пробелов в законодательстве, которые нам нужно менять. Но услышат только сильный голос. В июне в Москве пройдет туристический форум «Путешествуй!», где мы от Республики Крым вынесем эти вопросы.

Еще в 90-е годы был разработан проект закона о ведении экскурсионной деятельности, где четко было прописано, кто такой организатор экскурсии, какие у него полномочия. И это не обязательно должен быть человек с профильным образованием. Экскурсоводами могли работать люди предпенсионного возраста, мамы в декрете. Их готовили в учебных центрах службы занятости. Это была вполне рабочая схема, которую можно вернуть в настоящее время.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 28 мая 2025

Заголовок в газете: Туризм по новым правилам

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру