По мнению первого проректора Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова Анжелики Лучинкиной, если говорить именно о подростковой среде, то ничего нового не произошло.
- Они матерились раньше и матерятся сегодня, - говорит она. - И больше они матерятся, потому что больше стали материться взрослые. На самом деле очень простой рецепт: если ты не хочешь, чтобы твой ребенок матерился, ему нужно прививать хороший вкус. И даже если ребенок начал это делать, зная, что поступает некрасиво, неправильно, очень быстро закончит.
Обращаясь к теме популярности бранных слов у детей, собеседница предлагает начать разговор со взрослых.
- История с детьми - это то, что случилось с нами, со взрослыми, - отмечает Анжелика Лучинкина. - Мы стали позволять себе использовать эту лексику. Почему? Мы сегодня с экранов телевизоров слышим обсценную лексику, мы сегодня слышим мат в театрах, да практически из каждого утюга. У нас это стало нормой речи. А вот с каких пор и почему это стало нормой - вопрос. И почему матерятся дети в таких условиях, очень даже понятно.
В свою очередь член Родительского комитета (Совета) Республики Крым при Министерстве образования, науки и молодежи РК Мария Скоробогатова видит причину происходящего в снижении культуры речи в целом.
- Вседозволенность, безнаказанность как в семье и межличностном общении, так и в СМИ, - перечисляет она. - В среде подростков это общее сегодня явление. И здесь есть ряд причин, связанный с возрастными особенностями. Самая распространенная - это то, что через употребление мата подростки пытаются казаться взрослее, уверенными в себе, крутыми ребятами. Вторая - они таким образом пытаются привлечь к себе внимание сверстников, учителей, родителей. Третья причина - подростковый бунт: обратите внимание, я так могу, и мне ничего за это, по сути, не будет.
Могут ли повлиять на ситуацию педагоги, а в особенности молодые, которые приходят в школу после вуза и не имеют большого возрастного разрыва со школьниками, рассказывает проректор по научной работе Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования Юрий Дорофеев.
- Пример молодого наставника очень показательный, - отмечает собеседник. - Но, к сожалению, единичный пример не исправит ситуацию в целом. Общая картина, которая у нас сейчас складывается, вызывает сдвиг даже не только в сторону обсценной лексики. Там же сейчас очень много так называемой инвективной лексики (оскорбительной, унижающей достоинство человека - авт.). Не обязательно она нецензурная будет.
Серьезный вклад в популяризацию ругательств делает, по мнению Юрия Дорофеева, Интернет.
- Границы сильно размыты, - говорит специалист. - В большей степени дети в Интернете на видеоканалах сталкиваются с тем, что ведут их люди, специально эпатирующие зрителя. Делают они это с определенной целью. А дети воспринимают это как образец, не понимая, кто и для чего говорит.
Как отмечает писатель, сценарист Александр Барбух, проблема употребления обсценной лексики общекультурная и заключается она в том, что мат сейчас для значительной части общества - часть имиджа человека сильного, уверенного, свободного.
- Сломать этот стереотип очень непросто, - заостряет внимание Александр Барбух. - Убедить современного молодого человека говорить чистым языком так же сложно, как убедить его слушать музыку Моцарта вместо какой-нибудь попсы или косноязычного рэпера. И это уже давно. Я, например, хорошо помню свое детство, ужасное раздвоение личности, когда во дворе, чтобы быть своим, соответствовать, нужно было говорить одним языком, а дома, при родителях, всячески сдерживаться, контролировать речь.
- Что в таком случае делать?
- Есть такое общеупотребительное мнение, что запретами и ограничениями ничему невозможно помочь. Однако опыт последних лет в борьбе, например, с курением говорит, что разумные запреты - это вполне эффективно. «Нецензурная брань в общественных местах» согласно Кодексу административных правонарушений квалифицируется как мелкое хулиганство. Давайте начнем хотя бы с этого, просто будем исполнять законы. Ну, а потом постепенно начнем решать связанные с этим проблемы, более сложные, общекультурные.