Призрачное студенчество
- 19 декабря 2024 года через Госуслуги я получила уведомление о судебном иске, что являюсь должником перед КФУ и на мои счета будет наложен арест. Оказывается, по версии университета, с 1 сентября 2019 года по 21 мая 2021 года я училась, сдавала экзамены и задолжала им 72 441 рубль 19 копеек, - удивлению Марии нет предела. - Я тут же обратилась в юридический отдел КФУ, указав на отсутствие действующего договора между ними и мной. На что мне ответили, что я подделала документы, и отказали в мирном урегулировании ситуации.
Согласно условиям договора с университетом, в случае невнесения обучающимся оплаты за первый семестр учебного года в сроки, указанные в договоре, исполнитель вправе отказаться от договора, направив об этом обучающемуся уведомление, в том числе по реквизитам электронной почты, указанной сторонами. В случае непоступления оплаты на счет исполнителя в течение нескольких дней с момента отправки такого уведомления, договор считается прекращенным с момента сообщения. Согласно условиям договора, в случае нарушения сроков оплаты, исполнитель вправе приостановить оказание услуг, потребовать внесения платы по договору, направить уведомление о намерении отказаться от договора. В случае непоступления оплаты на счет исполнителя в течение 30 дней с момента отправки такого сообщения, договор считается прекращенным с момента отправки сообщения, а обучающийся подлежит отчислению.
- С 2019 по 2021 годы меня считали студенткой, а когда все-таки издали приказ о моем отчислении, то не посчитали нужным уведомить, - продолжает Мария. - В июле 2024 года подали на меня в суд, опять же не предоставив мне никакого документа. Не зная, что за моей спиной ведутся судебные разбирательства, я пропустила два заседания, и мне пригрозили блокировкой банковских счетов.
До Нового года оставались считанные дни, готовиться бы к празднику, а Мария пыталась решить неожиданный конфликт. Девушка наняла адвоката, приостановила арест счетов и попала на личный прием к первому проректору - проректору по международной деятельности и информационной политике КФУ Сергею Юрченко.
- Сергей Васильевич попросил письменно изложить проблему, пообещав выслушать все стороны и после уже пригласить на встречу, - передает суть разговора несостоявшаяся студентка. - Он отметил, что ситуация животрепещущая, и пообещал разобраться - это ошибка вуза или моя. На вопрос, почему о своей как бы задолженности я узнала только через пять лет и как меня переводили без сдачи экзаменов, написания научных работ, ответа я не получила.
Вопрос хороший. Когда Мария увидела свои оценки, не могла сдержать улыбку. Говорит, чуть ли не лучшая на потоке: четверки и пятерки. Интересно только, кто за нее сдавал эти дисциплины?
27 декабря Сергей Юрченко прислал письменный ответ: «Ваше утверждение относительно того, что вы не являетесь студентом Университета с декабря 2019 года, не нашло своего подтверждения, поскольку документально установлено, что вами были сданы следующие зачеты/экзамены за период с 2020 года по 2021 по дисциплинам: «Учебная практика, практика по получению профессиональных умений и навыков» 25.02.2020 на «отлично»; «Информационно-аналитические технологии в профессиональной сфере» 24.12.2020 на «хорошо»; «Управление по результатам в системе государственного управления» 19.04.2021 на «хорошо». Таким образом, вышеуказанным подтверждается фактическое получение вами образовательных услуг, оказанных Университетом. Приказом от 21 мая 2021 вы были отчислены за неликвидированную в установленные сроки академическую задолженность. Период вашего обучения охватывает промежуток времени с 01.09.2019 по 21.05.2021, сумма задолженности рассчитана за указанный период. Исходя из вышеизложенного, Университетом были исполнены обязательства по оказанию платных образовательных услуг, вами обязательства по освоению образовательной программы и своевременной оплате оказанных услуг исполнены не были, в связи с чем Университет реализовал свое право на судебную защиту и принудительное исполнение решение суда».
