В какой-то момент памятник оказался на территории Балаклавского рудоуправления имени Горького, ограничившего доступ к памятнику. И тем не менее, активисты ветеранского и поискового движений смогли пройти к памятнику. Впечатление осталось не самое хорошее. Памятник требует капитального ремонта, братская могила - благоустройства.
Предыдущая фотосессия на этой высоте состоялась в марте 2020 года. За пять лет состояние памятника изменилось не в лучшую сторону. Слепленная из подручных материалов в 1944 году скульптура потрескалась и постепенно осыпается. И памятник, и деревья вокруг него покрыты толстым слоем известковой пыли из Псилерахского карьера. И это не пыль веков, не пыль забвения. Прошел лишь 81 год после штурма Севастополя. Понимая, что для массового посещения этот объект будет открыт очень нескоро, приводим несколько фотографий, сделанных в марте 2025 года.
«Потомкам поведает этот гранит...»
На главной плите памятника, обращенной к югу, к Черному морю и мысу Айя, надпись гласит: «Май 1944 г. 242 Горно-стрелковая Таманская Краснознаменная дивизия. Потомкам поведает этот гранит как здесь разгромили германца. ВЕСЕННЕЙ ГРОЗОЮ ПО МИРУ ГРЕМИТ ПОБЕДНАЯ ПОСТУПЬ ТАМАНЦЕВ. Они, сокрушая вражьи твердыни, в родной Севастополь с ПОБЕДОЙ вошли. И СЛАВА о НИХ В ВЕКАХ не ОСТЫНЕТ, КАК СОЛНЦЕ СВОБОДЫ, ЧТО в КРЫМ ПРИНЕСЛИ!»
В этой цитате стараюсь соблюдать пунктуацию, орфографию и сочетание регистров текста. Так написали авторы. И к этому у них были весомые аргументы. В те времена освободители Крыма и Севастополя не отделяли немцев от румын. А вот последних весной 1944 года оставалось огромное количество. Ораторов на митингах и сегодня приходится поправлять в их выступлениях, не путая устоявшуюся рифму текстов: «Освобождение от немецко-румынских захватчиков».
Западная доска на обелиске гласит: «Овеянные славой, горные ОРЛЫ-ТАМАНЦЫ беспощадно громили врага в широких степях Украины. Подобно лавине они обрушились на врага со снежных перевалов Кавказа и вернули РОДИНЕ плодородную КУБАНЬ. Таманцы прорвали голубую линию освободили Тамань и сбросили немцев в море. Богатырской поступью перешагнули через Керченский пролив и разгромили врага штурмом овладев крепостью Керчь. Великий СТАЛИН за эти героические подвиги наградил дивизию орденом «Красного Знамени». Таманцы совершили новый бессмертный подвиг - штурмом овладели Севастопольской крепостью и на скалистом м. ХЕРСОНЕС завершили разгром немцев в Крыму. Гордое наименование «Севастопольских» получили ее 897 и 903 горно-стрелковые полки».
На доске, обращенной к восходу солнца, надпись гласит: «С этой высоты в 7.00 7 мая 1944 года 242 горно-стрелковая Таманская Краснознаменная дивизия штурмом прорвала первый Севастопольский обвод из трех полос железобетонных оборонительных сооружений немцев и стремительно развивая наступление за 5 дней ожесточенных боев сокрушила 8 подобных оборонительных сооружений, густо насыщенных ДОТами, ДЗОТами, проволочными заграждениями и минными полями. И 12 мая окончили очищение Крыма от немецких захватчиков».
Для понимания истории освобождения Крыма и Севастополя важен текст и северной плиты памятника. А он гласит: «За 5 дней наступления с 7 по 12 мая 1944 г. Дивизия уничтожила и захватила:
ДОТов - 12
Самолетов - 3
Танков - 2
Орудий - 183
Пулеметов - 688
Минометов - 112
Винтовок - 6671
Снарядов - 48950
Патронов - 185000
Автомашин - 568
Бензина - 16 тонн,
Извлечено 4000 мин.
Истреблено 3576 и захвачено в плен 2209 немецких солдат и офицеров.
Братская могила
Ниже по склону у бетонной лестницы есть захоронения и мраморные плиты. Правая плита гласит: «Остановись, товарищ! Обнажи голову и преклони! Перед тобой братская могила доблестных сынов России, героев штурма Севастопольской крепости. Отдай честь и сохрани в памяти светлый образ бойцов и офицеров Таманской краснознаменной дивизии, павших смертью храбрых в борьбе за свободу и независимость Родины. Они бились с врагом, пока бились их молодые сердца, и жизнью своей проложили путь к победе»
На плите слева от лестницы текст: «Вечная слава бойцам и офицерам 242-й горнострелковой Таманской Краснознаменной дивизии, геройски погибшим в боях за освобождение Севастополя от немецко-фашистских захватчиков».
На центральной террасе лестницы могильная плита упоминает двух кавалеров трех орденов майоров Ивана Хорошевского и Петра Хоружего, лейтенанта Виктора Перфильева, четырех бойцов, а далее стоят слова «и другие». Текст читается с большим трудом. Плит бы не хватило перечислить всех, даже тех, кто только на этой высоте в мае 1944 года отдал жизнь за Севастополь. Памятник и братская могила состоят на государственном учете.
В Севастополе есть еще несколько братских могил, где захоронены воины 242-й Таманской дивизии - освободители города. По крупицам собирал сведения о них легендарный поисковик Владимир Емельянович Сергиенко. Он же составлял и правил тексты для нанесения на плиты. В селах Оборонном (ранее - Камары), Флотском (ранее - Карань), на улице Благодатной на востоке Балаклавы. Были захоронения таманцев на высоте Горной и в районе 10-го км Балаклавского шоссе. На Караньском плато, недалеко от Флотского, в 70-х годах на территории воинской части для патриотического воспитания молодежи был сооружен памятник. Захоронений там не было. Часть расформировали, памятник разрушился.