Крымчанам объяснили, почему ездить в маршрутках стало дороже

С 1 января крымчан ждало неприятное повышение цен на проезд в общественном транспорте. Ездить по городу стало дороже на 5 рублей. Представители транспортной сферы тут же дали объяснение: мера вынужденная и оправданная.

Крымчанам объяснили, почему ездить в маршрутках стало дороже
Фото автора

Чтобы остаться на плаву

19 декабря 2024 года Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым был издан указ, которым с 1 января установлены новые тарифы на перевозку пассажиров в общественном транспорте на территории Крыма. Согласно документу, стоимость проезда в городском транспорте повышается в среднем на 5 рублей: с 25-30 рублей (в зависимости от оплаты наличкой или банковской картой) до 30-35 рублей. В Бахчисарае, Саках, Судаке и пгт Черноморском стоимость проезда составила 27 и 32 рубля.

- Последнее изменение тарифа у нас было в январе 2023 года, - пояснил начальник управления по организации и развитию перевозок на транспорте Министерства транспорта РК Тимур Сеттаров. - За эти два года выросла стоимость топлива, запчастей. Если мы хотим, чтобы наши транспортные предприятия оставались на плаву, нужно пересматривать тарифы.

О том, что это мера непопулярная не только среди населения, но и среди перевозчиков, говорит и президент Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма Зиновий Лудчак.

- Нам каждый раз неприятно обращаться в Минтранс, Госкомитет по ценам и тарифам с ходатайством о пересмотре тарифов, но жизнь вынуждает, - просит понять Лудчак. - Топливо выросло на 15%, запчасти - на 30-35%, обслуживание транспорта - в 2 раза. Да что говорить, если минимальная заработная плата с учетом нового МРОТ за два года выросла на 35,1%. И мы сможем повысить зарплаты нашим водителям и слесарям.

По словам Зиновия Михайловича, если бы вышеперечисленные структуры не поддержали инициативу Ассоциации, транспортную отрасль, возможно, ждало бы и банкротство.

Где брать водителей?

Для определения стоимости тарифа нужно посчитать, во сколько обходится один километр для одного человека. Пробег делится на количество перевезенных пассажиров.

В ряде регионов, особенно курортных, после летнего сезона наблюдается снижение пассажиропотока. Здесь перевозчики несут больше всего убытков. Хорошо, что на подхвате есть ГУП РК «Крымтроллейбус», который подстраховывает частных перевозчиков, работающих в минус.

- Частники сами обращаются в Минтранс, просят расторгнуть с ними контракт в связи с убыточностью перевозок в ряде регионов. Тогда этот маршрут переходит «Крымтроллейбусу» без права выбора, потому что наша задача, чтобы все поселения были охвачены транспортной сетью, - говорит Лудчак.

Как отмечают в Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма, сдерживание роста тарифов происходит за счет того, что они регулируемые. Иначе стоимость проезда в городском транспорте была бы порядка 50 рублей.

Но ни один тариф не окупит стоимость автобуса. Если раньше их можно было купить за 7 миллионов, теперь новенький транспорт обходится в 12 млн рублей. С 2014 года в республике обновилось 90% подвижного состава. Появились валидаторы, спутниковая навигация ГЛОНАСС, кондиционеры - все эти блага цивилизации появляются в том числе благодаря пересмотру тарифов.

- С недавних пор в процесс контроля работы транспорта вовлечены главы и замы администраций, депутаты всех уровней, они знают, какой перевозчик за какой отвечает маршрут, - добавляет Тимур Сеттаров. - Депутатам, проводящим сход граждан, легче собрать жалобы и предложения граждан для, например, изменения расписания.

Без поддержки государства транспортной отрасли было бы туго. В частности, перевозчик получает компенсацию за провоз льготных категорий граждан, а их более 30. И к льготникам есть только одна просьба: всегда прикладывать банковскую карту к валидатору.

- Не приложил карту - поездку не зафиксировали. А значит, перевозчику не учли этого льготного пассажира, и за него он не получит денежные средства, - предупредил Сеттаров.

Средняя зарплата водителей - 45-50 тысяч рублей. На государственном предприятии - 80-120 тысяч рублей. Сейчас ведется работа по предоставлению жилья и обеспечению питанием. Все это делается для привлечения водителей, так как в республике дефицит кадров - 50%.

По мнению Зиновия Лудчака, еще сильнее может осложнить ситуацию установка тахографов, которая планируется уже в этом году. Тахограф - это специальное устройство, которое фиксирует данные о том, как водитель управляет автомобилем, сколько времени находится за рулем.

- Ситуация значительно ухудшится. Если мы сейчас позволяем себе 10 часов работать, то тогда водитель вынужден будет перейти на восьмичасовой рабочий день. И это при таком дефиците водителей, - подытожил президент Ассоциации перевозчиков.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 15 января 2025

Заголовок в газете: Везет тому, кто везет?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру