Для очередного похода мы выбрали местом старта село Оборонное, куда приехали на рейсовом городском автобусе. По асфальтированной дороге дошли до источника Иоанна Предтечи и деревянной церкви. Здесь шлагбаум перекрывает движение автотранспорта, и дальнейший путь пролегал по вполне удобной пешеходной дороге вплоть до руин нижнего дивизиона объекта «Сотка». От перевала Камара-Богаз крутая лесная дорога уходит на юг к побережью урочища Инжир. Это самый надежный путь к круглогодичным туристическим палаточным стоянкам на берегу моря в сосновом лесу. С этого перевала можно уйти на запад по каменистой гребневой дороге с круговым обзором в Балаклаву, с заходом на Южный форт и так называемую обзорную «Бочку смерти». По левую руку - море до горизонта, по правую - виноградники «Золотой балки».
Но есть еще одна дорога, ведущая на восток к Варнаутской долине и селу Резервному. Начинается этот путь по старому асфальту, который уже через 150 метров сменяется брусчаткой старой римской дороги. В Крыму у туристов принято называть все старые дороги римскими. А почему бы и нет? Ходили и ездили верхом по ним задолго до прихода римлян, но, по преданиям, именно римляне осуществили, как бы сейчас сказали, реконструкцию дороги. Под их «чутким руководством» местные жители вымостили путь диким, едва обработанным камнем. И этот камень пережил века, сохранив возможность движения по лесу пешеходов и вело-мототранспорта. Что касается автотранспорта, то ключи от всех шлагбаумов находятся у лесников и врезаются в замки только в случае крайней служебной необходимости. А вот пешим туристам здесь раздолье, если не объявлен период особой пожарной опасности в лесу. Для походов на Муркум-Улле мы выбираем зимние месяцы или раннюю весну. Летом здесь царит жара на каждой поляне.
Первым ориентиром на дороге сейчас является родник с бетонным оголовком и стальной крышкой. Вода прохладная даже летом. В самом колодце довелось наблюдать группу тритонов, но зимой они спят где-то под слоем листьев или среди корней деревьев. Чуть ниже вода накапливается в крошечном водоеме, который стал поилкой для зверей. И водоем этот, судя по обилию следов, очень популярен среди копытного зверя.
В феврале лиственные деревья в лесу еще спят. И этим периодом в своих интересах пользуется вечнозеленый плющ. Он интенсивно карабкается молодыми побегами по стволам и ветвям дубов, ясеня, граба поближе к солнцу. Сейчас он вне конкуренции в погоне за солнечным светом, источником жизни. Не отстают от плюща и мхи, толстым мягким ковром покрывающие камни и основания стволов деревьев. Влага и свет в лесу сейчас есть. Это самые комфортные условия для простейших растений.
Дорога постепенно поднимается к перевалу на Варнаутскую долину. По римской брусчатке можно идти посуху. Но по обочинам приходится месить зимнюю грязь обводненного склона. Снова множество следов кабана, перерывшего лесные поляны в поисках луковиц и червячков. Неутомимый труженик своим пятачком переворачивает даже большие камни. Словно трактор с плугом прошел, только без следов гусениц.
Перевал отмечен знаками Большой Севастопольской тропы. Не так давно к основным участкам этой тропы добавились дополнительные, делающие путешествия более разнообразными. Теперь желающие могут выбрать маршрут по своим силам и учесть транспортную доступность старта и финиша. Появились и резервные варианты схода с основного маршрута в случае непредвиденных обстоятельств или ухудшения погоды. Тропы промаркированы, и заблудиться на них очень сложно.
На перевале мы прощаемся с римским творением и уходим влево по крутому раскисшему склону на хребет. Через 10-15 минут дорога выполаживается, и мы оказываемся на относительно ровной видовой площадке. На гребне царит можжевеловое редколесье, которое позволяет рассмотреть Севастополь на северо-западе и Варнаутскую долину на юго-востоке с высоты 490 метров над уровнем моря. Без труда угадываются мысы Фиолент и Херсонес, новостройки города, его Северная сторона, район Инкермана и Сахарной головки. Чуть правее сияет на солнце маковка башни над монастырем Шулдан, читаются решетки пещерного монастыря Челтер-Мармара. А там, дальше, и контуры крепости Мангуп-Кале на плато горы Баба-Даг. Над головой парит стая орлов. Они держатся от нас со стороны солнца и позировать для фото не желают. Их добыча - мелкие птицы и мыши. Мы их не интересуем.
Взгляд на юг сразу находит село Гончарное с озером, застройку села Резервного. Видна автострада Севастополь - Ялта с очень интенсивным движением. Над Гончарным темнеет лесной склон массива Кокия-Бель, левее - Каланых-Кая. На вершинах и северных склонах Южной гряды гор лежит снег. А у нас на Муркум-Улле 16 градусов выше нуля. Мимо нас проходят группы с детьми и собаками. Идут в футболках и не мерзнут. Под сенью старых дубов в зарослях кустарника находим стайку подснежников. Снега у них так и не было, но солнышко припекает. Дорога по гребню на фоне зеленеющей травы выделяется красноватой глиной. Гребень настолько прямой и ровный, а поляна настолько широкая и длинная, что здесь мог бы взлетать и садиться легкомоторный самолет.
Следуем по широкой дороге на северо-восток до развилки троп. Можно спуститься к гроту Каймос или к «изваянию Нефертити». Туда и отправились догнавшие нас группы. Мы же уходим по маркированной тропе южнее и спускаемся в каньон реки Сухой. Вода в ней в месте примыкания тропы есть, хотя дождей давно не было. По каньону идет тропа дополнительного маршрута БСТ. В сравнении с прошлым и позапрошлым годами тропка сильнее протоптана. Видимо, и на ней сказалась растущая популярность маршрута. На «Тороповой даче» множество людей, все автопарковки плотно загружены. Вдоль линии электропередачи по тропе спускаемся к автобусной остановке «Алсу». Автобусы идут с интервалом 5-10 минут. И мы уезжаем в Севастополь на транспортный узел «5-й километр Балаклавского шоссе».