У Марии есть чем апеллировать. На руках у нее две справки. Одна от директора школы № 31, где она работает учителем русского языка и литературы: о том, что Бугаенко за период с 1 сентября 2019 года по 30 мая 2021 года учебный отпуск ввиду сессии в КФУ не предоставлялся. Вторая справка из Центра по централизованному обслуживанию образовательных организаций департамента образования администрации города Симферополя: за период с 16 августа 2019 года по 31 декабря 2021 года, согласно табелям учета рабочего времени, предоставленным в ЦЦООО, для начисления и выплаты заработной платы, учебный отпуск не значился.
- Это значит, что отпуск для сессии я не брала и зарплата мне начислялась в полном объеме, - объясняет Мария. - Для оформления учебного отпуска нужно предоставить работодателю справку-вызов из вуза и заявление. Оформляется внутренний школьный приказ, и на эти три недели педагогу ищут замену. Все указывается в табеле. У меня вызовов не было, я вела уроки. Вопрос: кто сдавал за меня сессию? У меня большая нагрузка: 44 часа, заменить и не заметить мое отсутствие сложно. Кроме того, в этот период я прошла курсы повышения квалификации в КРИППО, где предоставляла оригинал диплома, хотя, по версии КФУ, он должен находиться у них. И, кстати, в своем письменном ответе они даже не приложили ведомости, что ставит под сомнение их подлинность.
История повторяется
Случай с Марией можно было бы списать на ошибку и халатность, если бы точно такая же история не приключилась с еще одной крымчанкой. Девушка рассказала свою историю в соцсетях в паблике «Черный список Симферополя».
- В черный список КФУ им. Вернадского и работающих там... которые пытаются обманным путем вытянуть с моей мамы 88 736 рублей! Ситуация следующая: в 2019 году (тот же год, что и у Бугаенко - прим. ред.), будучи на 2-м курсе очно-заочно, по личным причинам я решила прекратить свое обучение в этом месте. И после первого (оплаченного!) семестра следующую сессию я уже не сдавала, а на обучении попросту не находилась. Учитывая тот факт, что я была на коммерции и имелся договор, опираясь на него, а именно на пункт о расторжении, я знала, что, в случае просрочки оплаты на 2 недели, универ тебя незамедлительно должен отчислить. Поэтому, чтобы прекратить обучение, я просто решила не оплачивать следующий семестр и в это же время нашла себе другое учебное заведение для дальнейшего обучения. Шло время, но ни звонков, ни сообщений, ни писем нам не присылали, и я сделала вывод, что меня отчислили, даже не уведомив об этом. Но! В июле 2022 года моей маме пришло уведомление суда, где указано, что я наконец отчислена, а она должна заплатить КФУ за мое обучение в период за 2020-2021 год. В этом письме говорится об оказанных образовательных услугах на мое имя, когда по факту они были прекращены намного раньше. Наше счастье, что зачетная книжка, все чеки и сам договор у нас сохранился. Из всего происходящего ясно только одно: по своей же халатности работники КФУ попросту упустили момент моего отчисления, а когда пришло время вручать дипломы - очнулись. И теперь за их же безответственность они требуют заплатить деньги. Первый приговор суда у нас получилось отменить, но спустя месяц они подали еще один повторный иск, где снова требуют деньги.
Дело несостоявшегося журналиста, а именно на такую специальность поступала девушка, закончилось тем, что она все-таки выплатила часть денег. После нескольких судебных заседаний было принято решение урезать сумму. В итоге семье пришлось отдать около 35 тысяч рублей. По ее словам, можно было продолжить борьбу, но она посчитала, что волокита с бумагами, трата времени и расходы на адвоката обойдутся дороже.
- Но судиться определенно нужно, потому что со стороны нормального человека это выглядит как мошенничество, - дает совет пострадавшая.
Согласно чч. 1 - 6 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, образовательные организации обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. Обучающийся имеет право на две пересдачи академической задолженности в течение года.
- Однако университетом не предпринимались попытки предоставить мне как студенту права пересдачи академических задолженностей. Никаких уведомлений от вуза я не получала, - утверждает Мария Бугаенко.
Учительница настроена решительно. На днях мировой судья Керченского судебного района удовлетворил ее иск об отмене судебного приказа о взыскании задолженности по договору об оказании платных образовательных услуг. Дальше Мария будет добиваться проведения проверки в отношении КФУ и ответственных лиц. Если в университетских ведомостях окажется ее подпись, отправит ее на экспертизу и подаст иск о подделке документов.